В 1902 г. входит в круг поэтов-символистов во главе с Д. Мережковским и З. Гиппиус.
Основные признаки символистской лирики А.Блока:
Музыкальность. Возвышенность тематики. Многозначность. Мистическая настроенность. Недосказанность. Расплывчатость образов.
В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших наличную и литературную судьбу Блока, - любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока - поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. Появляется первая книга поэзии Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность, он общается с символистами старшего и младшего поколений - Мережковским, Гиппиус, Брюсовым, Бальмонтом Белым, Вяч. Ивановым.
Стихи этого цикла - своеобразный дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности дает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.
После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира..."
Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.
А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.
История создания цикла стихов
Название цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 - 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. В цикл стихов Александра Александровича Блока «О прекрасной даме» входит 129 стихотворений. Они написаны в конце 19 - начале 20 веков. Первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал- «Стихи о Прекрасной Даме».
Они написаны в тяжелое время, время революций и переворотов, переоценки ценностей и жизненных приоритетов. Смутная и мрачная действительность удручала Блока. Убегая от серой и грубой действительности, он искал упоения в своих прекрасных стихах с их мистическим содержанием.
Блок создает образ женщины - Вечно-Юная, Жена, Владычица Вселенной, Прекрасная Дама и сам становиться рабом ее образа.
Этой женщиной становиться Лидия Дмитриевна Менделеева. После встречи с ней, Прекрасная Дама в стихах Блока - это Менделеева, однако это лишь образ, идея, реальной схожести между ними нет.
Композиция сборника
Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, - "трилогия вочеловечения". Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, "мужественно глядящего в лицо миру". Таким художником был, конечно, он сам.
Он верит в победу света, жизни:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Поэзия А. Блок - единая лирическая трилогия, уникальный роман в стихах, повествующий о духовном пути поэта. Блок назвал свое творчество «трилогией вочеловечения».
Путь к вочеловечению – это путь к духовному становлению, эволюция лирического героя, обретение своего «я», смысла жизни – вывод, к которому должны прийти учащиеся в конце урока.
Группа была поделена на 3 подгруппы. Каждая группа работала над краткосрочным проектом – осмыслением творчества А.Блока в контексте данного тома, его тематики.
Итак, 1 группа, вам слово. (сообщение группы)
Три этапа процесса «вочеловечения»:
1. «Теза»-первое поклонение идеалу. 2. «Антитеза»-связанное с утратой идеала.
3. «Синтез»-обретение новых положительных ценностей.
Первый том - преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: "я стар душой", с другой - тяга к жизни: "я стремлюсь к роскошной воле". Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провидении "нового света".
Блок творил в тот период под влиянием двух обстоятельств: любви к Л. Д. Менделеевой и увлечения идеями философа Соловьева. Образ Вечной Жены как раз перенят от Соловьева, которому принадлежит мысль о том, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Так вполне земное чувство к обычной женщине переросло у Блока в мистически-философский миф.
«Теза» - 1 книга стихов (1898г.-1904г.)
О ней А.Блок писал так: «Ранняя утренняя заря, сны и туманы, одиночество, мгла, тишина…»
Циклы стихов:
«Ante Lucem» («До света»), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»
Центральное место в первом томе отводится "прекрасной даме", образ которой неизменно ассоциируется с именем Блока. В этот период женщина для поэта - воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной.
Прекрасная Дама-«Царица чистоты», «Вечерняя Звезда», средоточие всего Вечного и Небесного.
В 1902 г. входит в круг поэтов-символистов во главе с Д.Мережковским и З.Гиппиус.
Основные признаки символистской лирики А.Блока:
Музыкальность, Возвышенность тематики, Многозначность, Мистическая настроенность,
Недосказанность, Расплывчатость образов.
«Стихи о Прекрасной Даме»объединены сквозными мотивами: Ожидания, появления Прекрасной Дамы, недостижимости мечты, рыцарского служения Даме
Цикл
«Стихи о Прекрасной Даме»
В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Но не только любовные переживания нашли отражение в первом томе. Блок затрагивал и совершенно иного плана вопросы. Например, социальные и политические. Характерным примером является стихотворение "Фабрика": Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Цикл "Распутья", завершает первый том, и намечает перелом в творчестве Блока.