Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников
Эксперимент по внедрению методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения проходил в период написания данной работы на базе ГУО «Лельчицкая районная гимназия». Из числа участников констатирующего этапа эксперимента в октябре 2017 г. были сформированы контрольная (10 учеников) и экспериментальная (10 учеников) группы.
Для подтверждения эффективности методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения в октябре был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого является итоговая диагностика учащихся экспериментальной и контрольной классов. В качестве диагностики творческих способностей, в частности, воображения, была выбрана методика оценки сочиненной ребенком сказки О.М.Дьяченко и Е. Л .Пороцкой [44]. Ребенку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учетом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов - за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл - за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла - при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла - если это было дополнено деталями;
4 балла - за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов - если изложение ее было развернутым.
Перед выполнением данного задания, в качестве «разогревающего» материала в методику были добавлены морфологические ребусы и загадки (заполненные бланки учащихся см. Приложение Д).
Полученные результаты представлены в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Результаты проведенной методики оценки сочиненной ребенком сказки О.М.Дьяченко и Е. Л .Пороцкой
№ п/п | Ф.И.О. учащихся 3 «А» класса (контрольная группа) | Сумма баллов | № п/п | Ф.И.О. учащихся 3 «Б» класса (эксперименталь-ная группа) | Сумма баллов |
1. | Бондаренко Анастасия Денисовна | 1. | Астапович Александр Сергеевич | ||
2. | Борисовец Дмитрий Федорович | 2. | Воронович Вадим Витальевич | ||
3. | Журавская Анастасия Романовна | 3. | Воронович Илья Денисович | ||
4. | Кудин Олег Александрович | 4. | Кашевич Александр Максимович | ||
5. | Линкевич Владислав Владимирович | 5. | Кирщина Анастасия Дмитриевна | ||
6. | Малец Денис Дмитриевич | 6. | Мишкевич Трофим Владимирович | ||
7. | Новак Александр Викторович | 7. | Попович Анна Александровна | ||
8. | Тушинская Милена Андреевна | 8. | Саскевич Виолетта Александровна | ||
9. | Штарева Полина Игоревна | 9. | Шур Артем Александрович | ||
10. | Юсковец Александра Михайловна | 10. | Яндола Яна Дмитриевна |
Примечание - Источник: собственная разработка
В ходе педагогического эксперимента отмечалась положительная динамика формирования творческих способностей в экспериментальном классе. Для оценки достоверности различия полученных экспериментальных данных использовался Т-критерий Стьюдента.
Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле [44]:
(3.3.1) |
где - средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы);
- средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы);
- средняя ошибка первой средней арифметической;
- средняя ошибка второй средней арифметической.
Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать. Для этого необходимо знать количество исследуемых в каждой группе ( и ). Находим число степеней свободы по следующей формуле:
(3.3.2) |
После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости и при данном числе степеней свободы .
Результаты итоговой диагностики классов показали: полученный коэффициент равен 2,21, что больше стандартного коэффициента, равного 2,101 (для объема выборки 18 объектов, с вероятностью 95%).
Таким образом, различия между контрольным и экспериментальным классами являются статистически значимыми, что подтверждает эффективность экспериментального обучения. Было отмечено, что развивающий эффект может быть значительно усилен, если методика формирования творческих способностей школьников в процессе обучения с использованием нестандартных форм обучения будет использоваться не только на факультативных занятиях и уроках «Русского языка», но при преподавании общеобразовательных предметов, что позволяет переориентировать весь процесс обучения в начальной школе на формирование творческих качеств личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.
На протяжении длительного периода обучение в школе носило репродуктивный, информационный характер, приоритетная роль отводилась знаниям, умениям и навыкам; применяемые способы преподавания не всегда были ориентированы на активный характер познавательной деятельности. В условиях модернизации образования главной целью становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие.
В системе образования важное место отводится начальному периоду обучения: именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах. Цели образования реализуются через выполнение образовательных стандартов и программ обучения в начальной школе. Стандартами определяется, что начальная школа призвана обеспечить «становление личности учащегося, выявление и развитие способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов». Программы обучения контролируют цели и задачи стандарта применительно к определенным предметным областям.
Образовательная область «Русский язык» одной из основных задач выделяет развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В качестве творческих умений по русскому языку называются владение навыками составления загадок и сказок, умение подбирать заголовок к тексту, составлять текст по заданной ситуации, воспроизводить текст от лица другого рассказчика.
Анализ литературы свидетельствует, что проблема творческого развития личности находится в центре внимания многих исследователей. Однако до настоящего времени методики развития творческих способностей младших школьников являются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане, не в полной мере учитываются современные педагогические технологии обучения детей творчеству, среди которых можно отметить главные – это проблемный урок, урок-игра, педагогические мастерские и ТРИЗ.
В процессе обучения, посредством проведения нестандартных уроков, у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, воображение, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в незнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в такие занятия с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести своих товарищей. Урок необходимо организовать так, чтобы учащимся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования творческих качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров.
Разработанная и апробированная методика формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием нетрадиционных форм обучения имеет целью повышение уровня творческих способностей учащихся; реализуется в соответствии с разработанной программой, состоящей из трех уроков (проблемный урок, урок-игра, педагогическая мастерская) и методических рекомендаций, направленных на формирование творческих способностей учащихся начальных классов. В методике учтены психологические особенности учащихся, что позволило обеспечить содержательную и логическую преемственность. Общими требованиями к проведению занятий является: проблемный характер предъявления учебного материала; обучение посредством специально организованных диалогов; минимизация теоретического материала; применение дидактических игр и упражнений и др. В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергалось, но дополнялось проведением дополнительных уроков на факультативных занятиях.
В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что использование методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения способствует экспериментально достоверному повышению уровня сформированности таких творческих качеств личности как продуктивность, вариативность и оригинальность. Очень высокий уровень исследуемых параметров отмечался у 70% учащихся экспериментального класса, высокий у 30% (в контрольном классе, соответственно, у 20% и 50% учащихся, средний у 30%). Развивающий эффект повышается (не смотря на то, что было проведено только три нестандартных урока), если данная методика используется в процессе преподавания занятий по русскому языку в начальных классах.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Таким образом, анализ проделанной работы позволяет сделать выводы и внести предложения по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности младших школьников:
- уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития;
- избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка;
- находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;
- использовать личный пример творческого подхода;
- вовлекать детей в разные виды учебно-образовательной деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов;
- поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению их идей;
- предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы
- обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности;
- использовать творческие задания;
- активная родительская поддержка;
- обеспечивать благоприятную атмосферу.