Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников

Эксперимент по внедрению методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения проходил в период написания данной работы на базе ГУО «Лельчицкая районная гимназия». Из числа участников констатирующего этапа эксперимента в октябре 2017 г. были сформированы контрольная (10 учеников) и экспериментальная (10 учеников) группы.

Для подтверждения эффективности методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения в октябре был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого является итоговая диагностика учащихся экспериментальной и контрольной классов. В качестве диагностики творческих способностей, в частности, воображения, была выбрана методика оценки сочиненной ребенком сказки О.М.Дьяченко и Е. Л .Пороцкой [44]. Ребенку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учетом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов - за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл - за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла - при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла - если это было дополнено деталями;

4 балла - за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов - если изложение ее было развернутым.

Перед выполнением данного задания, в качестве «разогревающего» материала в методику были добавлены морфологические ребусы и загадки (заполненные бланки учащихся см. Приложение Д).

Полученные результаты представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2 – Результаты проведенной методики оценки сочиненной ребенком сказки О.М.Дьяченко и Е. Л .Пороцкой

№ п/п Ф.И.О. учащихся 3 «А» класса (контрольная группа) Сумма баллов № п/п Ф.И.О. учащихся 3 «Б» класса (эксперименталь-ная группа) Сумма баллов
1. Бондаренко Анастасия Денисовна 1. Астапович Александр Сергеевич
2. Борисовец Дмитрий Федорович 2. Воронович Вадим Витальевич
3. Журавская Анастасия Романовна 3. Воронович Илья Денисович
4. Кудин Олег Александрович 4. Кашевич Александр Максимович
5. Линкевич Владислав Владимирович 5. Кирщина Анастасия Дмитриевна
6. Малец Денис Дмитриевич 6. Мишкевич Трофим Владимирович
7. Новак Александр Викторович 7. Попович Анна Александровна
8. Тушинская Милена Андреевна 8. Саскевич Виолетта Александровна
9. Штарева Полина Игоревна 9. Шур Артем Александрович
10. Юсковец Александра Михайловна 10. Яндола Яна Дмитриевна  


Примечание - Источник: собственная разработка

В ходе педагогического эксперимента отмечалась положительная динамика формирования творческих способностей в экспериментальном классе. Для оценки достоверности различия полученных экспериментальных данных использовался Т-критерий Стьюдента.

Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле [44]:

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru (3.3.1)

где Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru - средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы);

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru - средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы);

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru - средняя ошибка первой средней арифметической;

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru - средняя ошибка второй средней арифметической.

Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать. Для этого необходимо знать количество исследуемых в каждой группе ( Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru и Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru ). Находим число степеней свободы Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru по следующей формуле:

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru (3.3.2)

После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости и при данном числе степеней свободы Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников - student2.ru .

Результаты итоговой диагностики классов показали: полученный коэффициент равен 2,21, что больше стандартного коэффициента, равного 2,101 (для объема выборки 18 объектов, с вероятностью 95%).

Таким образом, различия между контрольным и экспериментальным классами являются статистически значимыми, что подтверждает эффективность экспериментального обучения. Было отмечено, что развивающий эффект может быть значительно усилен, если методика формирования творческих способностей школьников в процессе обучения с использованием нестандартных форм обучения будет использоваться не только на факультативных занятиях и уроках «Русского языка», но при преподавании общеобразовательных предметов, что позволяет переориентировать весь процесс обучения в начальной школе на формирование творческих качеств личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире.

На протяжении длительного периода обучение в школе носило репродуктивный, информационный характер, приоритетная роль отводилась знаниям, умениям и навыкам; применяемые способы преподавания не всегда были ориентированы на активный характер познавательной деятельности. В условиях модернизации образования главной целью становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие.

В системе образования важное место отводится начальному периоду обучения: именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах. Цели образования реализуются через выполнение образовательных стандартов и программ обучения в начальной школе. Стандартами определяется, что начальная школа призвана обеспечить «становление личности учащегося, выявление и развитие способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов». Программы обучения контролируют цели и задачи стандарта применительно к определенным предметным областям.

Образовательная область «Русский язык» одной из основных задач выделяет развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В качестве творческих умений по русскому языку называются владение навыками составления загадок и сказок, умение подбирать заголовок к тексту, составлять текст по заданной ситуации, воспроизводить текст от лица другого рассказчика.

Анализ литературы свидетельствует, что проблема творческого развития личности находится в центре внимания многих исследователей. Однако до настоящего времени методики развития творческих способностей младших школьников являются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане, не в полной мере учитываются современные педагогические технологии обучения детей творчеству, среди которых можно отметить главные – это проблемный урок, урок-игра, педагогические мастерские и ТРИЗ.

В процессе обучения, посредством проведения нестандартных уроков, у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, воображение, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в незнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в такие занятия с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести своих товарищей. Урок необходимо организовать так, чтобы учащимся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования творческих качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров.

Разработанная и апробированная методика формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием нетрадиционных форм обучения имеет целью повышение уровня творческих способностей учащихся; реализуется в соответствии с разработанной программой, состоящей из трех уроков (проблемный урок, урок-игра, педагогическая мастерская) и методических рекомендаций, направленных на формирование творческих способностей учащихся начальных классов. В методике учтены психологические особенности учащихся, что позволило обеспечить содержательную и логическую преемственность. Общими требованиями к проведению занятий является: проблемный характер предъявления учебного материала; обучение посредством специально организованных диалогов; минимизация теоретического материала; применение дидактических игр и упражнений и др. В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергалось, но дополнялось проведением дополнительных уроков на факультативных занятиях.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что использование методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения способствует экспериментально достоверному повышению уровня сформированности таких творческих качеств личности как продуктивность, вариативность и оригинальность. Очень высокий уровень исследуемых параметров отмечался у 70% учащихся экспериментального класса, высокий у 30% (в контрольном классе, соответственно, у 20% и 50% учащихся, средний у 30%). Развивающий эффект повышается (не смотря на то, что было проведено только три нестандартных урока), если данная методика используется в процессе преподавания занятий по русскому языку в начальных классах.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Таким образом, анализ проделанной работы позволяет сделать выводы и внести предложения по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности младших школьников:

- уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития;

- избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка;

- находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

- использовать личный пример творческого подхода;

- вовлекать детей в разные виды учебно-образовательной деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов;

- поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению их идей;

- предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы

- обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности;

- использовать творческие задания;

- активная родительская поддержка;

- обеспечивать благоприятную атмосферу.

Наши рекомендации