Тема 1. Введение. Теория литературы как наука

Курс «Основы теории литературы» в системе университет­ского обучения студента-журналиста. Задачи курса: знакомство с теорией литературы, его структурой, с системой понятий, терминологи­ей, научными подходами к художественному произведению и лите­ратурному процессу. Необходимость овладения принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, редакторской, критической деятельности и работе в СМИ специалиста-журналиста.

Теория литературы - филологическая наука о сущности, проис­хождении и развитии художественной словесности как вида ис­кусства. Место теории литературы в структуре (системе) гуманитарного знания. Ее взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, общественной историей, а также с со­циологией, психологией, религиоведением, семиотикой. Проблема точности знания и трудности терминологии в теории литературы. Историческая изменяемость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных шко­лах.

Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует по­нятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литера­турном процессе.

Поэтика в составе теории литературы как наука об изобрази­тельно-выразительных средствах и о строении литературных произ­ведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика (описание организации элементов отдельного художественного произведения как целостной системы). Их отличие от нормативной поэтики и риторики. Соотношение теории и истории литературы.

Методологические проблемы литературоведения, обусловлен­ные предметом его изучения: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Истоки литературоведческой методологии в истории мировой эстетики и литературной критики.

Различие между методологией науки и методиками анализа ли­тературных явлений. Разнообразие научных направлений и школ в современной науке о литературе; влияние на нее лингвистики, се­миотики, психоанализа, кибернетики. Традиционные и нетрадици­онные подходы к литературно-художественным произведениям. Методы и приемы анализа литературного произведения. Ана­лиз художественной литературы методами других гуманитарных наук (социологии, культурологии, истории, психологии, лингвисти­ки) и его недостаточность для целостного объяснения литературного произведения как феномена художественности. Системность и исто­ризм - основополагающие принципы литературоведения. Соотно­шение детерминизма и имманентности в изучении литературных явлений.


Тема 2. Происхождение искусства


Опорные понятия: Происхождение искусства. Виды искусства. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. Художественный образ. Место литературы в ряду других искусств. Предмет теории литературы. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики.

Искусство - особая сфера человеческой культуры. Три значения слова «искусство» в русском языке, их истоки. Искусство как худо­жественное творчество («художество») - специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей. Эстетические категории и система основных понятий науки о литературе. Эстетическое совершенство (красота) произведений прикладных и изящных искусств, специфика красоты в каждом виде искусства.

Декоративно-прикладные искусства, совмещающие практиче­ские (утилитарные) и эстетические цели.

Изящные искусства - относительно самостоятельная сфере ду­ховной культуры, специфическая форма самосознания человечества и художественного освоения им действительности.

Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании. Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство «предметного» и «идеального» в художественном образе как универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, пантомимы, ли­тературы и других). «Самодостаточность» образов искусства в отли­чие от других видов образности, имеющих вспомогательное значе­ние иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и факто­графии (мемуарной, документальной).

Своеобразие коммуникативной функции искусства; художественное произведение как «диалог с каждым, стоящим перед ним человеком» (Гегель). Внутреннее родство акта творчества и восприятия. Значение ис­кусства, обогащающего опыт конкретно-чувственного общения лич­ности с миром, для развития его миросозерцания и целостного нрав­ственного самоопределения.

Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф.Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусст­ве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимо­влияние. Дидактическое и религиозное искусство. Документ в ис­кусстве. Историческое изменение функций искусства по мере его ста­новления и развития. Искусство как отражение общественной жизни и средоточие гуманистической культуры, выражение «глубочайших человеческих интересов» (Гегель). Жизнь художественных произве­дений в веках.

Виды искусства, их классификация. Экспрессивные и пластиче­ские начала в фактуре художественного образа, их смысловое значе­ние. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии.


Тема 3. Художественный образ. Образ и знак

Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие.

Специфический обобщающий и ценностный смысл художе­ственного образа. Его целостность. Понятие художественности (совершенства) как специфического свойства произведения ис­кусства.

Роль творческой фантазии автора в создании художественного образа. Первичная условность и экспрессивность образов искусства, обращенных к личному эмоциональному воображению и рассчитан­ных на «сотворчество» читателя, зрителя, слушателя.

Тема 4. Литература как вид искусства

Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала».

Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсут­ствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словес­ном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литера­турных произведений на другие национальные языки.

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познаватель­ные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность лю­дей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности). Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова. Воссоздание словом вымышленной «художественной реальности», «внутреннего мира» (Д. Лихачев) произведения как сре­доточия образного его смысла.

Литература как отражение действительности, форма ее художе­ственного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, об­щественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. Своеобразие подхода писателя к действительности: рас­познавание общих свойств жизни в ее конкретно-чувственных, инди­видуальных проявлениях, интерес к реалиям человеческой жизни в их характерности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотношение понятий «прототип», «тип», «художественный харак­тер», «персонаж», «герой», «образ». Аналитичность и проблемность литературы, ценностный смысл ее образов. Интеллектуально-духовное богатство литературы.

Особенности творческого процесса в искусстве слова: «игра рас­судка и воображения» (И. Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного мира; «муки слова».

Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, религиозные, социологи­ческие, философские взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Противоречия творческого процесса и их преодоление. Творческая рефлексия художника и замысел про­изведения.

Восприятие литературно-художественного произведения чита­телем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) - способ освоения произведения как художественной ценности. Роль литературной критики в процессе восприятия художественного произведения.

Фольклор и литература - две самостоятельные области словес­ного творчества. Коллективное и индивидуальное авторство в фольклоре. Взаимовлияния фольклора и литературы. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.

Наши рекомендации