Упражнения (с настоящими предметами).

1. С партнером - «соревнование в силе» - поставить лок­ти на стол, соедините ладони и стремитесь пригнуть руку противника к столу.

2. Растягивание тугой спортивной резины, накачивание ав­томобильной шины и пр.

3. «Дверь» - один человек стремится открыть дверь, вто­рой держит ее. У первого задача - войти, у второго - не пропустить.

4. «Бечева» - один конец веревки привязывают, либо дер­жат партнеры - тянуть канат (изучить мускульное нап­ряжение).

5. «Звонарь» - один конец веревки крепко держит партнер, стоящий на столе: он - «колокол», вы - «звонарь». Ши­роким движением постарайтесь качнуть «колокол». С тремя звонарями с колоколами различной величины (фоно­грамма колокольных звонов).

6. «Перетягивание каната» - вдвоем или коллективно, ра­зделившись на две группы

7. Те же упражнения но с воображаемыми предметами, партне­рами.

Упражнения (на беспредметное действие).

Придумать и проделать упражнение на следующие действия (по три-пять на каждое): ввинчивать, откупоривать, надав­ливать, крутить, разрывать, расправлять, отталкивать, при­гибать, растягивать, распяливать, отталкивать, вонзать, подтягивать, вышибать, крутить, наваливаться, гнуть, бо­роться, накачивать.

1. Тащить упрямого осла.

2. Затягивать узлы.

3. Бороться с воображаемым удавом.

4. Вытягивать из воды якорь.

5. Передвигать шкаф, навалившись на него или толкая ру­ками.

6. Откупорить бутылку.

7. Вонзить меч.

8. Разломать о колено палку.

«Неожиданный рывок»

Упражнения (совместно с партнером).

1. Многократно повторяются рывки и толчки на плечо, на руку через веревку (плечо под действием удара пода­ется в стороны, а голова остается неподвижной).

2. Закручивание рук за спину, неожиданные толчки в спи­ну, в плечо (перед рывком и толчком все мышцы рас­слаблены).

Повторить с воображаемым партером.

Упражнения (с воображаемым партнером).

1. Собака на поводке - резкий рывок (собака бежит за кошкой).

2. Вы ведете малыша за руку - он внезапно останавлива­ется.

3. Вас схватили за шиворот, потянули за ухо.

«Единая линия»

Упражнения (на соблюдение «единой линии» - горизонталь­ные и вертикальные оси).

Действуйте с такими предметами, как: метла, кочерга, топор, байдарочное весло, шест, бревно, лист стекла, корыто.

В четыре руки (с партнером): взять из рук партнера бутылку, закрыть вместе с ним борт машины, поднять носилки.

Придумать и показать коллективные упр. на «единую линию» в горизонтальном и вертикальном положении. Примеры: достать ухватом из печки чугун, бросать лопатой уголь в печь (горизонтальное положение), скалывать ломом лед (вертикальное).

«Тьма» при ярком свете

Упражнения

1. Тренаж технических навыков - в незнакомой обстанов­ке, действуя на ощупь, определите, какие предметы попадаются на вашем пути (предмет - рука «что ты та­кое?», «что в тебе?», «каков ты на вкус?», «на запах?»). Например, отыскать нужный предмет - березовое полено среди дров.

2. Действие в «темноте» с определенной задачей: найди какой-либо предмет среди многих других.

3. Оправдание «темноты» - перегорела лампочка, погасла свеча, налет вражеской авиации и т.п.

Беспредметные действия - гаммы для мима - их надо повто­рять всю жизнь.

Пластическая выразительность

Балет, акробатика - вот еще дисциплины, которые будуще­му пантомимисту необходимы в первую очередь.

Упражнения на «три оси».

1. Повернуть голову, оставив туловище в прежнем положе­нии.

2. Максимально развернуть плечи, оставляя неподвижными бедра и голову

Голова

Упражнение (на «шарнирность» шеи).

1. Круговые движения - по ходу часовой стрелки и обрат­но, постепенно усложняя повороты - вначале склонив голову на грудь и поворачивать ее, отводя назад, по­том вновь на грудь и опять назад (плечи при этом дол­жны оставаться неподвижными).

2. Узбекский танец головы.

Упражнения (на передачу чувств).

1. Смирение, почтительность, заискивание...

2. Превосходство, высокомерие...

3. Отказ, согласие.

Корпус

Упражнение (на внутреннее состояние человека).

1. Плечами: каприз, недоумение, презрение...

2. Грудью: самодовольство.

3. Спиной: страдание, угодливость, хохот, ударц бича...

4. Корпус: извивающееся тело пленника, показать «што­пор» ввинчивающийся в бутылку...

Руки

Упражнения.

1. Разделите мысленно руки на две части - от плеча до локтя и от локтя до кисти. Поднимая руку перед собой - первая двигается первая часть - от плеча до локтя, а затем, догоняя ее, вторая часть - от локтя до кис­ти. Движение плавное, без рывков, единой линией, ло­кти следует направлять не к телу, а от него. Кисть при этом немного отстает, а дойдя до цели, она долж­на мягко откинуться в сторону (быть слегка на отлете).

2. «Отстающей кисть» - руки поднимаются вверх, отводят­ся в стороны, вытягиваются перед собой - кисти в ка­ждом случае отстают от движения руки, свободно, мяг­ко повисая. Руки - вниз - вверх - влево - вправо - мягкое «перекатывание» отстающей кисти. Руки навст­речу друг другу - одна вверх, другая вниз - кисти отстают (как движения косынки, которую полощут в ре­ке).

Упражнения (на тренировку подвижности пальцев)

1. Сжимание пальцев в кулак и энергичное его раскрытие.
Пальцы разлетаются в разные стороны.

2. «Волны», которые делают пальцы в отдельности.

3. Игра на воображаемом рояле, гитаре и др.

Ноги.

Упражнения.

1. «Сценический крест»: в зрительный зал – несколько левее или правее - направлены пальцы лишь одной ступ­ни, второй же - в сторону кулис; тяжесть тела перено­сится на ту ногу, которая направлена в зрительный зал, другая нога слегка согнута в колене (классичес­кое положение).

2. Характерные походки (профессиональные): поступь мо­ряка, кавалериста, фехтовальщика, балерины; походки ребенка и старика...

3. Передать настроение: дрожащие ноги труса, скачущие ноги счастливого человека, ноги угодливого шаркуна, ноги смельчака (характерность) – (делать с ширмой, закрывающей корпус).

Культура жеста

Избегать мелкие жесты, куцые, жесты «пластического бор­мотания».

Широкий жест

Жест должен быть точным, ярким и широким. Упражнения (на овладение широкими жестами).

1. (порядок тренировки обычный: сначала настоящий пред­мет, затем воображаемый, при точном сохранении его обьема и веса) Игра в городки, метание диска, копья, ядра...

2. Воспроизведение трудового процесса: косить траву, колоть дрова...

3. «Оркестр» - каждый студиец воспроизводит игру на каком-либо инструменте; роль дирижера исполняется поочеред­но (фонограмма) – (это упр. развивает пластику, вни­мание, чувство ритма, общение с партнером, у дириже­ра - подчинить коллектив своему волевому пластическо­му жесту).

4. Воспроизведение повадок различных животных, птиц, рыб: кошка, которая охотится за мышью или отряхивает­ся от капель дождя; воробей, урывающий крохи от завт­рака голубей... (упр. на узнавание зрителями).

5. «Матадор» - тренироваться следует вдвоем, поперемен­но меняясь ролями «матадора» и «быка» (материя и шпага в руках обязательны).

6. «Плотогон» - мим встает на небольшой коврик в метре от стены. Упершись концом длинного шеста в стену, на линии пола, мим должен оттолкнуться (отжаться) от стены и проскользить как можно дальше на всю длину шеста, перебирая по нему руками. (рис. 1)

а) Без коврика - не двигаясь с места, с усилием перех­ватывать шест по всей его длине, действуя как с нас­тоящим шестом (помня о «единой линии»).

б) Выполняя те же движения с шестом, передвигаться вбок, по ходу воображаемого плота, при этом производить особые движения ступнями ног, соединяя то носки, то пятки (рис. 2 и 3).

7. «Борьба с воображаемым противником» - расчленение ее процесса на короткие фазы-этапы, запоминание и отбор наиболее выразительных движений.

Упражнения (с настоящими предметами). - student2.ru

рис.1 рис. 2 и 3

Эмоциональная пластика

Исключить все моменты представления.

Упражнения.

1. Импровизация под музыку - прослушать какое-нибудь произведение Рахманинова, Скрябина, Чайковского с яркой сменой настроения, обсудить, найти содержание музыкальной темы. Затем разыграть этюд пластическим действием (импровизация может быть групповой).

2. Импровизация на тему стихотворений Пушкина, Лермон­това в сопровождении музыки (не забывать о поэтичес­кой приподнятости жестов).

Несколько приемов пантомим

Выносим правую ногу вперед. В тот самый момент, когда ступня правой ноги касается пола, от него отрывается пят­ка левой ноги - на ней центр тяжести (рис.4).

Далее начинается энергичное подтягивание правой ноги в исходное положение, не сгибая колена. Подтягивание дол­жно производиться плавно, без рывков, так, чтобы ступня скользила по полу, как бы утюжка его (рис.5).

Одновременно с подтягиванием правой ноги левая, с при­поднятой пяткой, начинает сгибаться в колене (рис.6 и 7). Весь упор сосредоточивается на «подушечке» ступни; приняв на себе тяжесть тела, она как бы с силой упирается в пол, позволяя тем самым произвести подтягивание правой ноги.

Итак, подтягивание правой ноги и сгибание левой произ­водятся строго одновременно.

Как только правая нога пришла в исходное положение (рис.6), на нее тотчас переносится центр тяжести. Левая нога, «освободившись» от тяжести, выносится вперед (рис.7 и 8) и опускается на пол. Затем весь цикл движений повто­ряется.

Упражнения (с настоящими предметами). - student2.ru Упражнения (с настоящими предметами). - student2.ru

рис. 4-8

Тренировать «шаг на месте» следует в легких спортивных туфлях и непременно на кожаной, а не резиновой подошве. Встав между двух стульев и опираясь руками на их спинки, необходимо сначала все движения проделать медленно, по фазам. Когда поя­вится легкость - включить в действие руки и корпус.

Движение рук и ног в «пе­рекрестной координации» - если впереди правая нога, то вперед активно выносится левая рука вместе с плечом. «Шаг на месте» наиболее сценичен в профиль к зрителям.

Бег на месте

Спортивный бег»

1. Ноги, согнутые в коленях, энергично, поочередно откидываются назад как можно выше; касаясь пола, нога как бы подбивает воображаемый мяч, приземле­ние происходит на «подушечки» ступней.

2. Корпус, насколько возможно, должен быть склонен вперед.

3. Темп - предельно быстрый. Нужно добиваться, чтобы ка­кую-то долю секунды обе ноги были в воздухе. (Рис.9)

Упражнения (с настоящими предметами). - student2.ru

рис. 9

Комедийный бег»

1. Корпус отклоняется назад до возможного предела. Ноги дер­жать прямыми, при активном и высоком выбрасывании вперед

2. Осваивать лучше вдвоем, поо­чередно. Один из партнеров, стоя сзади, подставив руки под голову и спину бегущего на месте, поддерживает его. Чем больше отклонен корпус, чем активнее и выше выбра­сываются ноги, тем этот вид бега выразительнее.

Когда оба вида бега хорошо отработаны, их можно объеди­нять, комбинируя и чередуя приемы, не делая пауз.

Наши рекомендации