Пластическая выразительность 7

Рудольф Евгеньевич Славский

"Искусство пантомимы "

(Главы)

(С комментариями В. Чернова )

Содержание:

Беспредметные действия 2

Пластическая выразительность 7

Несколько приемов пантомим 10

Основы мимики 17

Дополнительные выразительные средства пантомимы 23

Некоторые вопросы драматургии пантомимы 25

Особенности пантомимы 28

Репертуар мимов индийского и китайского театра, М. Марсо, Л. Енгибарова, Ч. Чаплина

Беспредметные действия

Обучение искусству пантомимы начинается с умения точно передавать объем и форму несуществующего предмета.

Целесообразнее всего приступать к тренировке с помощью подлинных вещей.

Возьмите термос или авторучку, отвинтите и снова завин­тите колпачок. Проделать это нужно много раз, внимательно наблюдая, а точнее, исследуя сначала все движения левой ру­ки, пальцев, запоминая, под каким углом находится рука по отношению к корпусу; затем также фиксируются движения пра­вой руки, ее кисти и особенно пальцев. Итак, движение за движением, не пропуская ни одного, даже самого малейшего момента.

Хорошо запомнив все это, нужно отложить предмет в сторо­ну и уже без него воспроизвести весь цикл движений (пока вы не добьетесь их точности).

Друзья и враги мима

Враги:

1. Приблизительность - упражнение выполнено «вроде бы» (кое-как - мим не держит форму предметов);

2. Мышечная зажатость, скованность движений;

3. «Портфель под мышкой» - когда начинающие мимы, рабо­тая с несуществующим предметом, держат локти прижаты­ми к бокам;

4. «Гармошка» - это те случаи, когда у неопытного мима предмет все время изменяет форму: то сжимается, то растягивается, как меха гармошки;

5. «Примерочка» - мим, прежде чем взять в руки вообража­емый предмет, как бы примеряется к его форме.

Друзья:

1. Память - позволяет точно воспроизводить весь ход дви­жений, связанных с передачей формы, объема, веса, свойств предметов;

2. Труд, настойчивость и воля;

3. Видение - мим должен видеть не «вообще», не «в общих чертах», а отчетливо, в мельчайших деталях все качес­тва и свойства несуществующего предмета;

4. Вера в подлинность несуществующих предметов и партне­ров ...

Невидимое сделать видимым

Упражнения (на беспредметные действия).

1. Вылепите из воображаемого теста (или пластилина) бу­сы. Нанижите их на нитку. Их того же «материала» сде­лайте цепь, крендель, ваши инициалы, вылепите неболь­шую фигуру человека.

2. Прочертите с помощью воображаемой линейки несколько
параллельных линий, несколько треугольников; с помо­щью циркуля - несколько различных кругов.

3. Сложите из воображаемой газетной бумаги: «птичку», «конверт», «треуголку», «лодку».

4. Перетасуйте колоду карт, сдайте карты партнерам, свои карты расположите веером для игры, сделайте несколько ходов. По упражняйтесь так же с воображаемым домино.

5. Переведите стрелки у ручных часов и будильника, заве­дите и те и другие.

6. Раскройте перочинный нож, отточите карандаш. Разрежь­те сброшюрованные листы книги.

7. Откройте книгу, коробку с ваксой, банку консервов, зонтик.

8. Выберете из крупы соринки, рассортируйте злаки.

9. Нарежьте: колбасу, сыр, лимон, кекс.

10. Отрежьте: кусок арбуза, ломоть хлеба.

11. Намотайте на локоть и кисть руки (не забудьте отвести при этом большой палец) длинную веревку.

12. Отмотайте с катушки нитку, оторвите ее, вденьте в иг­лу; заштопайте носок, пришейте пуговицу.

13. Выньте из кармана коробок спичек, зажгите спичку, за­жгите газ, положите на сковородку сливочное масло, отделив его ножом от куска, разбейте на сковородку несколько яиц, посолите яичницу.

14. Забинтуйте партнеру палец, руку, голову.

15. Расчешите волосы, сделайте прическу, заплетите косы.

16. Разберите и соберите часы (с помощью отвертки и пин­цета).

Задание.

Придумать по нескольку упражнений на такие задачи: очис­тить, отвинтить, сложить, покрасить, затушевать, накапать, нанизать, сыграть на..., набить, вылепить, размесить, вы­мыть, заплести, перелить, расчесать, распилить, промыть, за­стегнуть (не следует пока орать большие и тяжелые предметы).

Упражнения:

1. На характер поверхности (предмет твердый, мягкий, ше­ршавый, волнистый, круглый, закругленный);

2. На свойства предметов (предмет колючий, липкий, мок­рый, острый);

3. На температурные особенности (предает горячий, холод­ный).

Предел

Упражнения (на виды «предела»).

1. Пришить пуговицу воображаемой иглой («предел» у нит­ки).

2. Закрутить воображаемый водопроводный кран, гайку.

3. Качать насосом.

4. Натянуть сапог, одеть носок.

5. Закрыть дверь, крышку чемодана.

6. Ввинтить лампу в патрон.

7. Снять с полки бутылку и поставить ее на стол.

8. Черпать из кастрюли суп, есть ложкой из тарелки, наре­зать селедку и т.п.

«Штепсель», «колчан»

Упражнение на «повышенную сосредоточенность», на прие­мы «предел», «штепсель» и «колчан»

1. Воткнуть вилку в розетку («нацеливание», «предел»).

2. Вставить ключ в замочную скважину, пробку в бутылку,

3. патрон в барабан револьвера и т.п.

4. Накапать в ложечку лекарства, налить в рюмку вино,

5. выгрести золу из печки.

6. Вынуть стрелу из колчана, руку из кармана, спичку из коробка, карандаш из пенала, саблю из ножен и т.п. Вначале отработайте с подлинными предметами.

Открыть и закрыть дверь.

Упражнения.

Открывание и закрывание разнообразных дверей, окон, створок шкафов: одностворчатые, двустворчатые, туго, легко, «на себя» и «от себя», с нажатием на ручку-замок (замечено, что наиболее сценично и выразитель­но, когда актер открывает тугие двери с замком-руч­кой надавливая на них плечом).

«Скатерть-самобранка»

Упражнения (на правдоподобное и выразительное съедение воображаемой пищи).

Есть: яйцо всмятку, хлеб с горчицей, макароны, банан, кислое яблоко, арбуз, виноград, пирожное «наполеон», пирог с черникой, блины. Пить: кефир, шампанское, ко­фе, воду из ведра, рыбий жир. Принимать горькое лекарство. Грызть орехи, семечки.

Упражнение (на конфликт)

Есть горячую картошку, жевать жилистое мясо, грызть окаменевший сухарь, есть горячую кукурузу, костлявую рыбу, кислый лимон, тающее мороженое и т.п.

Нетерпимы: долгое жевание, чавканье, облизывание, смако­вание, если они не вызваны специальными художественными за­дачами.

Еще одна условность

Упражнения (на одевание и снимание одежды).

1. Сначала перед зеркалом с подлинными вещами, а затем с воображаемыми.

2. Головные уборы - шляпы, мужские и женские, тюбетейки, чалмы, шлемы, кепки, картузы, береты, капоры, платки, шали, косынки;

3. Верхняя одежда - шубы, манто, пальто, полушубки, пла­щи, макинтоши, пиджаки, свитеры, джемперы, блузки, юбки, рубахи, брюки;

4. Все виды нижнего белья;

5. Всевозможная обувь (носки и чулки входят сюда же);

6. Перчатки и рукавицы.

Упражнение (на конфликт)

1. Снять очень узкие брючки, ботинки, у которых заело молнию, надеть дырявые носки, вещь с чужого плеча - очень узкую или, наоборот, не по размеру широкую.

2. Одеть: мужчине - женскую одежду, женщине - мужскую.

Сколько весит утюг?

Упражнения (с настоящими предметами).

1. Утюг. Подвигайте им. Обратите внимание на положение рук, состояние всех мышц. Запомните ощущения руки, держащей утюг.

2. Теперь попробуйте почувствовать и передать вес несу­ществующего утюга.

3. Держать кирпич за разные плоскости, чайник, кофейник.

4. Подьем: ведра, чемодана (весом в 10, 16, 32 кг.).

5. Ставить чемодан на полку вагона и снимать его, вытаскивать полное ведро из колодца, зачерпывать воду изреки, выливать воду: в корыто, на себя, на лошадь.

6. Надевание на плечи наполненного рюкзака, подъем двух тяжелых чемоданов; взваливание на плечо чемодана, а затем - мешков различного веса, перетаскивание мешков по полу.

7. Рывок штанги, упражнения с гирей; поднимайте и опуска­йте: лист толстого стекла, бревно, рельс.

8. Перемещать тяжелые предметы: шкаф, буфет, диван, сундук.

9. Подвесить тяжелую картину, зеркало.

10.

Сценическая передача веса требует некоторого усиления - «допуска» - если утюг весит 2кг. то мим должен передать 4кг. Не забывать о точной передачи формы и объема, углы и пр.

«Тянет-потянет...»

Упражнения

1. Тренаж технических навыков - в незнакомой обстанов­ке, действуя на ощупь, определите, какие предметы попадаются на вашем пути (предмет - рука «что ты та­кое?», «что в тебе?», «каков ты на вкус?», «на запах?»). Например, отыскать нужный предмет - березовое полено среди дров.

2. Действие в «темноте» с определенной задачей: найди какой-либо предмет среди многих других.

3. Оправдание «темноты» - перегорела лампочка, погасла свеча, налет вражеской авиации и т.п.

Беспредметные действия - гаммы для мима - их надо повто­рять всю жизнь.

Упражнения на «три оси».

1. Повернуть голову, оставив туловище в прежнем положе­нии.

2. Максимально развернуть плечи, оставляя неподвижными бедра и голову

Голова

Упражнение (на «шарнирность» шеи).

1. Круговые движения - по ходу часовой стрелки и обрат­но, постепенно усложняя повороты - вначале склонив голову на грудь и поворачивать ее, отводя назад, по­том вновь на грудь и опять назад (плечи при этом дол­жны оставаться неподвижными).

2. Узбекский танец головы.

Упражнения (на передачу чувств).

1. Смирение, почтительность, заискивание...

2. Превосходство, высокомерие...

3. Отказ, согласие.

Корпус

Упражнение (на внутреннее состояние человека).

1. Плечами: каприз, недоумение, презрение...

2. Грудью: самодовольство.

3. Спиной: страдание, угодливость, хохот, ударц бича...

4. Корпус: извивающееся тело пленника, показать «што­пор» ввинчивающийся в бутылку...

Руки

Упражнения.

1. Разделите мысленно руки на две части - от плеча до локтя и от локтя до кисти. Поднимая руку перед собой - первая двигается первая часть - от плеча до локтя, а затем, догоняя ее, вторая часть - от локтя до кис­ти. Движение плавное, без рывков, единой линией, ло­кти следует направлять не к телу, а от него. Кисть при этом немного отстает, а дойдя до цели, она долж­на мягко откинуться в сторону (быть слегка на отлете).

2. «Отстающей кисть» - руки поднимаются вверх, отводят­ся в стороны, вытягиваются перед собой - кисти в ка­ждом случае отстают от движения руки, свободно, мяг­ко повисая. Руки - вниз - вверх - влево - вправо - мягкое «перекатывание» отстающей кисти. Руки навст­речу друг другу - одна вверх, другая вниз - кисти отстают (как движения косынки, которую полощут в ре­ке).

Упражнения (на тренировку подвижности пальцев)

1. Сжимание пальцев в кулак и энергичное его раскрытие.
Пальцы разлетаются в разные стороны.

2. «Волны», которые делают пальцы в отдельности.

3. Игра на воображаемом рояле, гитаре и др.

Ноги.

Упражнения.

1. «Сценический крест»: в зрительный зал – несколько левее или правее - направлены пальцы лишь одной ступ­ни, второй же - в сторону кулис; тяжесть тела перено­сится на ту ногу, которая направлена в зрительный зал, другая нога слегка согнута в колене (классичес­кое положение).

2. Характерные походки (профессиональные): поступь мо­ряка, кавалериста, фехтовальщика, балерины; походки ребенка и старика...

3. Передать настроение: дрожащие ноги труса, скачущие ноги счастливого человека, ноги угодливого шаркуна, ноги смельчака (характерность) – (делать с ширмой, закрывающей корпус).

Культура жеста

Избегать мелкие жесты, куцые, жесты «пластического бор­мотания».

Широкий жест

Жест должен быть точным, ярким и широким. Упражнения (на овладение широкими жестами).

1. (порядок тренировки обычный: сначала настоящий пред­мет, затем воображаемый, при точном сохранении его обьема и веса) Игра в городки, метание диска, копья, ядра...

2. Воспроизведение трудового процесса: косить траву, колоть дрова...

3. «Оркестр» - каждый студиец воспроизводит игру на каком-либо инструменте; роль дирижера исполняется поочеред­но (фонограмма) – (это упр. развивает пластику, вни­мание, чувство ритма, общение с партнером, у дириже­ра - подчинить коллектив своему волевому пластическо­му жесту).

4. Воспроизведение повадок различных животных, птиц, рыб: кошка, которая охотится за мышью или отряхивает­ся от капель дождя; воробей, урывающий крохи от завт­рака голубей... (упр. на узнавание зрителями).

5. «Матадор» - тренироваться следует вдвоем, поперемен­но меняясь ролями «матадора» и «быка» (материя и шпага в руках обязательны).

6. «Плотогон» - мим встает на небольшой коврик в метре от стены. Упершись концом длинного шеста в стену, на линии пола, мим должен оттолкнуться (отжаться) от стены и проскользить как можно дальше на всю длину шеста, перебирая по нему руками. (рис. 1)

а) Без коврика - не двигаясь с места, с усилием перех­ватывать шест по всей его длине, действуя как с нас­тоящим шестом (помня о «единой линии»).

б) Выполняя те же движения с шестом, передвигаться вбок, по ходу воображаемого плота, при этом производить особые движения ступнями ног, соединяя то носки, то пятки (рис. 2 и 3).

7. «Борьба с воображаемым противником» - расчленение ее процесса на короткие фазы-этапы, запоминание и отбор наиболее выразительных движений.

Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис.1 рис. 2 и 3

Эмоциональная пластика

Исключить все моменты представления.

Упражнения.

1. Импровизация под музыку - прослушать какое-нибудь произведение Рахманинова, Скрябина, Чайковского с яркой сменой настроения, обсудить, найти содержание музыкальной темы. Затем разыграть этюд пластическим действием (импровизация может быть групповой).

2. Импровизация на тему стихотворений Пушкина, Лермон­това в сопровождении музыки (не забывать о поэтичес­кой приподнятости жестов).

Несколько приемов пантомим

Выносим правую ногу вперед. В тот самый момент, когда ступня правой ноги касается пола, от него отрывается пят­ка левой ноги - на ней центр тяжести (рис.4).

Далее начинается энергичное подтягивание правой ноги в исходное положение, не сгибая колена. Подтягивание дол­жно производиться плавно, без рывков, так, чтобы ступня скользила по полу, как бы утюжка его (рис.5).

Одновременно с подтягиванием правой ноги левая, с при­поднятой пяткой, начинает сгибаться в колене (рис.6 и 7). Весь упор сосредоточивается на «подушечке» ступни; приняв на себе тяжесть тела, она как бы с силой упирается в пол, позволяя тем самым произвести подтягивание правой ноги.

Итак, подтягивание правой ноги и сгибание левой произ­водятся строго одновременно.

Как только правая нога пришла в исходное положение (рис.6), на нее тотчас переносится центр тяжести. Левая нога, «освободившись» от тяжести, выносится вперед (рис.7 и 8) и опускается на пол. Затем весь цикл движений повто­ряется.

Пластическая выразительность 7 - student2.ru Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 4-8

Тренировать «шаг на месте» следует в легких спортивных туфлях и непременно на кожаной, а не резиновой подошве. Встав между двух стульев и опираясь руками на их спинки, необходимо сначала все движения проделать медленно, по фазам. Когда поя­вится легкость - включить в действие руки и корпус.

Движение рук и ног в «пе­рекрестной координации» - если впереди правая нога, то вперед активно выносится левая рука вместе с плечом. «Шаг на месте» наиболее сценичен в профиль к зрителям.

Бег на месте

Спортивный бег»

1. Ноги, согнутые в коленях, энергично, поочередно откидываются назад как можно выше; касаясь пола, нога как бы подбивает воображаемый мяч, приземле­ние происходит на «подушечки» ступней.

2. Корпус, насколько возможно, должен быть склонен вперед.

3. Темп - предельно быстрый. Нужно добиваться, чтобы ка­кую-то долю секунды обе ноги были в воздухе. (Рис.9)

Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 9

Комедийный бег»

1. Корпус отклоняется назад до возможного предела. Ноги дер­жать прямыми, при активном и высоком выбрасывании вперед

2. Осваивать лучше вдвоем, поо­чередно. Один из партнеров, стоя сзади, подставив руки под голову и спину бегущего на месте, поддерживает его. Чем больше отклонен корпус, чем активнее и выше выбра­сываются ноги, тем этот вид бега выразительнее.

Когда оба вида бега хорошо отработаны, их можно объеди­нять, комбинируя и чередуя приемы, не делая пауз.

Лазание по канату

Тренироваться нудно с подлинным канатом.

1. Движения рук: подтягиваясь на канате, запоминайте на­пряжение мышц pyк, корпуса, особенно при переносе тя­жести тела с одной руки и другую. Затем беспредметное действие.

2. Движение ног: согнув ноги в коленях, производить поочередно правой и левой ногой скользящие круговые дви­жения.

Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 13

При этом после каждого завершенного круга ступня одной ноги приходит в исходное положение меж­ду пяткой и «подушечкой» другой (рис.13). Важно - в момент начала кругового движения колени находятся в предельно согнутом поло­жении, в полуприседании. По мере скользящего движе­ния каждой ноги колени вы­прямляются (этим достига­ется впечатление движения вверх). Едва нога пришла на свое место, колени снова сгибаются.

3. Теперь соедините движения рук и ног.

Исполнение сценичнее всего в ракурсном развороте.

«Надломившееся тело»

1. Руки подняты кверху (оправдать режиссерски). Сначала «надламывается» кисти: после того как расслаблены их мышцы, они падают вниз словно тряпичные. В то же мг­новение сгибаются руки в локтях, затем раскрепощают­ся плечи. Падают локти, а кисти задерживаются на уро­вне груди. Но вот и они упали; затем безвольно скло­нилась вниз голова.

2. Далее - «надламывание» корпуса в бедрах. Это - рез­кое и полное перемещение тяжести тела на правое бед­ро, которое заметно отводится в правую сторону за счет «раскрепощения», расслабления левой ноги, согнувшейся в колене. Правая нога сначала выпрямлена, а затем тоже сгибается; это должно выглядеть так, буд­то нога надломилась.

3. Стоя на чем-нибудь мягком - вначале либо держась за свешивающуюся веревку, либо с помощью партнера, под­держивающего вас под мышки.

4. Произошел «надлом» в бедре и поочередно подогнулись оба колена их нужно сомкнуть, круто разворачивая вл­ево, и, описывая полукруг, постепенно приземлить. Приземление на всю плоскость голеней.

5. Склонение корпуса (его рисунок в соответствии с эмо­циональным заданием замысла).

Соединение всех элементов, чтобы они переходили одно в другое, не обнаруживая «стыков».

«Подьем и спуск по лестнице»

1. Подьем:

(тренировку проводить, держась за спинки стульев. Ра­зучивание ведется на три счета)

Исходное положение: тяжесть тела на левой ноге; правая-поднята и согнута в колене, носок поднят вверх.

Пластическая выразительность 7 - student2.ru Пластическая выразительность 7 - student2.ru Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 14 15 16

На раз - коснуться правой ногой пола (не всей ступней, а только подушечкой); левая нога неподвижна (рис.14).

На два - энергично подняться на носок правой ноги и перенести на нее тяжесть тела; пятку левой ноги оторвать от пола, и поднимаясь на носок. Обе ноги выпрямле­ны в коленях, правая нога - чуть-чуть впереди левой (рис.15).

На три - правую ногу опустить на пятку, тяжесть тела на всей ноге; левую ногу, согнув в колене, оторвать от пола и вынести несколько вперед (рис.16).

Повторить весь цикл движений, начиная с левой ноги. Положение корпуса; при подъеме корпус то слегка наклонен вперед, тс то выпрямлен.

Движение правой руки (левая в произ­вольном положении) - опирается на вооб­ражаемые перила.

На раз - наклонив вперед корпус, ру­ку энергично вынести на уровне плеча как можно дальшевперед и в таком положении взяться за воображаемые перила. Далее - скольжение руки вниз по перилам, и на счет два-три рука доводится до уровня бедра.

2. Спуск:

(это действие выполняется в более быстром темпе и требует особенной четкости)

Движение целесообразно начинать с левой ноги.

Исходное положение: центр тяжести на правой ноге, левая - согнута в колене, носок поднять кверху.

Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 17

На раз - левую ногу опустить на носок, выпрямляя колено, и тотчас перенести на нее тяжесть тела. Одновременно резко по­днять от пола правую ногу, согнув ее в колене, и вынести вперед; носок поднят кверху (рис17).

На два - правую ногу опустить на пят­ку, не сгибая колена и' не меняя положение носка. Одновременно левую ногу согнуть в колене, пятку приподнять (рис.18).

(Перестановку ног делать в один миг)

Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 18, 19

На три - перемещение центра тяжести на правой ноге: от пятки к носку - перекатывающееся движение; заканчивает­ся оно резким подъемом правой ноги на носок. В это же время левая нога (сог­нутая в колене) отрывается от пола и выносится вперед (рис.19).

Далее повторить весь цикл движений.

Корпус держать прямо, но слегка откинувшись назад, положение руки переберающе-скользящее вверх-вниз.

Игровые моменты: исполнитель при подъеме заинтересованно смотрит вверх - «много ли этажей осталось?»; свесившись через перила при спуске - «много ли прошел?»; обыгрывание лест­ничных площадок «шагом обычным»...

«Облокачивание»

Важны два момента:

1. Касание предмета, на который предстоит облокотиться.

2. Перенесение центра тяжести тела.

Упражнения (стойка в кафе - облокачивание одной рукой на участке от локтя до подмышки).

1. С помощью подлинного предмета той же высоты. Облокотитесь и проанализируйте два момента - касание и перенесение центра тяжести.

2. Коснитесь поверхности воображаемой стойки. Локоть отведен как можно больше назад. Закрепостите мышцы на руке от локтя до подмышки. Кисть руки полностью расслаблена, висит плетью (вторая рука в произвольном положении).

3. Далее - перенесите тяжесть тела на левую, выпрямленную, ногу; правую же, расслабленную, закиньте на ле­вую (она частично помогает равновесию - рис.20). Особенно добиваться умения энергично отводить левую половину тазобедренного сустава влево.

Пластическая выразительность 7 - student2.ru Пластическая выразительность 7 - student2.ru

рис. 20 рис. 21

Упражнение (облокачивание двумя руками)

Состоит из двух момен­тов - касания и переноса тяжести (его центра).

Руки согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеча и отвести как мо­жно дальше назад. Лопатки при этом преде­льно сведены. Кисти рук расслаблены. Корпус, как бы оседая, отклоняется назад как можно дальше. Ноги нужно согнуть в ко­ленях и одну из них поставить несколько позади другой - именно на нее и переносится центр тяжести. Положение головы произво­льное (рис.21).

Типичные ошибки.

При облокачивании на одну руку:

1. теряется единая линия поверхности воображаемого пре­дмета, поверхность «плавает по волнам» то вверх, то вниз;

2. новички забывают отводить локоть назад;

3. не полностью, а лишь частично переносят тяжесть те­ла на левую ногу;

4. недостаточно энергично оттягивают влево бедро;

5. забывают раскрепостить кисть правой руки.

При облокачивании на две руки:

1. новички тянут плечи вверх;

2. плохо держат выпрямленную спину под углом наклона;

3. вяло сводят лопатки;

4. закрепощают мышцы шеи, а также те мышцы кистей рук, которые непременно должны быть расслаблены.

Основы мимики

Лицо

Рот

1. По-разному приоткрытый: крайнее изумление, испуг, сдержанное страдание, восторг и т.п.

2. Плотно стиснутый: гордость, замкнутость, упрямство, жестокость..

Глаза

Глаза мима - проводник его мыслей и чувств. Вот почему мим, как правило, не должен прятать от зрителей свои глаза.

«Глазной занавес»

(так Шекспир назвал верхние веки глаз)

1. Подмигивают - лукаво, хитро или многозначительно.

2. «Сонные глаза» - «глазной занавес» приспущен на поло­вину глазного яблока - глаза сонные, заспанные, уто­мленные, безразличные, притворно досадливые, кокет­ливо скучные.

Брови

Движение: порознь и вместе, стремительно вскидываются вверх или медленно ползут вверх, всем полук­ружьем или одними наружными краями.

1. Могут спросить, удивиться, укорить, огорчиться...

2. Свойства персонажа: густые темные брови – сросшиеся одна с другой - суровость твердого характера; брови «домиком» – душевную надломленность, трагизм, нер­возность, страдание; тонкие, расположенные высокими дугами - наивно-удивительное выражение лица.

Мимы классической школы, выступающие обычно с набеленньм лицом, замазывают гумозом или мылом свои брови и вы­водят высоко над ними два тонких полукружья, что придает лицу постоянное выражение изумления.

3. Виды взглядов: насмешливый, оценивающий, беспокой­ный; оттеночные: острая заинтересованность, прикры­тая безразличием (исподтишка бросает оценивающие взгляды), мнимая заинтересованность.

Изучение произведений изобразительного искусства - жи­вописи, графики, скульптуры (например, взгляд Ивана Грозного, убившего сына (какие глаза), или волевой взгляд ца­ревны Софьи). Любой взгляд и мимика должны быть согреты волнением, мыслью.

Мышцы верхней части лица

Лобные мышцы (их две - соединены с мышцами глаз, бровей с сухожилием шлема)

Чтобы получить некоторое представление об их размерах и форме, приложите ладони к лицу так, чтобы пальцы, «гля­дящие» вверх, половиной своей длины пришлись на лоб. Те­перь энергично поднимите брови и обратите внимание на то, как под вашими пальцами они перемещаются кверху.

«Мышцы боли»

(Вокруг глазной щели группа небольших мышц - мышцы сморщивания бровей - «мышцы боли» или «серьезности». Нахо­дятся под лобными мышцами.)

Стянуть «мышцы боли» - брови стягиваются к переносью. На лбу возникают две-три глубоких и множество мелких про­дольных складок. Брови «насупливаются», а на лоб набегают долевые складки, когда человек напряженно всматривается в даль, или делает физическое усилие, или мучительно ищет отгадку чему-то, или внезапно поражен чем-либо неприятным.

«Мышцы угрозы»

(На переносице в момент гнева возника­ют поперечные вкладки - их образуют пирамидальные мышцы - «мышцы угрозы». Имеют продолговатую форму - от носо­вой кости в кожу между бровями.)

Сократите «мышцы угрозы» - внутренние края бровей долж­ны как бы уткнуться в переносицу, на которой появляются по­перечные складки.

«Мышцы размышления»

(Круговые мышцы глаз. Глазничный элемент - над верхним веком одна и другая мышца под нижним.)

Сократите верхнюю долю - выпрямляется изгиб бровей и разглаживается поперечные морщины.

Сократите нижнюю долю - нижнее веко «выжимается» вверх, образуя при этом у наружного края глаз «морщины смеха».

(Соедините левый и правый указательные пальцы, а также левый и правый большие - это характер спайки частей «мышц размышления». Кончиками пальцев поочередно при­коснитесь к своим векам - верхнему и нижнему - и под­вигайте ими, то можете получить некоторое представле­ние о работе очень тонких мышц, помогающих сощуривать­ся векам.)

Тренировка лобных мышц

1. Начните с активного сокращения лобных мышц. Энергич­но вскиньте брови кверху. «Раскрепостите» мышцы - брови возвращаются в обычное положение.

2. Тренаж «мышц боли» /мышцы сморщивания бровей/ и «мы­шц угрозы» /пирамидальные/. Сокращение - брови кни­зу и к переносью. Раскрепощение - исходное положение. Упражнение заключается в многократном и энергичном, постепенно убыстряющемся подтягивании бровей книзу.

3. Соедините движения лобных мьшц с движением «мышц бо­ли» и «мышц угрозы». Поочередно сокращая мышцы, эне­ргично вскидывайте брови вверх и энергично опускайте их. /помните об автономности мышц/

4. Тренаж сухожильного шлема. Положите руки на темя и энергично при помощи лобных, затылочных мышц и мышц угрозы» заставьте сухожильный шлем подвигаться вперед - назад.

5. Добиваемся раздельного движения левой и правой бро­вью.

Вскидывая левую бровь, необходимо следить за тем, чтобы правая как бы упиралась в переносицу. Анало­гично с правой бровью.

6. Быстро поднимать то одну, то другую бровь вразбивку.

7. «Трагический излом бровей» /брови «домиком»/. Сократив «мышцы боли», начните сводить брови к пере­носице. Мгновением позднее включается сильная лобная мышца, которая совместно с сухожильным шлемом, как бы перехватив движение «мшщыболи», повлечет внут­ренние края бровей вверх. Важно, чтобы движение вну­тренних краев бровей пролегало строго по центральной вертикальной линии лба. Добиться умения закреплять, удерживать это мимическое выражение.

Тренировка глазных мышц

1. Простое, все убыстряющееся движение век /мигание/.

2. Попеременно закрывать веки. Добиться, чтобы брови в этом движении не участвовали, чтобы закрывался один глаз /а веко второго находилось в покое/.

3. В то время как один глаз закрыт, веком другого /ав­тономно/ производить мигание. Потом то же с другим веком, а затем - поочередно.

Мышцы нижней части лица

«Мышцы смеха», «мышцы рыдания» и другие

1. Скуловые мышцы - под скуловыми дугами, где «ямочки». Функция - поднимать углы рта кверху. Вместе с др. мышцами участвуют в смехе и названы «мышцами смеха».

2. Квадратные мышцы верхней губы - у боковых поверхнос­тей носа полураскрытым веером. Состоит из трех час­тей - одна из них «угловая головка» - поднимает ве­рхнюю rу6y и крылья носа, когда человек плачет –названа «мышцей рыдания».

3. Треугольные мышцы рта - по обеим сторонам подбородка. При плаче опускают углы губ вниз. Их еще называют «мышцами презрения».

4. Четырехугольная мышца нижней губы - посреди подбород­ка, под губой. Сильно выворачивает нижнюю губу, что придает лицу выражение отвращения. Ее называют «мыш­цей отвращения».

Тренировка скуловых мышц

(При смехе эти мышцы, сокращаясь, оттягивают углы рта вве­рх и в стороны.)

Тренируя их, следует активно направлять углы рта в сто­рону верхних скул. Зубы при этом должны быть обнажены. За­тем нужно добиваться раздельного действия углов рта.

Воображаемый партнер

Общение с несуществующим партнером должно быть подчине­но следующим требованиям:

1. Необходимо так драматургически строить пантомимические действие, чтобы молчание было органичным и не требовало произнесения слова.

2. Общаться с вымышленным партнером, как с реально су­ществующим.

3. На события, происходящие на сцене, реагировать, как на подлинные и впервые воспринимаемые.

4. В общении с условным партнером применять обязатель­ные приемы:уточняющий взгляд», «поясняющий жест», «мимическое переспрашивание».

5. Все происходящее на сцене должно быть абсолютно по­нятно зрителю.

Владеть всем богатством технических приемов, вдумчиво отбирать выразительные средства.

Этюды:

1.«Оклик»:

например, мим шагом «вразвалочку» идет по фойе, в зубах воображаемая папироса. Оста­новился. В чем дело? Окликнули. А) выслушал замечание с нагловато-снисходи­тельной улыбочкой: «подумаешь, порядки...»; Б) мим с сожалением взглянул на папироску - уточняющий взгляд; выкинул папиросу на пол, пригасив небреж­ным жестом - поясняющий жест.

2.«Действие» - «Толчок»:

например, мим трясет бутылку с кефиром, но кефир загустел и не течет. Мим тясет бутылку, взбалтывает, вращает, бьет ладо­ней по дну... бутылка выскочила из рук и... вдруг последовал толчок (прием «неожидан­ный рывок») в плечо. Выражение лица мима показывает в каком состоянии был человек, толкнувший его («уточняющий взгляд»). Тог­да мим со смущенным видом, присев на кор­точки, принялся счищать пятна с брюк пост­радавшего («поясняющий жест»).

3.«Вход в кадр»:

например, мим фотограф, который устало склонился над ванночками. Скрип двери. На лице у мима: «Опять кого-то нелегкая принесла. Придется идти». Клиентов двое: папа и сын. Присутствие сына определяется так: взгляд из-под очков сверху вниз («уто­чняющий взгляд») и поглаживание малыша по головке («поясняющий жест») и приветливая улыбка; мим может и сам ввести «в кадр» партнера. Например, в чайхане, на ковре, скрестив но­ги, сидит, попивая чай из пиалы, любитель игры в кости. Играть не с кем. Одного пома­нил пальцем - отказался, второго кивком - занят. Третий подсел. Идет игра с партнером, Мим активно вводит партнера в действие (ув­идел, поманил, пригласил, взял за руку, по­тянул за собой). Общаясь с несколькими партнерами, нужно наделять каждого контра­стной, индивидуальной чертой. Нельзя шеп­тать слова или беззвучно шевелить губами.

В начальном репетиционном периоде обращаться к тексту (импровизация). Вместо воображаемого партнера вводить ре­ального. Закрепив находки, разыграть пантомимически.

4. Общение с партнером на отдаленном расстоянии:

например, такая ситуация может возникнуть у двух людей, находящихся на противополож­ных сторонах улицы, реки. Здесь важен от­бор жестов, длина взгляда, его целенаправленность.

5. «Мимическое переспрашивание»:

например, разговор по телефону. Этот прием помогает сделать понятными «неслышимые» реплики партнера.

Музыка. Шумы, Свет

Музыка:

1. В идеале - написана специально для спектакля.

2. Классика и советских композиторов.

3. Использование музыкальных акцентов, когда подчерки­вается какое-либо движение: музыкальных пауз.

4. Чешский театр «На забрадли» вводят в свои спектакли не только музыку, но и песенки.

Шумы

1. Шумовые эффекты, сопровождающие /акцентирующие/ действие мима.

Осуществляются партнером перед микро фоном за кулисами: звонок будильника, грохот падаю­щих предметов, или жужжание пчелы с помощью включенной электробритвы.

2. Театральные шумы, записанные на пластинке.

Свет:

1. Луч «пистолета» акцентирует фигуру мима, либо одни его глаза.

2. Цветной луч усиливает атмосферу, настроение.

3. С помощью света отделяются друг от друга два парал­лельно развивающихся действия на сцене (две «пушки»).

4. Световые транспаранты для конферансных объявлений.

5. Использование света в сочетании с тюлевым экраном.
Особо выразительно осуществляются с его помощью нап­лывы.

Источники света за тюлевой «стеной», постепен­но вводимые и выводимые реостатом, позволяют добива­ться кинематографического эффекта.

Нужен ли миму реквизит?

Реквизит:

В пантомимах восточного театра вводится реквизит-деталь: меч, весло, плетка.

1. Многофункциональное использование реквизи

Наши рекомендации