Упражнения (с настоящими предметами).
1. С партнером - «соревнование в силе» - поставить локти на стол, соедините ладони и стремитесь пригнуть руку противника к столу.
2. Растягивание тугой спортивной резины, накачивание автомобильной шины и пр.
3. «Дверь» - один человек стремится открыть дверь, второй держит ее. У первого задача - войти, у второго - не пропустить.
4. «Бечева» - один конец веревки привязывают, либо держат партнеры - тянуть канат (изучить мускульное напряжение).
5. «Звонарь» - один конец веревки крепко держит партнер, стоящий на столе: он - «колокол», вы - «звонарь». Широким движением постарайтесь качнуть «колокол». С тремя звонарями с колоколами различной величины (фонограмма колокольных звонов).
6. «Перетягивание каната» - вдвоем или коллективно, разделившись на две группы
7. Те же упражнения но с воображаемыми предметами, партнерами.
Упражнения (на беспредметное действие).
Придумать и проделать упражнение на следующие действия (по три-пять на каждое): ввинчивать, откупоривать, надавливать, крутить, разрывать, расправлять, отталкивать, пригибать, растягивать, распяливать, отталкивать, вонзать, подтягивать, вышибать, крутить, наваливаться, гнуть, бороться, накачивать.
1. Тащить упрямого осла.
2. Затягивать узлы.
3. Бороться с воображаемым удавом.
4. Вытягивать из воды якорь.
5. Передвигать шкаф, навалившись на него или толкая руками.
6. Откупорить бутылку.
7. Вонзить меч.
8. Разломать о колено палку.
«Неожиданный рывок»
Упражнения (совместно с партнером).
1. Многократно повторяются рывки и толчки на плечо, на руку через веревку (плечо под действием удара подается в стороны, а голова остается неподвижной).
2. Закручивание рук за спину, неожиданные толчки в спину, в плечо (перед рывком и толчком все мышцы расслаблены).
Повторить с воображаемым партером.
Упражнения (с воображаемым партнером).
1. Собака на поводке - резкий рывок (собака бежит за кошкой).
2. Вы ведете малыша за руку - он внезапно останавливается.
3. Вас схватили за шиворот, потянули за ухо.
«Единая линия»
Упражнения (на соблюдение «единой линии» - горизонтальные и вертикальные оси).
Действуйте с такими предметами, как: метла, кочерга, топор, байдарочное весло, шест, бревно, лист стекла, корыто.
В четыре руки (с партнером): взять из рук партнера бутылку, закрыть вместе с ним борт машины, поднять носилки.
Придумать и показать коллективные упр. на «единую линию» в горизонтальном и вертикальном положении. Примеры: достать ухватом из печки чугун, бросать лопатой уголь в печь (горизонтальное положение), скалывать ломом лед (вертикальное).
«Тьма» при ярком свете
Упражнения
1. Тренаж технических навыков - в незнакомой обстановке, действуя на ощупь, определите, какие предметы попадаются на вашем пути (предмет - рука «что ты такое?», «что в тебе?», «каков ты на вкус?», «на запах?»). Например, отыскать нужный предмет - березовое полено среди дров.
2. Действие в «темноте» с определенной задачей: найди какой-либо предмет среди многих других.
3. Оправдание «темноты» - перегорела лампочка, погасла свеча, налет вражеской авиации и т.п.
Беспредметные действия - гаммы для мима - их надо повторять всю жизнь.
Пластическая выразительность
Балет, акробатика - вот еще дисциплины, которые будущему пантомимисту необходимы в первую очередь.
Упражнения на «три оси».
1. Повернуть голову, оставив туловище в прежнем положении.
2. Максимально развернуть плечи, оставляя неподвижными бедра и голову
Голова
Упражнение (на «шарнирность» шеи).
1. Круговые движения - по ходу часовой стрелки и обратно, постепенно усложняя повороты - вначале склонив голову на грудь и поворачивать ее, отводя назад, потом вновь на грудь и опять назад (плечи при этом должны оставаться неподвижными).
2. Узбекский танец головы.
Упражнения (на передачу чувств).
1. Смирение, почтительность, заискивание...
2. Превосходство, высокомерие...
3. Отказ, согласие.
Корпус
Упражнение (на внутреннее состояние человека).
1. Плечами: каприз, недоумение, презрение...
2. Грудью: самодовольство.
3. Спиной: страдание, угодливость, хохот, ударц бича...
4. Корпус: извивающееся тело пленника, показать «штопор» ввинчивающийся в бутылку...
Руки
Упражнения.
1. Разделите мысленно руки на две части - от плеча до локтя и от локтя до кисти. Поднимая руку перед собой - первая двигается первая часть - от плеча до локтя, а затем, догоняя ее, вторая часть - от локтя до кисти. Движение плавное, без рывков, единой линией, локти следует направлять не к телу, а от него. Кисть при этом немного отстает, а дойдя до цели, она должна мягко откинуться в сторону (быть слегка на отлете).
2. «Отстающей кисть» - руки поднимаются вверх, отводятся в стороны, вытягиваются перед собой - кисти в каждом случае отстают от движения руки, свободно, мягко повисая. Руки - вниз - вверх - влево - вправо - мягкое «перекатывание» отстающей кисти. Руки навстречу друг другу - одна вверх, другая вниз - кисти отстают (как движения косынки, которую полощут в реке).
Упражнения (на тренировку подвижности пальцев)
1. Сжимание пальцев в кулак и энергичное его раскрытие.
Пальцы разлетаются в разные стороны.
2. «Волны», которые делают пальцы в отдельности.
3. Игра на воображаемом рояле, гитаре и др.
Ноги.
Упражнения.
1. «Сценический крест»: в зрительный зал – несколько левее или правее - направлены пальцы лишь одной ступни, второй же - в сторону кулис; тяжесть тела переносится на ту ногу, которая направлена в зрительный зал, другая нога слегка согнута в колене (классическое положение).
2. Характерные походки (профессиональные): поступь моряка, кавалериста, фехтовальщика, балерины; походки ребенка и старика...
3. Передать настроение: дрожащие ноги труса, скачущие ноги счастливого человека, ноги угодливого шаркуна, ноги смельчака (характерность) – (делать с ширмой, закрывающей корпус).
Культура жеста
Избегать мелкие жесты, куцые, жесты «пластического бормотания».
Широкий жест
Жест должен быть точным, ярким и широким. Упражнения (на овладение широкими жестами).
1. (порядок тренировки обычный: сначала настоящий предмет, затем воображаемый, при точном сохранении его обьема и веса) Игра в городки, метание диска, копья, ядра...
2. Воспроизведение трудового процесса: косить траву, колоть дрова...
3. «Оркестр» - каждый студиец воспроизводит игру на каком-либо инструменте; роль дирижера исполняется поочередно (фонограмма) – (это упр. развивает пластику, внимание, чувство ритма, общение с партнером, у дирижера - подчинить коллектив своему волевому пластическому жесту).
4. Воспроизведение повадок различных животных, птиц, рыб: кошка, которая охотится за мышью или отряхивается от капель дождя; воробей, урывающий крохи от завтрака голубей... (упр. на узнавание зрителями).
5. «Матадор» - тренироваться следует вдвоем, попеременно меняясь ролями «матадора» и «быка» (материя и шпага в руках обязательны).
6. «Плотогон» - мим встает на небольшой коврик в метре от стены. Упершись концом длинного шеста в стену, на линии пола, мим должен оттолкнуться (отжаться) от стены и проскользить как можно дальше на всю длину шеста, перебирая по нему руками. (рис. 1)
а) Без коврика - не двигаясь с места, с усилием перехватывать шест по всей его длине, действуя как с настоящим шестом (помня о «единой линии»).
б) Выполняя те же движения с шестом, передвигаться вбок, по ходу воображаемого плота, при этом производить особые движения ступнями ног, соединяя то носки, то пятки (рис. 2 и 3).
7. «Борьба с воображаемым противником» - расчленение ее процесса на короткие фазы-этапы, запоминание и отбор наиболее выразительных движений.
рис.1 рис. 2 и 3
Эмоциональная пластика
Исключить все моменты представления.
Упражнения.
1. Импровизация под музыку - прослушать какое-нибудь произведение Рахманинова, Скрябина, Чайковского с яркой сменой настроения, обсудить, найти содержание музыкальной темы. Затем разыграть этюд пластическим действием (импровизация может быть групповой).
2. Импровизация на тему стихотворений Пушкина, Лермонтова в сопровождении музыки (не забывать о поэтической приподнятости жестов).
Несколько приемов пантомим
Выносим правую ногу вперед. В тот самый момент, когда ступня правой ноги касается пола, от него отрывается пятка левой ноги - на ней центр тяжести (рис.4).
Далее начинается энергичное подтягивание правой ноги в исходное положение, не сгибая колена. Подтягивание должно производиться плавно, без рывков, так, чтобы ступня скользила по полу, как бы утюжка его (рис.5).
Одновременно с подтягиванием правой ноги левая, с приподнятой пяткой, начинает сгибаться в колене (рис.6 и 7). Весь упор сосредоточивается на «подушечке» ступни; приняв на себе тяжесть тела, она как бы с силой упирается в пол, позволяя тем самым произвести подтягивание правой ноги.
Итак, подтягивание правой ноги и сгибание левой производятся строго одновременно.
Как только правая нога пришла в исходное положение (рис.6), на нее тотчас переносится центр тяжести. Левая нога, «освободившись» от тяжести, выносится вперед (рис.7 и 8) и опускается на пол. Затем весь цикл движений повторяется.
рис. 4-8
Тренировать «шаг на месте» следует в легких спортивных туфлях и непременно на кожаной, а не резиновой подошве. Встав между двух стульев и опираясь руками на их спинки, необходимо сначала все движения проделать медленно, по фазам. Когда появится легкость - включить в действие руки и корпус.
Движение рук и ног в «перекрестной координации» - если впереди правая нога, то вперед активно выносится левая рука вместе с плечом. «Шаг на месте» наиболее сценичен в профиль к зрителям.
Бег на месте
Спортивный бег»
1. Ноги, согнутые в коленях, энергично, поочередно откидываются назад как можно выше; касаясь пола, нога как бы подбивает воображаемый мяч, приземление происходит на «подушечки» ступней.
2. Корпус, насколько возможно, должен быть склонен вперед.
3. Темп - предельно быстрый. Нужно добиваться, чтобы какую-то долю секунды обе ноги были в воздухе. (Рис.9)
рис. 9
Комедийный бег»
1. Корпус отклоняется назад до возможного предела. Ноги держать прямыми, при активном и высоком выбрасывании вперед
2. Осваивать лучше вдвоем, поочередно. Один из партнеров, стоя сзади, подставив руки под голову и спину бегущего на месте, поддерживает его. Чем больше отклонен корпус, чем активнее и выше выбрасываются ноги, тем этот вид бега выразительнее.
Когда оба вида бега хорошо отработаны, их можно объединять, комбинируя и чередуя приемы, не делая пауз.