Черты западноевропейской культуры Нового времени

Европейская культура и наука в XVII веке

К XVII в. происходит становление национальных государств и национальных культур, формируются европейские нации. Быстро растут города, в которые перемещается аристократия, составившая элитную придворную среду. Таким центром аристократической культуры во Франции в правление Людовика XIV становится Версаль. На основе протестантских идей профессионального призвания и мирского аскетизма складывается новая этика экономической жизни с акцентом на индивидуализм, соревновательность, личный успех. Центр Европы перемещается из Средиземноморья в Англию и Голландию.

Повышается уровень грамотности, растет число школ. Развиваются коммуникации, созданы условия для наиболее быстрого перемещения людей, товаров и информации. В 1621 г. начинает выходить парижский еженедельник «Gazette» , в 1702 г. – ежедневная лондонская «Dailycourant».

XVII в. – период Ренессанса окончательно завершается и начинается период барокко.

Культурная система барокко.

Понятие «барокко» возникло из сочетания двух значений: во-первых, «барокко» - это известная с XIII в. фигура силлогизма, ведущая к ложным заключениям; во-вторых, «барокко» - это жемчужина неправильной формы (порт. perolabarroca). Оба значения подразумевают некую «странность», отклонение от нормы. Барокко выразило крах устойчивой картины мира, развенчало иллюзорные идеалы Возрождения и стремилось показать противоречивость и катастрофизм окружающей жизни. Человек в эту пору – существо мятущееся, растерянное, не обладающее цельностью характера. Разнородные светские и духовные ценности и влечения притягивают его к себе, разрывая на части.

Барокко в музыке.

Драматизм душевной жизни человека, противоречивость его внутреннего мира, искания нашли отражение в музыке XVII в., которая к этому времени почти преодолела религиозную тематику и доминанту внеличностного начала хоровой классики XVI в. Развивается музыкальная драматургия. Важной предпосылкой формирования музыкального симфонизма стало возникновение оперного жанра. В этот период созданы оперные шедевры «Орфей» и «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди (1567-1643), «Армида» французского композитора, скрипача Жана Батиста Люлли (1632-1687) и др.

Барокко в архитектуре.

Результатом поиска единства и преодоления многоликости мира в культуре барокко стал архитектурный ансамбль, который организовывает пространство: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны построены по принципу синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Если для раннего барокко было характерно увеличение числа декоративных элементов, пышности, вычурности форм, то в зрелом барокко упор делается на пластическую выразительность через скульптурные композиции. Художником, который соединил в себе дарования скульптора и архитектора был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), благодаря которому очертания Рима приобрели барочный характер.

Живопись барокко.

Барокко на начальных этапах в Италии представлено творчеством братьев Карраччи и Караваджо.

Братья Аннибале (1560-1609) и Агостино Карраччи (1557-1602) в 1585 году в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе, отсюда название - «болонский академизм». Аннибале Карраччи создал жанр героического пейзажа, т.е. идеализированного, выдуманного, поскольку болонцы считали, что природа сама по себе несовершенная и требует облагораживания, чтобы быть представленной в искусстве.

Караваджо (1773-1610) был антиподом болонскому академизму. Темы для своего искусства он черпал из окружающей действительности, хотя главными для художника оставались темы религиозные («Призвание св.Матфея», «Спящий Амур» и др.). В его творчестве нашли отражение сложный противоречивый внутренний мир художника, его трагическая судьба – в его картинах много надрыва и исступления.

XVII в. стал веком расцвета испанского искусства. У его истоков стоял Доменико Теотокопули, прозванный за свое греческое происхождение Эль Греко (1541-1614). Он основал толедскую школу и писал картины в основном по заказу монастырей и церквей Толедо. Истоки его творчества – византийское искусство (мозаика и иконопись). Лица героев Эль Греко аскетические, вытянутые, глаза посажены асимметрично и широко открыты. В его картинах много мистики и экзальтации («Погребение графа Оргасо», «Апостолы Петр и Павел» и др.).

Самый известный художник «золотого испанского века» Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660), придворный художник короля Филиппа IV. Его «Венера с зеркалом» - первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженной женщины. Другие известные работы Веласкеса - «Менины», «Пряхи» и т.д.

Среди известных живописцев Испании этого периода – ХусепеРибер (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598-1664), Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682).

Нидерландское искусство в XVII в. представляют две школы – фламандская и голландская – в связи с разделением страны на две части: Голландию (7 северных провинций, освободившихся от власти Испании) и Фландрию (современная Бельгия), которая оставалась под владычеством Испании. Фламандское искусство представляет Питер Пауль Рубенс (1577-1640), «король барокко», посол мира между испанскими католиками и голландскими протестантами. Свое отношение к войне и миру он отразил аллегорически на одноименном полотне («Война и мир»). «Елена в мехах» Рубенса, на которой изображена его 16-летняя вторая жена, является одним из самых личных в искусстве. Это единственная картина, которую Рубенс завещал оставить жене. Ученики Рубенса – Антонис Ван Дейк (1599-1641), Ян Брейгель (1525/1530-1569), Якоб Иоарданс (1593-1678).

Распространенным жанром в изобразительном искусстве Голландии становится бытовая живопись, творцы которой получили наименование «малых голландцев» из-за непритязательности сюжетов и малого размера картин. Знаменитый голландский портретист XVII в. - Франс Халс (ок.1580-1666). Вершина голландского реализма – творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669), который писал на религиозные сюжеты («Вирсавия» и др.) и экспериментировал с изображением своего лица, создав серию автопортретов.

Литература барокко.

В середине XV в. в Испании зародился новый жанр, который существовал повсеместно в Западной Европе вплоть до сер. XVII в. – плутовской роман. Плутовской роман изображал грубую реальность, в которой действует антигерой - проходимец, шарлатан, авантюрист. Открывает серию плутовского жанра повесть анонимного автора «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1525-1526), который представляет собой «автобиографию», отражающую все стадии «искусства жить»: среди лжи, обмана, невзгод и злоключений, завершающаяся осознанием тщетности понятий чести и долга.

«Гусман из Альфараче» (1599-1604) Матео Алемана – классический образец плутовского романа, испанская действительность с ее сутенерством и нищетой представлена здесь в гротескном виде.

Другие известные писатели данного жанра: Франсиско де Кеведо, Луис Велес де Гевара, Алонсо Кастильо де Солорсано и др.

Литература барокко представлена также жанром исторического романа. Так, в романе Ганса Якоба Кристофа Гриммельсгаузена (1621-1676) «Симплициссимус» (1668) были отражены ужасы Тридцатилетней войны (1618-1648), опустошившей Среднюю Европу и прежде всего Германию. «Симплициссимус» наполнен различными «учеными» сведениями: примеры из древней истории, свидетельства античных писателей, факты из естественных наук, медицины, астрологии и демонологии.

Литература XVII в. рисует картину хаотически расщепленной действительности, стремясь к ее энциклопедическому охвату. И поэтому исторический роман сознательно тяготеет к энциклопедически полной передаче действительности.

Стиль литературы XVII характеризуется эмблематическим типом мышления, который истолковывает вещи не в их реальных связях, а в специальных контекстах, выдающих аллегорический смысл. Например, лягушка, зимующая под землей, а весною оживающая, есть аллегория «воскресения во плоти»; крокодил, выползающий из яйца, - аллегория «быстрой перемены судьбы к лучшему» и т.д.

Вместе с тем в развитии западноевропейского общества наблюдались кризисные тенденции: эпидемии чумы в Милане в 1630-1631 гг. (умерло 60 тыс.человек), в Лондоне в 1664-1665 гг. (умерло 70 тыс.чел). Голод, сокращение питания, спекулятивный рост цен на продукты в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 ) уменьшили население Германии на 40%.

Академизм. Ампир. Немецкий классицизм.

В первое десятилетие XIX века позиции классицизма остаются сильными. Одним из ведущих мастеров этого направления был Жан Огюст ДоменикЭнгр (1780-1867), которому удалось превратить давидовский классицизм в академическое искусство. Энгр не принимал революционности Давида, в своем творчестве он стремился обрести полную независимость от своего времени и обращался за сюжетами только к прошлому («Жанна д`Арк на коронации Карла VII», «Эдип и Сфинкс» и др.).

В XIX в. с приходом романтизма классицизм трансформировался в ампир: стиль империи, характеризующийся монументальностью, респектабельностью в интерьере, изысканностью и роскошью во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы.

Центральным пунктом немецкой классики, ознаменовавшей грань между классицизмом и романтизмом стала эстетика Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Программным произведением Гете стала трагедия «Фауст» (1808, 1830 гг. создания), в которой художник показывает человека, уже совершенно не способного доверять установленной на все времена истине – ни научной, ни философской, ни религиозной, в которую верили люди XVIII в. Фауст – герой XIX в. – он не знает, что ему делать. В первой строке Евангелия от Иоанна, которую он решает перевести, его смущают слова «В начале было Слово» - и он переделывает их: «В начале было Дело». Но уяснить себе, в чем же заключается человеческое дело, Фауст не может. И тогда к нему является искуситель Мефистофель, который предлагает Фаусту изведать, «что значит жизни полнота». Знакомство с этим «знанием» оборачивается несчастьем для героини трагедии Маргариты.

Классицизму Гете противостоял зарождающийся романтизм, а также барокко, представленные в творчестве немецкого писателя, сентименталиста и преромантика – Жана Поля (1763-1825), создавшего «энциклопедию стилей», которая была осуществима лишь в переходную эпоху литературного развития (роман «Титан» и др.). Жан Поль – автор крылатой фразы «мировая скорбь», ставшей любимой последующими романтиками.

Романтизм

Романтизм возник в результате разочарования в Великой французской революции. В представлении романтиков идеал и реальность истории располагаются в разных плоскостях. Идеал выше, существеннее реальности. И они искали его в прошлом, в старине, традициях, восходящих к мифологии, где, на их взгляд, укрылось изначально-истинное бытие. Отсюда основной конфликт в эстетике романтизма – между мечтой и действительностью.

Романтизм претендовал на всеохватность взгляда на мир, на обобщение всего человеческого знания: идеи романтизма относились к философии, политике, экономике, медицине и проч. В центре романтической эстетики – творческий субъект, гений, убежденный в универсальности своего видения действительности.

Романтизм в литературе.

Центральное место в литературе стало занимать не произведение, подчиненное заданному канону, а его создатель; центральной категорией поэтики стал автор, а не стиль или жанр. Традиционная система жанров разрушается, формируются индивидуальные стили, противостоящие нормам. Романтизм характеризуется экспрессивностью и метафоризмом стиля, лиризмом жанров, субъективностью оценок, культом воображения, которое мыслится главным инструментом постижения реальности. Романтическое движение в литературе представлено именами: Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822), Джордж Гордон Байрон (1788-1824), Перси Биши Шелли (1792-1822), Джон Китс (1795-1821), Уильям Вордсворт (1770-1850) и др.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) – один из самых загадочных и противоречивых художников слова немецкого романтизма. Его произведения наполнены трагизмом и безысходностью в разрешении ведущего романтического конфликта – между мечтой и реальностью, поэзией и правдой («Крошка Цахес», «Золотой горшок» и др.). Главная тема его творчества – взаимоотношение искусства и жизни, основные образы – художник и обыватель. Фатальноедвоемирие самой жизни осуждает человека на бесконечные колебания между реальностью и иллюзиями. И только искусство является единственной целью и смыслом человеческого бытия. Но искусство для Гофмана – трагедия, а художник – мученик и изгой на земле. Основной вид романтической литературы Гофман видел в сказке. Сочетание реального с фантастическим – главный принцип его поэтики. Романтики преодолевали пропасть между идеалом и действительностью с помощью романтической иронии – скрытой насмешки. Такой скрытой формой насмешки над действительностью становятся фантастика и гротеск как совмещение несовместимого. Так, в известном произведении Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» жизнеописание гениального композитора ИоганнесаКрейслера представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии.

В творчестве другого известного романтика Новалиса (наст.имя Фридрих фон Гарденберг) (1772-1801) реальный мир растворен в поэзии, в мечте сказка превращается в сплошную аллегорию, в сновидение, в котором исчезает все земное («Гимны к ночи», роман «Генрих фон Офтердинген» и др.).

Романтизм в живописи.

Романтическая школа во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству в целом. Полотна романтических художников отличались экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, тяготением к экзотическим сюжетам, уводящим от тусклой повседневности. Таковы художники Жак Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824) («Сцена кораблекрушения», «Укрощение быков», «Портрет сумасшедшей», «Лошадь, терзаемая львом»); Эжен Делакруа (1798-1863) («Ладья Данте», «Смерть Сарданапола », «Свобода, ведущая народ»).

Особняком в истории живописи Нового времени находится испанский художник Франсиско Гойя (1746–1828), произведения которого относят к так называемому «гротескному (символическому) реализму» (например, офорты «на причудливые сюжеты» - «Капричос»).

Братство прерафаэлитов возникло в Англии в 1848 г. Художников объединяло поклонение искусству Раннего Возрождения, до Рафаэля. С романтиками их сроднили любовь к старине, легендам, сказаниям. Идеологом прерафаэлитов был художественный критик Джон Рёскин (1819-1900), провозглашавший идеи нравственного и художественного воспитания в духе «религии и красоты». Крупные представители прерафаэлитов: поэт, переводчик, иллюстратор и живописец Данте Габриель Россетти (1828-1882) («Юность Девы Марии», «Лукреция Борджия»), художник Уильям Холман Хант (1827-1910) («Изабелла», «Светоч мира», «Тень смерти»).

Романтизм в музыке.

Представлен творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта (1797-1828), итальянцем Н. Паганини (1782-1840); немцем К. М. фон Вебером (1786-1826). Величайшие музыкальные произведения создаются Л. ван Бетховеном (1770-1827), Ф.Шопеном (1810-1849), Р.Шуманом (1810-1856), И.Брамсом (1833-1897), Р.Вагнером (1813-1883), Ф.Листом (1811-1886), Дж.Россини (1792-1868), Дж.Верди (1813-1901).

Развивается жанр оперетты в творчестве Ж. Оффенбаха (1819-1880) и И. Штрауса (1825-1890).

Реализм.

В начале столетия складывается реализм – вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, внося в нее свое личное отношение к реальности. Писатель-реалист стремился изобразить реальность как она есть, дать слово самой действительности. Реалистическое произведение складывается как полифония голосов. Реалисты стремились вскрыть причины социальной несправедливости, отсюда критический характер реалистического искусства и его близость к науке, занятой поиском причин природных явлений. Цель писателя – сама жизнь, действительность, поэтому его слово – прозаическое, наиболее полно реализованное в жанре романа.

XIX в. – время расцвета французского романа, ведущим представителем которого является Оноре де Бальзак (1799-1850), который в своем творчестве показал весь трагизм прозаической жизни буржуазного общества (романы «Гобсек», «Евгения Гранде»). Около 1840 г. Бальзак находит название для серии своих антибуржуазных романов – «Человеческая комедия». Искусство, по Бальзаку, - отражение действительности.

Огромный вклад в развитие эстетических принципов классического реализма внес Анри Бейль (Стендаль (1783-1842), который в своих философско-эстетических трудах («Расин и Шекспир», «Прогулки по Риму», «О любви» и др.) защищал принципы реализма.Его концепция человека близка к просветительской: человек – это часть природы, ему присуще стремление к счастью. Проблему Стендаль видел в том, чтобы сделать формы общественной жизни соответствующими природе человека и способствующими его нормальному, здоровому развитию. Человек у Стендаля выступает как концентрированное выражение эпохи и вместе с тем как активный участник событий (романы «Красное и черное», «Пармская обитель», «Итальянские хроники» и др.).

Поворот в развитии реалистической эстетической мысли Франции после 1848 г. проявился у Гюстава Флобера (1821-1880), автора романов «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств» и др. Он не верит ни во что; зачастую мир представляется ему сплошным абсурдом. Поскольку мир изменить невозможно, единственное, что остается художнику – это с научной добросовестностью описать его. Флобер хочет уподобить словесное творчество геометрии.

XIX век подарил миру также такие великие имена как Генрих Гейне (1797-1856), Виктор Мари Гюго (1802-1885), Ги де Мопассан (1850-1893), Чарльз Диккенс (1812-1870), Уильям Теккерей (1811-1863), творчество которых многогранно, вбирает в себя черты романтического и реалистического видений мира.

Натурализм.

Характерная черта натурализма – стремление видеть источник культуры в природных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать лишь как внешнее условие деятельности. Натуралистическое искусство опирается на биологизирующую концепцию человека и отрицает художественный вымысел. К концу XIX в. во Франции завершался промышленный переворот, бурно развивалась техника, естественные науки, что создало условия для литературы: новое искусство стало рассматривать человека как часть биологического мира, стремилось объяснить его поступки и душевные движения физиологической организацией, влиянием внешней среды, раздражающей нервы, инстинктами, передающимися из поколение в поколение. В 1864 г. появилось программное произведение братьев Жюля (1830-1870) и Эдмона (1822-1896) Гонкур «ЖерминиЛасерте», построенный на анализе «невроза», физиологического отклонения от нормы, которое и приводит к гибели героиню романа. В это время и стала складываться эстетическая программа натурализма, основоположником которой считается французский писатель Эмиль Золя (1840-1902). Он уподоблял художника естествоиспытателю, изучающему только факты: писатель производит «опыт» над человеком, создавая определенные условия его существования, чтоб составить бесстрастный отчет о его реакциях. Своеобразным манифестом натуралистического метода стал его роман «Тереза Ракен» (1867). Главным делом жизни Золя стал цикл романов «Ругон-Маккары» (1871-1893), за которым последовали два цикла «Три города» и незавершенное «Четвероевангелие».

Черты западноевропейской культуры Нового времени

Новое время – эпоха, охватывающая в европейской истории время с конца XVI в. по начало XX в. – период интенсивного социального и культурного развития европейского общества, время становления индустриального общества и господства буржуазной культуры. Новое время стало эпохой буржуазных революций: Нидерландская революция (1566 - 1609), протекавшая в форме национально-освободительной войны с Испанией – главной твердыней феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция (1640-1688) и Великая французская революция (1789-1794). Эти события определялись вовлечением широких народных масс, углублением материальной культуры, открытиями и достижениями науки. Развивающееся капиталистическое производство рождало потребность в научных исследованиях прикладного характера; лидером естествознания становится механика как наука о движении тел; важную методологическую роль сыграли успехи в математике.

В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.

Основные черты культуры Нового времени:

Доминанта науки. Научная революция, происходившая в XVI – XVII вв., была начата гелиоцентрической теорией Николая Каперника (1473 – 1543), его главный труд «Об обращении небесных тел» был опубликован вгода смерти ученого. Гипотеза Коперника о движении Земли вокруг Солнца вызвала протест католической церкви, связывавшей ее с именем Джордано Бруно, осужденного инквизицией. Только в XX в. католическая церковь признала правоту теории Коперника. Иоганн Кеплер (1571-1630) установил, что настоящей формой планетных орбит должны быть эллипсы, причем движение по ним является непрерывным. Галилео Галилей (1564-1642) с помощью изобретенного им телескопа доказал однородность, подобие Земле других небесных тел; а также обосновал концепцию вращения Земли вокруг своей оси. Исаак Ньютон (1643-1727) сформулировал законы движения, ускорения, равного противодействия и закон всемирного тяготения. В научной сфере возникает дифференциация естественнонаучного и гуманитарного знания. Формируется методология; герменевтика (от греч. hermeneia – «разъяснять») - совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов.

На основе достижений математики и механики ученые и философы XVI – XVII вв. пришли к выводу, что во Вселенной царит математический порядок, она однородна. Земной и небесный миры подчиняются одним и тем же механическим законам. Бог предстал в образе Архитектора, Математика, часовщика, который, однажды «завев механизм Вселенной», больше не вмешивается в его существование. Так, сформировалась философская основа нового мировоззрения - деизм, сущность которого заключается в невмешательстве Бога-Творца в созданный им однажды мир. Рационализм становится главным инструментом познания Вселенной.

Развитие философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук» (Ф. Бэкон), «рассуждением о методе» (Р.Декарт). Проблема обоснования науки в Новое время вылилась в форму полемики между двумя лагерями: сенсуалистов и рационалистов. Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний; а рационалисты считали, что чувства человека бедны и несовершенны – единственный источник знаний – разум. Френсис Бэкон (1561-1626) в своих работах «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон» определяет философию прежде всего как методологию наук. Сделать философию научной означало для него построить философию по образцу экспериментального естествознания. По замыслу французского философа Рене Декарта (1596-1560) философия в идеале должна была стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом смогла бы выводить все свои многообразные последствия. Декарт утверждал, что истинное познание осуществляется лишь посредством интеллектуальной интуиции, т.е. особого акта чистого и внимательно воспринимающего разума, а также через дедукцию, связывающую очевидности между собой. Декарт сичтал, что можно усомниться абсолютно во всем, даже в истинности математических аксиом, так как неоспоримой очевидностью является только одно: я мыслю, следовательно, существую.

Скептицизм (греч. skeptikos – «исследующий») - сомнение в возможности достижения достоверного знания. В эпоху Нового времени - сомнение в истинах веры.

Секуляризм (от лат. saeculum - мирской, светский - общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во всех ее областях мыслится автономной, а человеческая жизнь не нуждающейся в общении с Богом, в религиозной вере.

Антиклерикализм - борьба против влияния католической церкви.

Эти явления считаются последствиями Реформации XVI в. и возникновения буржуазной версии христианства – протестантизма в результате антифеодального и антикатолического движения широких народных масс в Западной Европе. Повод для зарождения протестантизма в Германии в XVI в. была торговля индульгенциями. Первым выступил против католической церкви Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге он прибил 95 тезисов против католического учения о спасении заслугами святых, о чистилище, о посреднической роли духовенства между людьми и Богом т.д. Лютер отверг власть папы, выдвинул требование упростить обрядность, ликвидировать монашество, подчинить церковь светской власти. Учение Лютера содержало три основных части: учение о радикальном оправдании человека верой; о непогрешимости Священного Писания как единственного источника истины; доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания. Вождями Реформации в. Швейцарии были Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Влияние религии уменьшается во всех сферах социальной жизни и культуры, происходит отделение церкви от государства, провозглашается свобода совести. Христианство интерпретируется в основном в моральном измерении, с акцентом на нравственные аспекты учения Евангелия.

Прагматизм – стремление к достижению пользы, материального результата. Для буржуазной культуры характерно видение и принятие мира в материальном измерении, стремление к непосредственно ощутимым ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям.

Техногенность – развитие средств воздействия человека на природу. Всплеск приходится на кон. XVIII – нач. XIX в.: машинная техника, станки, паровой двигатель, электромотор и проч.

Сложные, амбивалентные антропологические представления Нового времени. С одной стороны, утверждаются безграничные возможности и свобода человека. Вера в приближение века разума, когда господство человека над природой будет основываться на применении достижений науки и техники (утопические проекты А.К. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна). Создаются теории преобразования общества: марксизм, социальное христианство. С другой стороны, растут настроения пессимизма, человек остается одиноким в бессмысленном вакууме безбожия, он больше не считается венцом творения: с точки зрения дарвинизма и других научных теорий XIX в., человек рассматривается как один из животных видов, возникших в результате естественного отбора. Открытие «бессознательного» школой психоанализа показало сложность, расщепленность человеческой природы. Сознающая себя личность («Я») перестало рассматриваться как сущность человека.

Ценность частной, семейной жизни. В культуре Нового времени возрастает интерес к вопросам пола, проявляются эротические тенденции с подчеркнутым культом женского тела. В конце XIX века начинается борьба женщин за эмансипацию, социальное освобождение. В то же время средоточием мира для буржуа является дом, «моя крепость». Любовь становится предварительным мотивом брака. Брачный возраст мужчины из буржуазной среды в конце XIX века – 30 лет, девушки – 25. В воспитании детей проявляется дидактизм, их стремятся воспитать как личностей, влияя на мотивы поведения. Образование становится всеобщим. Практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек.

Наши рекомендации