Творчество Фидия и ансамбль Афинского Акрополя.

Фидий (490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Фидий был одним из самых лучших скульпторов древности, без его шедевров невозможно представить себе античную культуру. Он положил начало классической греческой скульптуре, оказав колоссальное влияние на дальнейшее развитие античного и мирового искусства.

К сожалению, ни одна из его оригинальных работ не сохранилась..

Фидий родился в Афинах в 493 году до н.э. Доподлинно неизвестно, кто был его наставником в ваянии: обычно называют имена Гегия Афинского, Агелада Аргосского и Полигнота с Тасоса.

Фидий был тесно связан с афинским правителем Периклом и пользовался его покровительством. После победы над персами в 449 году, когда художники и скульпторы Афин прославляли победоносный полис, Перикл назначил Фидия руководителем всех скульптурных работ в полисе. Именно Фидий руководил возведением Парфенона – храма Афины Парфенос (Афины-Девы). Считается, что именно в ходе этих работ Фидий открыл золотое сечение – изваяния храма, впервые демонстрируют соблюдение этого соотношения.

Но наибольшую славу гению принесли две его самые известные работы – хрисоэлефантинные (то есть выполненные из слоновой кости и золота) статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского.

Знаменитая статуя грозной богини была установлена в её храме – Парфеноне. Она увидела свет в 447-439 годах, став повсеместно узнаваемым символом мощи и величия Афин. Как известно, оригинал статуи утрачен, и мы располагаем только несколькими римскими копиями, а также её изображениями на монетах. Афина в тунике и шлеме высотой (11,4 метров) была вооружена копьём и щитом, а на ладони её стояла крылатая Ника – богиня победы. Шлем, щит и другие фрагменты статуи были украшены барельефными изображениями. Тело богини было выполнено из слоновой кости, драпировка – из листового золота.

Другой шедевр Фидия – статуя Зевса Олимпийского – была едва ли не самым знаменитым произведением искусства Греко-римского мира, со временем вошедшим в число Семи Чудес Света. Она была выполнена для храма царя богов в Олимпии. Величественный Зевс в тунике с рельефными изображениями восседал на троне, держа в правой руке крылатую Нику, а в другой – скипетр, увенчанный изображением орла. Общая высота статуи составляла (12,6 метров). Эта работа великого скульптора также нередко воспроизводилась на монетах.

Помимо этих колоссальных творений, на счету Фидия также ещё две статуи Афины на Акрополе (Афина Промахос – "Победительница" и Афина Лемносская – установленная в честь греческих колонизаторов Лемноса). Также он воздвиг статуи Афины в Пелене (Ахея) и Афродиты в Элиде.

Многие недоброжелатели стремились очернить имя великого мастера, бросив тем самым тень и на самого правителя. Так, в 432 году до н.э. его обвинили в том, что он якобы присвоил часть золота со статуи Афины Парфенос ( 438 г. до н. э.), однако тогда ему удалось доказать свою невиновность. Затем на него обрушились обвинения в богохульстве за то, что он изобразил самого себя среди прочих фигур на щите Афины. Долгое время считалось, что после этого он был осуждён и впоследствии скончался в заключении. Однако в последнее время появились сведения о том, что он был сослан в Элиду, где и провёл последние годы жизни.

Гений античной скульптуры скончался в 430 году до н.э.

Вторая половина 5 в. до н. э.— время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления Перикла переживают «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития.

Архитектура

При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи — Афинский акрополь, который господствовал над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидского нашествия, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течение третьей четверти 5 в. до н. э. были возведены сверкающие беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы (Ники Аптерос). Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.

На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же помещалась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акрополь, находились библиотека.

На склоне Акрополя, где собирался народ на драматические представления, были возведены театральные сооружения. Крутой и обрывистый, с плоской вершиной, холм Акрополя образовывал своего рода естественный пьедестал для венчающих его зданий.

Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возникал там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные, строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия.

Смысл планировки Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Шествие входило на Акрополь с запада. Дорога вела вверх, к "торжественному входу — Пропилеям (437—432 гг. до н. э., архитектор Мнесикл). Обращенную к городу дорическую колоннаду Пропилеи обрамляли два неравных, но взаимно уравновешенных крыла здания. К правому, меньшему крылу примыкал храм Ники Аптерос (между 449—421 гг. до н. э., архитектор Калликрат). Этот небольшой по размерам, кристально ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма (по типу — амфипростиля) придавали зданию характер спокойного изящества.

Пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь,, в центре которой высилась семиметровая статуя Афины Промахос («Воительницы»), созданная Фидием. Бронзовая, с позолоченным острием копья, блеск которого был виден издалека, эта статуя была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля.

От Пропилеи главный храм Акрополя Парфенон виден с угла. Это дает возможность одновременно охватить взглядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешено стоящим по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтейон, оттенявшим возвышенную строгость Парфенона свободной асимметрией.

Строителями Парфенона (447—438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия . Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений в истории зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Но не размеры, а гармоническое совершенство пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные масштабы здания и по отношению к холму Акрополя и по отношению к человеку определили впечатление монументальности и значительности Парфенона.

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это дорический периптер с восьмью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он включает элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из кадров пентелийского мрамора. Раскраска подчеркивает конструктивные детали и образует фон, на котором выделяются скульптуры фронтонов и метоп. Черты дорического и ионического ордеров сливаются в органичное целое.

Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания, сооруженного на Акрополе неизвестным мастером в 421 — 406 гг. до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царюЭрехтею., Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм, дает множество точек зрения. Его планировка учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

Ощущение праздничной легкости и стройности от всего здания вызвано применением ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и глади стен. Большей расчлененностью и живописностью форм Эрехтейон пролагает пути искусству поздней классики, то более трагически взволнованному, то лирически утонченному, но менее цельному и героическому, чем высокая классика.

Портик Кариатид-Портик Кариатид произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в. Театр Диониса-Театр Диониса входит в число самых древних театров в мире. Выступления в театре проходили дважды в год. Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении. Около 326-325 гг. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Первый ряд состоял из мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра — скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.тОдеон Герода Аттического, Иродион-Иродион располагается на южном склоне Акрополя. Герод Аттический построил его в 165 г. н.э. в честь своей покойной жены Региллы. Одеон имеет классическую форму древнего театра на 5000 мест, в котором до нашего времени сохранилось почти всё от времени постройки, за исключением статуй в нишах и разноцветной мраморной облицовки.

Скульптура

Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия.

Ему принадлежала и двенадцатиметровая статуя Афины Девы (Парфенос), находившаяся в наосе Парфенона (сохранилась уменьшенная мраморная копия римского времени). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея — символ мудрости, на правой вытянутой руке — фигурка богини Победы. Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа статуи — деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног — пластинками слоновой кости). Сияющая золотом, статуя богини Афины, установленная внутри храма, гармонировала с общим характером красочной гаммы здания.

В полной гармонии с сооружением находилась и скульптура, украшавшая Парфенон с наружной стороны. Она дает полное представление и о творчестве Фидия и о скульптуре периода расцвета классики вообще.

На восточном фронтоне Парфенона размещалась композиция: рождение Афины из головы Зевса, на западном — спор Афины с Посейдоном за обладание Аттической землей. Свободные в своих движениях фигуры создавали группы, естественно размещенные в треугольниках фронтонов, образуя законченное целое. Фидий отказывается от построения симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур. Прямая связь с ритмом колонн, которую получала при таком решении композиция олимпийского фронтона, была заменена более сложной.

Соразмерно уравновешена группировка спокойно стоящих и стремительно движущихся фигур. Среди статуй восточного фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мойры, богини судьбы, дочери богини Ночи — одни из самых совершенных творений высокой классики. Непринужденное благородство движений этих фигур подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика живого человеческого тела. Гармония и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты отбором тонко прочувствованных естественных движений, свободной целесообразностью и единством композиций, прославляющих красоту и совершенство человека.

Все девяносто две метопы храма были украшены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров. Это двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы. Поражает разнообразие движений и неистощимое богатство их мотивов в каждой паре сражающихся. Композиция каждой метопы подчинена логике движения фигур и сцен в целом, и в то же время она соответствует пределам отведенного архитектурой пространства. Скульптура полностью осуществляет свои образные задачи и не разрушает при этом архитектурного целого.

На этом же принципе построен фриз, сплошь покрытый лентой рельефов с изображением праздничного шествия, посвященного Афине. Сохранению плоскости стены способствует единое, направленное параллельно ей движение многочисленных фигур — участников шествия. На протяжении около 200 м фриза с рельефами, при размещении фигур на одном уровне, избежав монотонности и пестроты, создатели фриза передали все богатство и многообразие, величие и красоту народного шествия, его торжественную стройность. Здесь и юноши-всадники, и прекрасные девушки в длинных одеждах, и группа участников процессии с жертвенными животными. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию.

Над входом в храм, на восточной стороне фриза, размещены фигуры богов, смотрящих на процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными.

П о л и к л е т. К началу второй половины 5 в. до н. э. художественная жизнь процветала не только в Афинах, но и в других городах. Из Аргоса (Пелопоннес) происходил современник Фидия Поликлет, в искусстве которого проявился интерес к изображению спокойно стоящей фигуры. Самой прославленной статуей Поликлета был «Дорифор» («Копьеносец», ок. 440 г. до н. э.,), в образе которого нашел воплощение мужественный идеал доблестного гражданина воина.

Эта бронзовая статуя, известная по римским копиям, изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Великолепная моделировка тела придает образу ощущение полной реальности, могучие пропорции и торжественная сдержанность движения подчеркивают ее героико-монументальный характер. Всей тяжестью тела Дорифор опирается на правую ногу, левая, отставленная назад, касается земли только пальцами. Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру — приподнятое левое плечо. Такая система построения человеческой фигуры определяет жизненность статуи и в то же время ее мерный ритмический строй.

Поликлету принадлежал и теоретический трактат «Канон», разрабатывающий систему идеальных пропорций и законов симметрии, по которым должно строиться изображение человека. В «Дорифоре» Поликлет точно следовал своей теории. Это привело к утверждению известной нормативности и несколько тяжеловесных пропорций фигуры. Под конец жизни скульптор отошел от своего «Канона». Его «Диадумен» (ок. 420 г. до н. э) — юноша, увенчивающий себя повязкой победителя, отличается более изящными и стройными пропорциями, большей одухотворенностью и мягкостью выражения, которые предвосхищают искусство поздней классики.

Высокая классика.

В третьей четверти V века до н.э. - в период высокой классики - разрушенные персами Афины заново отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе на развалинах старого ансамбля храмов, ещё архаичного, воздвигается новый ансамбль, выражающий идеал полностью раскрепощённого эллинизма.

Архитектура и скульптура

Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древнерусском зодчестве: городской твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные сооружения и служила убежищем для окрестного населения во время войны. Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном и зданиями Пропилей, величайшими памятниками греческого зодчества, - это, кроме прочего, ещё и памятник, провозглашающий веру человека в возможность всё примиряющей гармонии не в воображаемом, а во вполне реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать её и служить ей во имя добра.

Он был воздвигнут во славу Афины, покровительницы Афин, которые были центром её культа. Место, на котором воздвигнут ансамбль Акрополя, представляло собой крутой и обрывистый холм с плоской вершиной. В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии, ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. Подчиняясь природе, композиция ансамбля не на симметричном или последовательном, как в архаике, расположении памятников, а на свободном - при безупречной уравновешенности всех частей.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей - торжественного входа в Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты, утверждаемый человеческим гением.

По ту сторону Пропилей вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины Воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь громовержца олицетворяла здесь на площади Акропля, военное могущество и славу своего города. Мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копьё богини-воительницы.

Ныне площадь пуста, от всей статуи, вызывавшей в древности восхищение, остался след пьедестала. А направо, за площадью, - Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, под сенью которго некогда возвышалась другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но не Афины-воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Он и стал центром композиции Акрополя. Гармоническое сочетание его совершенных пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные мастабы здания и по отношению к холму Акрополя, и по отношению к человеку определяют впечатление его монументальности и значительности.

В своих основных формах Парфенон - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он включает элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание. Причём черты ионического и дорического ордера сливаются в одно целое. Парфенон - это вершина античного зодчества, в которм архитекторам удалось создать ощущение гармонической ясности и свободы, воплощая в нём идею торжествующей демократии, ибо Афину Парфенос, воительницу и деву, афиняне почитали первой гражданкой своего города.

Высшую точку развития греческой классики знаменует фриз-зоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины и фигуры богов. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж - не портрет того или иного афинянина, а типизированный образ - идеал греческой красоты. Да и вся процессия в целом - не рассказ о конкретном событии, а обобщённое изображение празднества. Люди и смотрящие на них боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утвержать эстетическое равенство человека и богов.

Акрополь, построенный во славу богов, не подавляет человека, всё в нем сопоставимо с человеком, который возвышается до божественно-героического уровня.

К началу второй половины V века до н.э. художественная жизнь протекала не только в Афинах, но и в других городах. Родом из Сикиона или Ароса происходил Поликтет, деятельность которого протекала в Аргосе. Его статуя юноши-копьеносца "Дорифор", воплощающаяся мужественный идеал доблестного гражданина-воина, была воплощением разработанной им системы идеальных пропорций и закона симметрии, по которым должно строиться изображение человека.

Свои теории Поликтет изложил в трактате "Канон". Согласно его пропорциональной системе, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступни - 1/6. Его система вела к утверждению известной нормативности и приземистости изображаемых фигур с несколько тяжеловесными пропорциями.

Наши рекомендации