Интерпретация результатов тестирования

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является

специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. таблицу I), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает

способность избегать легких, очевидных и неинтересныхответов.

Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Таблица 1

Средние значения показателей КТТМ у учащихся разных классов*

Классы   Беглость   Гибкость   Оригинальность   Разработанность  
1 - 2   9,0 (1,2)   7.5 (1.7)   10.3 (2,9)   22.4 (8,8)  
3-4   8,9 (1,6)   7,6 (1,6)   9,7 (3.6)   31.7 (15,2)  
5 - 6   9,0 (2,1)   6,8 (2,2)   9,2 (4,1)   30,4 (16,5)  
7-8   9,1 (1,8)   7,4 (1,9)   9,6 (3,6)   .11,8 (17,4)  
9- 11   9,7 (0,7)   8,1 (1,2)   10,7 (3,3)   40,4 (13,6)  
1 - 11   9,2(1.4)   7,6 (1,6)   10,0 (3,4)   31,3 (15,3)  


Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провестиих преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по К1ТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торренса (см. табл. 2).

Таблица 2.

Преобразование “сырых” показателей в Т-шкалу.

  Баллы по оригинальности     Баллы по разработанности    
Т-шкала 1 - 3 класс 4- 8 класс 9- 11 класс 1 -2 класс 3 - 8 класс 9- 11 класс
- - -
- - -
- - -
- -
-
- - - -

Значения по Т-шкале 50 ± 10 соответствуют возрастной норме.

ПРИМЕР ОБРАБОТКИ ЗАДАНИЯ

     
  интерпретация результатов тестирования - student2.ru
 
  интерпретация результатов тестирования - student2.ru

Первая цифра — номер категории, вторая — баллы за оригинальность, третья — баллы за разработанность. Пример заполнения оценочного листа по этим рисункам см. далее.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия ............................ Иванов

Имя ........................Николай

Возраст............................... 10 лет Пол..............................м.

Класс.................................. 3 "А" Школа .........................

Дата проведения теста ........................................ 05. 03. 89



№   № Категории   Оригинальность   Разработанность  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
             

ОБЩИЕ ОЦЕНКИ

Беглость   Гибкость   Оригинальность   Разработанность  
  8      
По Т-шкале      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Беглость и гибкость соответствуют возрасту.

Оригинальность идей — низкая.

Разработанность — верхняя граница нормы.

Психолог .........................

Ассистенты. ......................

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия ..........................

Имя ............................

Возраст............................. Пол..............................

Класс................................ Школа.........................

Дата проведения теста.........................................

№   № Категории   Оригинальность   Разработанность  
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

ОБЩИЕ ОЦЕНКИ

Беглость   Гибкость   Оригинальность   Разработанность  
               
Но Т-шкале          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

.............................................................…………………………………………………………..

Психолог ...................

Ассистенты ..................

Наши рекомендации