Краткая история создания Музыкально – эстрадного театра «Королёк»

В сентябре 2012 года в МАОУ ДО «Городском Дворце детского (юношеского) творчества» был образован Музыкально – эстрадный театр «Королёк». Коллектив возглавила - художественный руководитель Ольга Алексеевна Ахулаева, педагог дополнительного образования высшей категории, общий стаж работы 27 лет, победитель городского и Республиканского конкурса профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2007 год, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования «Призвание» в ВДЦ «Океан», г. Владивосток, 2009 год.

В 2006 году Ольга Алексеевна была внесена в первую Российскую энциклопедию «Талантливые дети – будущее России» в разделе «Талантливый педагог» (г. Москва) и педагогу была вручена медаль «За вклад в развитие образования» (г. Москва).

Большой вклад в становление и развитие коллектива внесли: педагог по сценической речи Светлана Николаевна Орлова, педагог по пластике Анастасия Андреевна Турушева, молодые специалисты - педагог по сценическому движению и хореографии Олеся Андреевна Ким и педагог по вокалу Лилия Евгеньевна Ахулаева.

Несмотря на недолгое существование у коллектива имеются высокие достижения.

В репертуаре детского театра насчитывается 10 спектаклей и мюзиклов, эстрадные шоу программы, театрализованные представления, сценки, концертные номера различных жанров, басни, стихи, монологи, миниатюры.
Огромное количество выступлений по всему городу и за его пределами. Участие и победы в различных фестивалях и конкурсах. Выезды в школы города и оздоровительный лагерь «Дружба», а так же путешествия в разные города: Байкальск, Анапа, Кучугуры, Москва, Санкт – Петербург.

Достижения коллектива :

2013 год – В АРТ - фестивале «Роза ветров» Всероссийский театральный конкурс «Дети играют для детей» город Байкальск :

· Диплом Лауреата II премии за сценическую композицию «Перепелиха»;

· Диплом «За лучший актёрский ансамбль» в композиции «Перепелиха»;

· Диплом Лауреата III премии за спектакль «Я вас всех люблю»;

· Диплом «За лучшую главную роль» Лиханова Алёна;

· Диплом Лауреата II премии в номинации «Художественное слово» Унагаева Ирина,

· Диплом II степени в номинации «Художественное слово» Коковина Надежда

2013 год – В июле 2013 года коллектив, побывал на Азовском море, в детском оздоровительном центре «Искра» на Всероссийской театральной смене «Ты можешь!». Участники коллектива прошли обучение по дисциплинам: актёрское мастерство, сценическая речь, пластика, получили удостоверения, опыт и массу самых лучших эмоций от работы с лучшими педагогами из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда.

2014 год – В апреле 2014года театр «Королёк» стал победителем Городского фестиваля – конкурса среди театральных коллективов в номинации «Драматический спектакль» со спектаклем Л.Филатова «Про Федота стрельца – удалого молодца» - Диплом I степени.

2015 год – В марте – апреле 2015 года театральному коллективу выпала прекрасная возможность принять участие в конкурсе среди театральных коллективов во Всероссийской смене «Театральные подмостки» в ВДЦ «Океан», г. Владивосток. Коллектив стал победителями конкурса! Получил Диплом 1 степени и золотые медали в номинации «Музыкальный театр». Жюри конкурса так же высоко оценило военную музыкально – литературную композицию.


В 2015-2016 году был реализован проект в сотрудничестве с Бурятским Республиканским педагогическим колледжем (педагогами и студентами музыкального отделения) – постановка оперетты «Стойкий Оловянный солдатик».

В феврале 2016 года коллектив с опереттой «Стойкий Оловянный солдатик» принял участие во Всероссийском фестивале конкурсе «На крыльях таланта», который проходил в городе Улан-Удэ (отборочный этап) и стал обладателем ГРАН – ПРИ и получил приглашение на финал фестиваля – конкурса в рамках международного в город Санкт – Петербург.

В мае 2016 года поездка на финал конкурса состоялась и в Санкт – Петербурге коллектив получил ГРАН – ПРИ и стал абсолютным победителем конкурса!

В июне 2016 года театральным коллективом в ДОЛ «Дружба» совместно с педагогами и студентами БРПК был осуществлён новый проект - мюзикл Ю.Антонова «Приключения Кузнечика Кузи».

2017 год- Новогодний спектакль «Оловянное колечко, или волшебный гутул» в международном интернет – конкурсе «Зимняя карусель», (г. Москва) награждён ГРАНД – ПРИ конкурса.

В мае 2017 года коллектив отпраздновал свой первый 5 летний юбилей. И представил зрителю незабываемое шоу «Обыкновенное чудо».

Победители и призёры среди участников коллектива:

2013 год- Диплом II степени Регионального этапа РБ в рамках международного конкурса юных чтецов «Живая классика» Унагаева Ирина (награждена бесплатной поездкой в Санкт-Петербург на финал этого конкурса)

2014 год – финалистка Всероссийского этапа конкурса юных чтецов «Живая классика» Унагаева Ирина, награждена поездкой в ВДЦ «Орлёнок»

В декабре 2014 года ребята - студийцы были активными участниками городских и республиканских конкурсов художественного чтения. В городском театральном конкурсе «Новые имена», победителями стали:

ü в номинации «Художественное чтение. Проза» -

Диплом I степени – Назимова Светлана

Диплом II степени – Ермаков Никита

Диплом II степени – Сидоренко Мария

Диплом III степени – Батуева Сарьяна

Диплом III степени – Куприянова Юлия

ü в номинации «Художественное чтение. Басня»-

Диплом I степени – Унагаева Таисия

Диплом III степени – Кизина Анастасия

ü в номинации «Эстрадный монолог» -Диплом I степени – Джаббаров Аслан

В феврале 2015 года в Республиканском конкурсе художественного слова «Чудесный клад Бурятии», победители:

ü в номинации «Авторское произведение» - Диплом II степени Ахулаев Дмитрий,

ü в номинации «Поэзия» - Диплом III степени Назимова Светлана,

Городской конкурс художественного слова «Живая классика» -

Диплом I степени Сидоренко Мария

В марте 2016 года в городском театральном конкурсе «Новые имена», победителями художественного слова стали:

ü в номинации «Художественное чтение. Проза» - Диплом I степени – Сидоренко Мария

Диплом II степени – Унагаева Ирина

Диплом II степени – Павлов Максим

Диплом II степени – Батуева Юмжана

ü в номинации «Художественное чтение. Басня»- Диплом I степени – Попов Игорь

ü в номинации «Поэзия» - Диплом III степени – Ермаков Никита

А также в городском конкурсе художественного слова «Живая классика» Унагаева Ирина вновь заняла 1 место и прошла в республиканский этап.

В марте 2017 года в городском конкурсе «Новые имена», победителями художественного слова стали:

ü в номинации «Художественное чтение. Проза» -

Диплом I степени – Круглова Валерия

Диплом II степени – Кустова Валерия

Диплом II степени – Карпов Артём

Диплом III степени – Никулина Дарья

ü в номинации «Художественное чтение. Басня»-

Диплом I степени – Шиханов Роман

Диплом II степени – Озерова Полина

ü в номинации «Поэзия» -

Диплом II степени – Синегрибова Александра

Диплом III степени – Ермаков Никита

Диплом III степени – Павлова Анастасия

Награды подтверждают высокий уровень мастерства. Поэтому музыкально – эстрадный театр «Королёк» знают и любят во всём городе.

Ежегодно руководитель и участники детского театра выполняют муниципальный заказ – постановку Новогодних спектаклей под патронажем Главы Республики Бурятия и мэра города Улан – Удэ.

Так же без театра не обходится ни один театрализованный концерт ГДДЮТ.

Участники коллектива постоянные ведущие правительственных концертов, городских и республиканских мероприятий

Музыкально – эстрадный театр «Королёк» имеет популярность в городе и высокий рейтинг по набору детей от 6 до 16 лет.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Играя, мы открыли дверцу…»

Программа, по которой работает руководитель студии, имеет художественную направленность.

Разработана на основе собственного опыта, педагогов – мастеров театрального искусства, на основе учебных программ учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Рассчитана на четыре года обучения и адаптирована для детей младшей, средней и старшей групп (7 – 16 летнего возраста).

Основная цель программы:

- Развитие художественно – эстетической, культурной, свободно-творческой индивидуальности посредством театрального искусства, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Формирование думающего, чувствующего, любящего, активного и раскованного человека, владеющего телом и, словом и готового к творческой деятельности в любой области. Создание условий для детей в самореализации в разных видах деятельности (танец, вокал, актерское мастерство, художественное слово).

Основные задачи программы состоят из следующих положений:

· привить любовь к театру;

· создать атмосферу радости детского творчества, сотрудничества;

· заложить основу общих знаний в области театрального искусства, а в частности:

- актерского мастерства

- сценической речи

- сценического движения

- сценографии

- грима

· развивать художественный и эстетический вкус учащихся, потребности в самовыражении средствами театрального искусства;

· развивать творческие артистические способности детей, сформировать навыки актёрского мастерства

· развивать фантазию, память, внимание и другие элементы пси хотехники актера системы К. С. Станиславского;

· развивать коммуникативные и организаторские способности обучающихся

· развивать артистическую смелость, сценическую свободу, непосредственность, доверие, снятие зажимов у детей, повышать исполнительское мастерство;

· развивать музыкальность, пластическую выразительность;

· воспитывать коллективную дисциплину и актерскую этику, а также воспитывать основы зрительской и исполнительской культуры;

Программа универсальна, т.к. предназначена для обучения учащихся с

1 по 11 класс и предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов в год составляет –114 часов (первый год обучения), 216 часов (последующие годы). Театральная студия предполагает деление на младшую (7-10 лет), среднюю (10-12 лет) и старшую (13-16 лет) группы.

Группы формируются с учётом возраста, индивидуальных способностей и смены в школе. Количество детей в группах от 12 до 18.

Программа состоит из теоретической и практической деятельности. Приоритетной является практическая часть: постановка спектаклей, сценок, сказок, инсценировок, миниатюр, подготовка ведущих и т .д.

Содержание программы состоит из 8 разделов:

I. Актерское мастерство.

II. Сценическая речь.

III. Сценическое движение, пластика.

IV. Вокал.

V. Танец.

VI. Грим.

VII. Театральная грамота

VIII. Театральная этика.

Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания.

На практических занятиях предпочтение отдается игровым методамобучения, способствующим закреплению знаний и формированию навыков.

Основные формы деятельности:

· занятия– беседы, которые позволяют найти контакт с ребятами, а так же выявлять уровень знаний;

· тренинги – специальные упражнения, направленные на раскрепощение, и на «настройку» организма на определенное эмоциональное состояние;

· репетиции– практическая деятельность, входе которой решаются технологические задания;

· упражнения– «мостики» от знания к умению;

· выступления, гастроли– творческий рост, закрепление на практике и приобретение новых умений и навыков совместного коллективного творчества;

· посещениетеатров - равнение на мастеров театрального искусства;

· выезды на природу – для сплочения коллектива;

· беседы, встречис актерами театров, студентами и педагогами театрального искусства.

Творческая работа:

1. Подготовка и показ спектаклей (Новогодние проекты под патронатом мэра и главы РБ), концертов, шоу-программ.

2. Проведение открытых занятий, мастер-классов.

3. Участие в городских и республиканских, Всероссийских и международных конкурсах и театральных фестивалей.

4. Участие во всех внутренних мероприятиях ГДДЮТ.

5. Оформление творческого альбома и стенда театральной студии «Королёк». Содержание в чистоте и порядке рабочего кабинета – дежурство.

Особое внимание в программе уделяется постановочной части.

Результат работы – показ спектакля, - но завершающим этапом постановочной части является анализ, проводимый в форме группового обсуждения, самоанализа.

Данная образовательная программа подразумевает 4 ступени развития творческого потенциала у студийцев не зависимо от возраста:

1 ступень – «Играя, мы открыли дверцу…»

На первой ступени обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.

Итогом творческой работы являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения. Не всегда и не все дети на этом этапе могут выйти на большую сценическую площадку – сцену!

ЦЕЛЬ:

Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

ЗАДАЧИ:

Развивающая:

- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов; - развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

Обучающая:

- научить выполнению требований к коллективной и индивидуальной практической работе, актёрской дисциплине «Театр начинается с вешалки», а так же основам психофизического тренинга; - научить основам верного дыхания, артикуляционной гимнастики; - научить оценивать сценические события;

Воспитательная:

- воспитать актёрскую этику и дисциплину, самостоятельность, ответственность;

- воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания, наблюдения.

К концу первой ступени обучения дети будут:

Знать:

-разнообразные игры, упражнения и их правила. - считалки, скороговорки, упражнения речевого тренинга.

Иметь представление:

- о средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима; - о сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними; - об актерском этюде; - Знать правила поведения в театре.

Будут уметь:

- Соблюдать «Законы студии», правила игры, должны быть организованными в театральной игре. Уметь выслушать, понять задание и приступить к правильному выполнению.

- Разрешать конфликты во время игр, уступать по необходимости, проявлять толерантное отношение к партнёру, уважительное и доброе отношение к работе товарищей.

- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке,

- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, чувствовать зажим и пытаться снимать его.

- Добиваться естественного и раскованного самочувствия юных актёров на сценической площадке.

- Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки. Выстраивать полукруг, круг, разные геометрические фигуры (Раздел «Актёрсий тренинг»).

- Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах (Раздел «Сценическая речь»).

- Бережно относиться к игровому реквизиту,

- передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.

- Получать развитие способностей, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.

2 ступень – «Мир фантазий так широк, за собой меня увлёк…» - школа актёрского мастерства.

Вторая ступень обучения направлена большей степени развитию партнёрских навыков и способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и групповыми этюдами .

На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

На второй ступени обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских. В работе с группой второй ступени должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

ЦЕЛИ:

- Развитие актёрской психотехники воспитанников; - Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью; -Воспитание партнерских отношений в работе.

ЗАДАЧИ

Развивающая:

- Развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами и танцевальными движениями;

- Развить актёрское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга; - развить речевой и дыхательный аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

Обучающая:

- Научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства; - научить выстраивать сценическое действие, как самому , так и с партнёром; - научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия; - научить «оценивать» действие; - научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы, выстраивать «Линию роли своего персонажа», находить «Зерно роли»;

Воспитательная:

- воспитать чувство ответственности за себя и за партнёров; - привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами; - воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второй ступени обучения дети будут:

Знать:

-основы актерской грамоты;

- способы и приемы тренировки памяти и внимания,

- правила пользования микрофоном.

Иметь представление:

- о литературном сценарии, инсценировки, пьесы, знать и понимать театральную терминологию, - о сценическом воплощении роли, о выразительных средствах актёра, - о приемах организации репетиций (обычных, сводных, генеральных), - о структуре и специфике работы над театрализацией (малыми формами) и спектаклем.

Будут уметь

- согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены, уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки. Выстраивать полукруг, круг, разные геометрические фигуры; - смогут организовать и провести игру (элемент актёрского тренинга, экспромт разминку) со сверстниками и младшими товарищами; - пользоваться микрофоном, - выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой; - четко и выразительно говорить с подачей «на опоре», исполняя роль; - придумать и показать несложный сюжет, мини спектакль в малой группе (экспромтом).

- Получать дальнейшее развитие личностных умений и навыков: увеличится объем памяти и внимания, скорость реакции, появятся навыки само - регуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно, выполнить задание педагога. - Быть организованным в театральной игре. - Принятие игровой ситуации. - Уметь произвольно снимать физические зажимы. - Составлять диалог между сказочными героями , уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему; - Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера. - Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия. - Овладеют комплексом дыхательной и артикуляционной гимнастики. - Произносить скороговорки и стихотворный текст в движении, разных позах с отношением, оценками. - Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; - бережно относиться к игровому реквизиту, - передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности, уметь передать характер персонажа; - Уметь строить диалог с партнером на заданную тему; - Владеть театральной терминологией, - Знать теоретические понятия: основные виды (жанры) театрального искусства и др., - Знать правила поведения в театре. - Уметь запоминать и «обживать» заданные педагогом мизансцены.

3 ступень – «Творим, придумываем, импровизируем…» - повышенный уровень актёрского мастерства.

На третьей ступени вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по немало важным для актёрского мастерства разделам – это сценическая речь, вокал, сценическое движение, пластика, танец. Результатом творческой работы с обучающимися третьей ступени является постановка одного - двух спектаклей в год.

ЦЕЛИ:

- Развитие абстрактного творческого мышления, самостоятельности в работе; - Формирование профессиональных навыков и умений; - Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

ЗАДАЧИ:

Развивающая:

- Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения; - Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения; - Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

Обучающая:

- Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров; - Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа; - Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

Воспитательная:

- воспитать чувство ответственности за общее творческое дело; - привить культуру привить интерес к культуре речи; - воспитание культуры исполнительского мастерства.

Наши рекомендации