Дидактические игры и упражнения по цветоведению.
Дидактические игры
Для развития
Сенсорных качеств
Дошкольника
Краснокаменск, 2013г.
Дидактические игры для развития сенсорных качествдошкольника- сборник, где вы найдете игры и игровые пособия для педагогов ДОУ и родителей с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят.
В сборнике представлена коллекция дидактических игр, на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Суть интегративного принципа состоит в проблематизации содержания изобразительной деятельности и форм организации мыслительной активности. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (самостоятельно создают дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. Книга содержит оригинальный иллюстративный и литературный материал (новые стихотворения, путаницы, загадки). Адресована воспитателям и старшим воспитателям дошкольных учреждений, методистам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, а также родителям, которые занимаются интеллектуальным и художественным развитием детей в условиях семьи.Игра для малышей. Поможет ребенку закрепить понятие форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, шестиугольник). Ребенку предлагается найти из маленьких карточек подходящие флаги для корабликов.
Данные материалы могут оказать помощь педагогам, работающим и родителям, которым небезразлична судьба их детей.
Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер.
Составитель: воспитатель по изобразительной деятельности
МАДОУ №4 «Тополек» Науменко О.П.
Введение …………………………………………………………………… стр.3
1. Комплексы дидактических игр для развития сенсорных качеств дошкольника…………………………………………………………..стр.4
1.1. Дидактические игры и упражнения по цветоведению……....стр.7
1.2. Упражнения на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур..............стр.11
1.3. Декоративно-прикладное творчество………………………..стр.13
1.4. Жанры живописи………………………………………………стр.22
1.5.
Список рекомендуемой литературы……………………………………….стр 30
Введение
Цель составителей данного сборника– оказание помощи педагогам и родителям в развитии сенсорных качеств ребенка.
О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности.
Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.
Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения.
Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Давно доказано, что и у людей, и у животных монотонная среда обычно вызывает дискомфорт. Повторение чего-либо (предметов, звуков и т. д.) неизбежно приводит к снижению эффективности решения задач, требующих внимания. Продолжительность и интенсивность игр ребенка, в которых он реализует свою поисковую активность, зависит не только от его умений, но в большей степени определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.
Особенно привлекательны для ребенка игры, в которых активно используется его стремление к новизне Новые, случайно обнаруженные эффекты увлекают, вызывают интерес. Новизна события очень важна для ребенка. В отличие от взрослого он часто не может сосредоточиться на одном из них. Поэтому дети не могут долго играть в одну и ту же игру, долго играть с одной игрушкой или заниматься одним делом (рисовать, конструировать и др.).
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи, художника, скульптора, архитектора, конструктора, музыканта, писателя занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение цвета с наблюдениями в природе и различными видами детского творчества - рисованием, лепкой, аппликацией. Это научит ребенка вдумчиво и творчески относиться к цвету.
Сегодня в магазинах можно встретить множество игрушек и книг, которые влияют на сенсорное развитие детей. Однако родителям необходимо понимать, что и книги, и игрушки являются лишь дополнительными средствами и не могут полностью заменить исследования реального мира, а также общение с окружающими. Дети очень любознательны и легко присоединяются к деятельности взрослых. Объясняя свои действия и рассказывая об окружающих предметах и явлениях (например, во время прогулки, приготовления пищи, игр и др.), взрослые помогают развиваться сенсорным способностям малышей. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. То есть, например, показывая малышу цветок, надо использовать все возможные органы чувств, которые можно задействовать в данной ситуации: рассказать о цвете, форме и дать понюхать.
Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. На следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.
Список рекомендуемой литературы поможет изучить и практически применить разнообразные дидактические методики.
Составитель сборника выражают надежду, что представленные материалы дадут возможность педагогам практически овладеть методами применения в своей практике дидактические игры по изобразительной деятельности с целью повышения эффективности педагогической деятельности в развитии сенсорных качеств ребенка, и как следствие- художественной одаренности детей.
Жанры живописи
10.
Для самых маленьких. 2 - 3 года.
11.
"Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.
12.
Игры на закрепление знаний жанров живописи.
13.
"Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)
14.
Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).
15.
16.
"Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.
17.
18.
Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и раскладывают узор на доске.
19.
20.
Назвать знакомые росписи.
21.
22.
Эту игру я выбираю, когда знакомлю детей с симметрией.
23.
Для маленьких. По образцу собрать узор.
24.
Для детей чуть постарше. Самостоятельно составить узор из предложенных элементов.
25.
"Дорисуй бабочку"
26.
27.
Игры на развитие творческого воображения.
Семейный портрет
Цель. Закрепить знания детей о половых и воз растных особенностях людей. Назвать отличитель ные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и бра тишки.
Материал. 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Найди недостаток в портрете
Цель. Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрач ки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал. 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Мимика лица
Как известно, у человека бывает разное настроение: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие.
Разное выражение лица человека называется мимикой.
Изучите внимательно схемы настроения
и по пробуйте их зарисовать.
Придумай и собери портрет
Цель. Закрепить знания о жанре портрета, до ставить портрет из разных частей лица по соб ственному выбору и воображению. Учить правиль но ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал. Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д
Добрые и злые герои
Цель. Учить классифицировать сказочных геро ев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по задан ной теме, обосновывать свой выбор.
Материал. Картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чер тами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.)
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ«ПАЛОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Цель.
Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.
Материал.
У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаш
Ход.
Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: « Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3—4 позы).
Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.
Дидактические игры
Для развития
Сенсорных качеств
Дошкольника
Краснокаменск, 2013г.
Дидактические игры для развития сенсорных качествдошкольника- сборник, где вы найдете игры и игровые пособия для педагогов ДОУ и родителей с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят.
В сборнике представлена коллекция дидактических игр, на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Суть интегративного принципа состоит в проблематизации содержания изобразительной деятельности и форм организации мыслительной активности. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (самостоятельно создают дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. Книга содержит оригинальный иллюстративный и литературный материал (новые стихотворения, путаницы, загадки). Адресована воспитателям и старшим воспитателям дошкольных учреждений, методистам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, а также родителям, которые занимаются интеллектуальным и художественным развитием детей в условиях семьи.Игра для малышей. Поможет ребенку закрепить понятие форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, шестиугольник). Ребенку предлагается найти из маленьких карточек подходящие флаги для корабликов.
Данные материалы могут оказать помощь педагогам, работающим и родителям, которым небезразлична судьба их детей.
Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер.
Составитель: воспитатель по изобразительной деятельности
МАДОУ №4 «Тополек» Науменко О.П.
Введение …………………………………………………………………… стр.3
1. Комплексы дидактических игр для развития сенсорных качеств дошкольника…………………………………………………………..стр.4
1.1. Дидактические игры и упражнения по цветоведению……....стр.7
1.2. Упражнения на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур..............стр.11
1.3. Декоративно-прикладное творчество………………………..стр.13
1.4. Жанры живописи………………………………………………стр.22
1.5.
Список рекомендуемой литературы……………………………………….стр 30
Введение
Цель составителей данного сборника– оказание помощи педагогам и родителям в развитии сенсорных качеств ребенка.
О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности.
Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.
Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения.
Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Давно доказано, что и у людей, и у животных монотонная среда обычно вызывает дискомфорт. Повторение чего-либо (предметов, звуков и т. д.) неизбежно приводит к снижению эффективности решения задач, требующих внимания. Продолжительность и интенсивность игр ребенка, в которых он реализует свою поисковую активность, зависит не только от его умений, но в большей степени определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.
Особенно привлекательны для ребенка игры, в которых активно используется его стремление к новизне Новые, случайно обнаруженные эффекты увлекают, вызывают интерес. Новизна события очень важна для ребенка. В отличие от взрослого он часто не может сосредоточиться на одном из них. Поэтому дети не могут долго играть в одну и ту же игру, долго играть с одной игрушкой или заниматься одним делом (рисовать, конструировать и др.).
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи, художника, скульптора, архитектора, конструктора, музыканта, писателя занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение цвета с наблюдениями в природе и различными видами детского творчества - рисованием, лепкой, аппликацией. Это научит ребенка вдумчиво и творчески относиться к цвету.
Сегодня в магазинах можно встретить множество игрушек и книг, которые влияют на сенсорное развитие детей. Однако родителям необходимо понимать, что и книги, и игрушки являются лишь дополнительными средствами и не могут полностью заменить исследования реального мира, а также общение с окружающими. Дети очень любознательны и легко присоединяются к деятельности взрослых. Объясняя свои действия и рассказывая об окружающих предметах и явлениях (например, во время прогулки, приготовления пищи, игр и др.), взрослые помогают развиваться сенсорным способностям малышей. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. То есть, например, показывая малышу цветок, надо использовать все возможные органы чувств, которые можно задействовать в данной ситуации: рассказать о цвете, форме и дать понюхать.
Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. На следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.
Список рекомендуемой литературы поможет изучить и практически применить разнообразные дидактические методики.
Составитель сборника выражают надежду, что представленные материалы дадут возможность педагогам практически овладеть методами применения в своей практике дидактические игры по изобразительной деятельности с целью повышения эффективности педагогической деятельности в развитии сенсорных качеств ребенка, и как следствие- художественной одаренности детей.
Дидактические игры и упражнения по цветоведению.