Глава 1 роль искусства в познании мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА

1.1 . Особенности искусства как средства познания мира……………………………………………………………………….……..5

1.2. Познавательные возможности музыки как вида искусства…..…………………………………………………………….…….......11

ГЛАВА 2 МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Музыка как средство формирования эстетических и нравственных качеств личности…………………………………………..………………….....15

2.2. Воспитательный потенциал различных форм музыкальной деятельности и их роль в эстетическом воспитании детей…………………………………………………………………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 29

ВВЕДЕНИЕ

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается и усложняется. Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.

Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.

Исторически философия возникает после искусства и прежде естественных наук. Возможно, поэтому она вбирает в себя черты и того, и другого, как бы являясь промежуточным звеном [15 с. 32-35 ].

Цицерон говорил, что «философия есть медицина души». Но медициной души можно назвать и искусство. Нет, наверное, человека, которого ни разу в жизни не исцелила бы любимая песня или любимая книга. Как и философский текст, иное произведение искусства заставит задаться всеми этими вечными вопросами, а подчас просто перевернет все прежнее представление о мире. В конце концов, как и философия, искусство стремится рассмотреть мир в целом и рассмотреть мир субъективно, с точки зрения конкретного, отдельно взятого человека. Да, наверное, каждый человек имеет какое-либо отношение к философии, но каждого ли можно назвать философом? В философии – ученые пишут свои труды, а тот, кто чувствует необходимость, потом их читает, получая искомую пищу для ума. Однако философом в принципе можно назвать любого, кто преумножает мудрость. А чтобы преумножить мудрость, не обязательно писать трактатов, и это очевидно[1 с. 11-31].

Но почему же люди обращаются к философии, существует ли вообще необходимость в философствовании? Если понимать под необходимостью «полезность» для чего-то другого, то философия не является необходимой, по крайней мере на первый взгляд. Однако Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, нежели философия, но лучше нет ни одной». Ведь полезность – понятие относительное, она присутствует только по отношению к цели. А первоочередная цель для каждого существа быть самим собой. А человек, когда он является самим собой, имеет свободный чистый разум, обладающий потребностью мыслить. Рано или поздно практически каждый человек обращается к философии, чтобы найти ответы на свои вопросы или отыскать начало пути, по которому идти, чтобы попытаться ответить самостоятельно.

Вопрос о соотношении искусства и философии действительно является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин, «нераздельны». Философия ближе к науке – она тяготит к логико-понятийному аппарату, к систематичности, к тому, чтобы высветить свои выводы в рационально-воспроизводимых формах рассуждения. Искусство же в принципе ориентировано на образно-символические формы познания и выражения[12 с. 24].

Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения.

Цель реферата: выявление возможностей искусства как средства познания мира и эстетического воспитания.

Главные задачи работы:

1. Раскрыть взаимосвязь философии и искусства, выявить значение искусства как способа отражения действительности и его роль в формировании личности человека;

2. показать, как музыка влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному ее развитию.

Объект исследования:искусство как средство познания мира

Предмет исследования:влияние музыки на формирование эстетических и нравственных качеств личности и ее значение в эстетическом воспитании детей

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; обобщение педагогического опыта учителей музыки; анализ собственного исполнительского опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подчеркнем, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.

Искусство – это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.

Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, тем лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов, и тем эффективнее будет результат моей работы, и тем большее удовлетворение я буду испытывать от своей практической деятельности педагога-музыканта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА

1.1 . Особенности искусства как средства познания мира……………………………………………………………………….……..5

1.2. Познавательные возможности музыки как вида искусства…..…………………………………………………………….…….......11

Наши рекомендации