Игры для активизации правого полушария мозга
Это тяжело!
Время от времени опытные ведущие чем-то ошеломляют членов группы. Попробуем применить на практике один из подобных методов
— 10 минут —
1. Объясните членам группы, что в данной игре проверяется координация движений.
2. Участники могут расположиться где захотят: на стульях, столах или на полу либо остаться стоять.
3. Предупредите игроков, что выполнить это упражнение одним махом очень трудно. В таком случае они не будут разочарованы, когда потерпят неудачу.
4. Сначала каждый участник правой рукой рисует в воздухе круг, большой или маленький, какой пожелает. Это довольно просто, и все смогут легко выполнить задание.
5. Затем каждый участник левой рукой рисует в воздухе крест. Это тоже легко. Все сразу смогут это сделать.
6. И вот настала трудная минута: нужно выполнить оба движения одновременно. Некоторым покажется, что это практически невозможно. Обычно с заданием справляется только один из тридцати участников и очень редко — двое.
Варианты:
Участники сидят либо на стульях, либо на столе и правой ногой приблизительно полминуты описывают круги в воздухе. Продолжая рисовать круги ногой, они пытаются правой рукой написать в воздухе свое имя… Это практически невыполнимо.
Задание можно облегчить, если круги рисовать левой ногой, а ими писать правой рукой. С этим вариантом часто справляются несколько участников.
7. Обсудите с группой возможные причины возникших трудностей. Объясните участникам, что если потренироваться, то можно научиться выполнять этот трюк. Исходя из своего опыта расскажите, как долго нужно упражняться, чтобы овладеть этим искусством.
Почему выполнить задание так трудно? На уровне нейронов или физическом уровне никаких препятствий для выполнения этого упражнения нет!
Яблоко
Уже в самом начале совместной работы мы стараемся способствовать развитию воображения членов группы, поскольку воображение служит предпосылкой для дальнейшего роста творческих способностей и умения решать проблемы
— 30 минут —
Материалы:
Вам потребуется несколько яблок (по одному на каждого участника).
1. Кратко обсудите с участниками значение воображения как для профессиональной деятельности, так и для получения удовольствия от жизни. С какими заданиями нам легче справиться благодаря развитой фантазии? Полезна она лишь людям искусства или нужна всем?
2. Попросите членов группы удобно устроиться на полу или на стуле.
3. Не торопясь, прочтите спокойным тихим голосом нижеприведенный текст. Дайте участникам достаточно времени, чтобы они могли представить себе каждую картинку:
«Закрой глаза и глубоко вдохни. Дыши ровно и спокойно, постарайся расслабиться, Сконцентрируй внимание на своих ощущениях. Представь, что ты находишься в приятном месте, где можешь с удовольствием съесть яблоко. Попробуй понять, что именно делает дня тебя это место приятным,».
Теперь представь, что ты держишь в руках восхитительное, только что снятое с ветки яблоко. Почувствуй легкую прохладу в руке, в которой оно лежит… Почувствуй вес яблока, его твердость, круглую форму, нежность кожи…
Внимательно исследуй стебель. Напряги фантазию и постарайся разглядеть каждую мелочь: мелкие вмятины, пятнышки, солнечный свет на кожуре. Смотри на яблоко до тех пор, пока не потекут слюнки. Только теперь откуси чуть-чуть от яблока. Услышь сочный хруст…
Насладись сладким вкусом яблока…
Теперь возьми нож, разрежь яблоко пополам, и посмотри, что у него внутри, Исследуя поверхность среза, косточки и сердцевину, время от времени старайся увидеть более общую картину: свою руку, предметы, находящиеся вокруг; почувствуй воздух…
Теперь не торопясь съешь воображаемое яблоко…
Открой глаза. Понравилось тебе яблоко? Возможно, ты ощутил его вкус сильнее, чем вкус всех тех яблок, что ты по-настоящему съел за последнее время. Однако ты не до конца представляешь себе, что такое яблоко. К сожалению, обычно мы уделяем мало внимания тому, что едим. Мы что-то делаем во время еды, разговариваем, думаем, но вовсе не концентрируемся на нюансах наших чувственных ощущений.
Теперь я даю каждому из вас настоящее яблоко. Ты можешь его съесть. Но, пожалуйста, не разговаривай при этом. Сконцентрируй все свое внимание на яблоке и своем чувственном восприятии. Прежде чем съесть яблоко, потрать одну минуту на то, чтобы исследовать его хорошенько. Рассмотри форму, величину, цвет, какие-то особенности фрукта. Оцени его температуру, твердость, поверхность, вес. Когда ты уже хорошо «узнаешь» свое яблоко, чуть-чуть откуси от него. Прислушивайся к своим ощущениям, определяй вкус, запах, обращай внимание на все подробности. Не торопись. (Дождитесь, пока все спокойно съедят яблоки.)
Опять закрой глаза. Твоя пищеварительная система усваивает яблоко, которое ты только что съел. Яблоко становится частью тебя…
Представь, что ты яблоко. Ты висишь на яблоне. Подари себе глубокий вдох. Дай воздуху вытечь из тебя…
Вместе с воздухом выпусти из своего тела напряженность. Пусть уйдут все мысли, совершенно спокойно поразмысли о том, как хорошо быть чудесным яблоком, висеть на настоящей яблоне, в прекрасном фруктовом саду, где-то далеко от города…
Ты чувствуешь на своей кожуре теплое солнце. Ты ощущаешь нежным летний ветерок. Небо над тобой глубокого синего цвета. Приятно чувствовать, как солнечные лучи согревают твое «тело», «тело» яблока. Иногда ты ощущаешь запах других яблок, созревающих рядом с тобой в саду. Так приятно быть составной частью природы…
Представь, что ты перемещаешься в обратном направлении во времени. Ты становишься все меньше, меньше, зеленее… еще меньше, пока не превращаешься в розовый яблоневый цвет. Вместе с другими цветками ты растешь на яблоне. Ты чувствуешь теплое солнце на своих нежных лепесточках. Ты слышишь жужжание пчел, облетающих яблоневые цветы и собирающих пыльцу. Вдалеке лает крестьянский пес. Ты чувствуешь себя частичкой невероятно сложного круговорота, в котором задействованы солнце, земля, вода, воздух. Тебе это нравится…
Теперь представь, что ты больше, чем один яблоневый цветок. Ты вся яблоня. Позволь своей фантазии проникнуть в ствол и ветви, на которых висят розовые цветы. Ты чувствуешь сок, питающий листья и цветы дерева. И ощущаешь, как этот сок течет сквозь тебя. Последуй за этим потоком энергии вниз по стволу дерева. Ощути мощь ствола дерева в своем теле… Ты должен быть сильным, чтобы удержать ветви, которые осенью отяжелеют от спелых яблок. А может быть, тебе придется противостоять урагану. Ощути также шероховатую поверхность коры, твердость и упругость древесины…
Направь свое внимание вниз по стволу до самых корней. Твои корни находятся в темной и влажной земле. Наблюдай эту черную темноту, дыши запахом плодородной почвы. Внимательно рассмотри всех крохотных подземных жителей, копошащихся в земле. Почувствуй холодную влажность земли, камни, которые лежат там, пока твои корни медленно разветвляются, чтобы добывать воду и питательные вещества.
Теперь покинь дерево, стань водой, что сочится во влажной земле фруктового сада. Ощути, как ты поишь траву и цветы, Ты часть большой экосистемы. Вода очень важна для поддержания жизни. Ты часть природы. Ты присутствуешь повсюду в земле фруктового сада. Почувствуй, как солнечное тепло вытягивает тебя наверх. Ты испаряешься, меняешь свой образ, превращаешься из воды в пар. Почувствуй, как твои молекулы поднимаются к небу по направлению к горячему солнцу. Вместе со многими другими молекулами ты образуешь легкое облако. Далеко внизу виднеется земля, мелкая мозаика фруктового сада, а ты летишь по синему небу. Ты тихое, мягкое как вата, невероятно изящное облако. В отдалении кружит ястреб. Ты часть таинственного круговорота природы.
Вдруг небо становится темнее, холодает. Ты чувствуешь, как ветер гонит облако и продувает его насквозь. Ты присоединяешься к другим молекулам воды и проливаешься на землю мелкими дождевыми каплями. Медленно падаешь ты вниз сквозь холодное серое небо, все ниже и ниже. Ты орошаешь листья яблони. Затем падаешь на землю и медленно просачиваешься к корням деревьев. Оттуда ты вновь поднимаешься вверх, будучи соком, питающим ветки, листья, цветы, а также яблоки.
Теперь ты снова яблоко, висящее на яблоне во фруктовом саду, на этот раз в дождливый день. Ты слышишь, как капли дождя падают на листья. Ты ощущаешь резкие порывы холодного ветра, раскачивающего ветви и сучья во все стороны, и вдыхаешь терпкие запахи влажной почвы…
Ощути, что яблоко, которое ты съел в самом начале нашего упражнения, возникло в этом удивительном круговороте природы. И ты сам также являешься некой особенной частью большой животворящей природы…
И когда ты вернешься сюда, принеси с собой чувство того, что ты часть большого единства, которое всегда было и всегда будет. Немного потянись, сделай глубокий выдох. Затем открой глаза. Будь снова здесь, свежий и бодрый.
Творческий беспорядок
Пары преследуют друг друга в тесном помещении, но возникающий при этом хаос никого не пугает
— 5 минут —
Подготовка:
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Объясните участникам, что в этой игре им придется проявить быстроту реакции, умение сотрудничать с партнером и принимать стратегические решения.
2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает партнера, которого при необходимости сможет понять без слов. Они берут друг друга за руки. Затем каждая пара выбирает для игры другую пару. Эти две пары начинают играть в салочки: одна пара убегает, вторая — преследует. Когда преследователи коснутся убегающих, те должны сначала обернуться вокруг себя на 360° и только после этого пускаться в погоню.
Замечания:
Важные дополнительные правила: во-первых, игрокам запрещается быстро бегать. Можно только быстро ходить. Кроме того, не разрешается, чтобы одна пара «проскальзывала» сквозь какую-то другую.
Также необходимо точно определить игровое поле. Оптимальная величина площадки: 6х6 м для шестнадцати-двадцати участников. Если игровое поле слишком велико, игра теряет свою остроту.
Увидеть связи
Речь идет об умении установить связь между вещами, которые па первый взгляд не имеют отношения друг к другу
— 30 минут —
1. Расскажите членам группы о значении аналитического мышления, с помощью которого можно извлечь из всего комплекса связей несколько факторов и описать их взаимодействие по причинно-следственному принципу. Синтетическое системное мышление позволяет понять весь комплекс действующих связей и отыскать среди них множественные. Мы предлагаем следовать по этому пути, если хотим понять всю систему в целом.
2. Прочитайте (или расскажите) участникам притчу «Сон короля», приведенную ниже.
Рассказ
Король вернулся с войны в свой замок. Смертельно уставший, он крепко заснул. Ночью ему приснился длинный сон. Во сне король видел различные предметы, быстрой чередой сменявшие друг друга. Сначала он увидел очертания кровати. Кровать пропала, а на ее месте видна была земля, покрытая травой и камнями. Эта картина также исчезла, и тогда перед взором короля предстала открытая могила.
Немного позже король увидел громадное дерево с богатой листвой и множеством ветвей, огромный меч, спрятанный в ножнах, келью в монастыре, огонь, полыхающий в камине, вершину горы, укрытую снегом, и спокойное море, гладкое, как зеркало. Затем он увидел нечто напоминающее сердце, потом оазис в пустыне, верблюда, корабль и снова кровать.
Мысли об этом сне преследовали короля в течение всего дня, ибо он абсолютно не мог понять, что все это означает. Тогда король решил выслушать совет мудреца.
Король рассказал сон мудрецу, и тот сказал: «Ты увидел очень много вещей. Какой смысл может в них быть?» Король ответил: «Кровать означает „спать“ и приятные или страшные сны. Земля, камни и дерн натолкнули меня на мысли о зерне, цветах и плодах. Могила говорит о смерти. Громадное дерево имеет несколько значений: плоды, которые можно есть, древесина, которую используют для строительства, и прохладная тень в жаркий солнечный день. Меч заставляет думать о войне, келья монаха — о мире и покое, которые дарит Господь. Огонь в камине напоминает о счастливых годах нашей жизни с королевой до ее смерти. Покрытая снегом вершина повествует о мужестве и выдержке, необходимых тому, кто захочет взобраться на гору. Океан указывает на долгие путешествия и дальние страны. Сердце — центр и источник моей жизни. Оазис в пустыне означает сладость освежающего отдыха. Верблюд и корабль — просто средства передвижения. И в конце я возвращаюсь назад к миру и покою, обретая их в своей кровати». «Все это так, — сказал мудрец, — но я должен заметить, что ты ничего не понял. Ибо для всех многочисленных вещей, увиденных тобой во сне, и для множества толкований, которые ты им дал, существует одно общее название. Они все служат одной общей цели, которую ты не разглядел».
3. Прервите здесь свой рассказ и попросите участников разбиться на подгруппы по четыре человека. Они должны вместе попытаться ответить на вопрос, какой смысл увидел мудрец в сне короля? Дайте подгруппам 20 минут на то, чтобы найти слово, которое бы стало обобщающим для всего, что привиделось королю. Подгруппы должны работать независимо друг от друга и не показывать никому своих ответов. Раздайте каждой подгруппе по одной копии истории «Сон короля» (это должен быть фрагмент, заканчивающийся словами мудреца «… цели, которую ты не разглядел»),
4. Группы собираются на общее обсуждение и называют свои варианты. Не оценивайте ответы, а расскажите басню дальше.
Мудрец сказал: «Ты упоминал, что кровать дарит тебе покой, но это же даст тебе и земля, которая станет твоей самой последней „кроватью“. Покой ты найдешь также и в могиле. Птица покоится на ветке дерева, меч — после жаркой битвы — в ножнах. Монах спокоен в келье, а ты сам находишь покой, сидя у камина. Твои страсти улягутся при взгляде на снежные вершины или на широкое тихое море. Тебе спокойно в сердце друга, в сердце возлюбленной, Ты находишь покой в зеленом оазисе, на спине верблюда и на борту корабля. Почему те ты ищешь столь многое, если все эти вещи означают одно и то же?» .
Король возражал: «Потому что смысл их был от меня скрыт».
Мудрец ответил: «Да, это вполне возможно: кровать — это нечто иное, как просто кровать, и покой, который она дарит, разглядеть нельзя. Там же обстоит дело и с остальными вещами. Они просто есть, но own не открывают своего значения. Ты сам придаешь вещам их смысл. Разве это не так?»
Замечания:
Дайте участникам немного времени, чтобы они могли выразить личные реакции и чувства от услышанного. Вероятнее всего, многие члены группы будут еще долго обдумывать поучительную историю.
Внутри и снаружи
Некоторые проблемы можно решить, только если посмотреть на них с новой точки зрения
— 30 минут —
Материалы:
Для каждой пары Вам потребуется одна карточка для участников игры «Внутри и снаружи» и повязка на глаза.
1. Проведите короткую вводную беседу и поговорите об искусстве решения проблем и поиска творческих решений.
2. Каждый игрок ищет партнера, с которым, как он надеется, совместная деятельность по решению проблемы может принести удовольствие.
3. Партнеры должны прийти к единому мнению по вопросу, кто из них в этом упражнении будет «слепым» (либо с повязкой на глазах, либо с закрытыми глазами). Такое невыгодное положение одного из игроков побудит игроков более интенсивно общаться друг с другом. Как только глаза партнера окажутся закрытыми, дайте каждой паре карточку участника игры. Пусть они выполнят задание.
4. Когда пара найдет решение проблемы, зрячий партнер подводит «слепого» к ведущему, чтобы «слепой» прошептал это решение ему на ухо. (Решение: внутри круга расположены буквы, состоящие лишь из прямых линий, все остальные помещаются снаружи)
5. На работу с карточкой отводится 20 минут, после чего все игроки собираются вместе, чтобы обсудить следующие вопросы:
• Как повлияло на совместную работу то обстоятельство, что один из партнеров был «слепым»?
• Кто нашел решение — зрячий или «слепой» игрок?
• Какой была атмосфера во время игры?
• Насколько большим был промежуток времени между первым и последним решениями?
• Какой принцип надо применять для решения задачи?
• Что вы делаете, чтобы повысить свой творческий потенциал?
Карточка участника игры «Внутри и снаружи»
Выясните принцип, по которому буквы поместили внутри или снаружи круга.
Как будут расположены остальные буквы алфавита? Нанесите оставшиеся буквы на рисунок.
Сама по себе
Этот трюк имеет глубочайший подтекст
— 10 минут —
1. Эту простую игру вы можете использовать в самом начале занятия.
2. Игроки делятся на пары. Партнеры становятся друг перед другом. Руки одного при этом свисают вдоль тела, а второй обхватывает двумя ладонями правую руку стоящего напротив и, крепко удерживая ее, пытается помешать партнеру поднять руку вверх. (Первый участник держит руку прямой и изо всех сил старается поднять ее, второй со всей силой удерживает руку.)
3. Через минуту вы даете сигнал «Стоп!» — и оба партнера прекращают выполнять задание. Что происходит? Как по волшебству, не удерживаемая более рука сама по себе поднимается вверх.
4. Затем происходит смена ролей. Игру проводят по тем же правилам. Партнер, руку которого держат, после сигнала «Стоп!» может попытаться удержать руку внизу, но подобная попытка почти всегда обречена на провал.
Замечания:
Объясняя суть игры, Вы можете связать ее с законом групповой динамики. Раньше или позже угнетение порождает восстание. Теперь у Вас есть хороший аргумент в пользу собственного мягкого стиля руководства.
Говорим одновременно
Необычный опыт словесного общения, активизирующий работу обеих полушарий мозга
— 15 минут —
1. Скажите несколько слов о вербальном общении и конфликтах. Назовите две распространенные причины конфликтов: недостаточная психологическая гибкость партнеров либо ситуации, когда кто-то старается выбить себе преимущества, не признаваемые другими. В этом упражнении мы отменяем привычные правила общения. Обычно люди говорят по очереди: один начинает, другой отвечает. Такой порядок создает иллюзию того, что один может взять верх над другим. Настоящее разрешение конфликта требует, однако, победы обеих сторон.
2. Каждый ищет себе партнера, столь же гибкого в психологическом отношении, как и он сам.
3. Партнеры садятся или встают рядом и ищут темы для спора. Это могут быть как самые простые вопросы, например: «Какой фильм мы хотим посмотреть — „Терминатор-2“ или „Любовь и голуби“?», так и сложные, действительно дискуссионные темы вроде: «Кто — мужчины или женщины — будут лидерами в двадцать первом веке?»
4. Партнеры ведут спор, соблюдая следующие правила:
• оба говорят одновременно;
• каждый умудряется высказать свою точку зрения и в то же время внимательно выслушать аргументы другого;
• цель — не заговорить партнера «до смерти», а просто научиться общаться более творчески, лучше приспосабливаясь друг к другу.
5. Дайте участникам сигнал к началу диалога. Партнеры дискутируют в течение 5 минут.
6. Оцените результаты в конце игры, предоставив участникам возможность ответить на следующие вопросы:
• Возникла ли в процессе спора игровая атмосфера?
• Менялись ли точки зрения игроков во время дискуссии?
• Чем закончились дебаты?
Ревность
Игра настраивает на командную работу и учит подходить к решению проблем творчески
— 45 минут —
1. При желании Вы можете предварить это упражнение рассказом о различии между вертикальным и латеральным мышлением (по Эдварду де Боносу). Вертикальное — это традиционное логическое мышление, благодаря которому мы шаг за шагом продвигаемся в решении проблемы: если я не могу заснуть, то надо принять снотворное. Латеральное мышление делает «прыжок», пытаясь атаковать проблему с неожиданной стороны: если я не могу заснуть, я отмываю душевую и кухню до тех пор, пока не предпочту заснуть, нежели продолжать заниматься уборкой.
2. Попросите участников разбиться на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой подгруппе должны быть собраны разные участники, которые могут образовать творческую команду.
3. Прочтите группе вслух или перескажите историю «Ревность», представленную ниже.
Рассказ:
Жила-была на свете королева. Ее муж умер. Вдова жила одна со своей прекрасной дочерью в роскошном, но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влюбился в принцессу, она ответила на его чувства, и принц попросил у королевы руку ее дочери.
Но королева была эгоистичной, ревнивой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек, и она хотела оставить его для себя. Королева была очень богата (даже дорожки ее сада были вымощены алмазами и рубинами), и она была готова отдать все свои богатства принцу, если он согласится жениться на ней. Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание — провести свою жизнь с принцессой. Однажды все трое гуляли по королевскому саду. Королева сказала: «Пусть сама судьба все решит за нас». Она сказала молодым людям, что положит в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и рубин. Затем принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца. Посомневавшись, принц и принцесса все-таки решили принять предложение королевы. Королева нагнулась, чтобы поднять камни. Однако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила одинаковые камни в шкатулку. Затем она предложила дочери, не глядя, вынуть один из камней и тем самым решить их судьбу.
4. Представь себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман. Что ты сделаешь? Какой совет можно дать принцессе, которая страстно хочет выйти замуж за принца?
5. Каждая команда должна за 20 минут найти как можно больше вариантов того, как принцессе выйти из затруднительного положения. На выполнение этого задания дается 10 минут.
(Одно из возможных решений: принцесса достает камень из шкатулки, но тотчас же роняет его на тропинку, причем никто не успевает разглядеть, что за камень упал. Тогда она говорит: «Давайте посмотрим, какой камень остался в шкатулке. Так мы узнаем, вытащила я алмаз или рубин».)
6. Команды представляют на общем обсуждении найденные решения, и группа пытается оценить каждое:
• Насколько перспективно данное предложение?
• Можно ли сказать, что данный совет — пример вертикального мышления?
• Можно ли сказать, что данный совет — пример латерального мышления?
• Какое предложение было самым оригинальным или элегантным.
Спрятанные учебники
Если Вы хотите в игровой форме познакомить членов группы с новыми мотивационными теориями, используйте эту игру
— 30 минут —
1. Расскажите членам группы об итальянском педагоге Марии Монтессори. Обратите внимание участников на то, что госпожа Монтессори видела чуть ли не оскорбление в том, что кого-то хвалят за успехи в учебе. По ее мнению, учение само по себе является наградой. Сегодня психологи подтверждают, что рассуждения Марии Монтессори имели рациональное зерно. Во время экспериментов психологи вознаграждали испытуемых за то, что они и так охотно делали сами. В результате они теряли всякий интерес к работе.
2. Попросите участников разбиться на подгруппы из трех-четырех человек.
3. Как только будут образованы команды, прочитайте или перескажите историю «Спрятанные учебники», представленную ниже.
Рассказ
У одной маленькой девочки возникла досадная проблема. Трое одноклассников стали каждый день прятать ее учебники, считая свой поступок веселой шуткой. Девочка просила мальчиков прекратить это делать. Но просьбы никак не действовали на шалунов. Тогда девочка попробовала полностью игнорировать проказы мальчишек. Но они все равно продолжали прятать ее учебники. Девочке была очень неприятна вся эта история, но она не хотела решать проблему с помощью учительницы. Наконец школьница сама нашла неожиданное решение.
4. Сформулируйте перед игроками их задачу: «Подумайте, какая идея могла появиться у девочки? Разработайте вместе стратегию, с помощью которой можно корректно и эффективно разрешить описанную дилемму». На выполнение задания отводится 20 минут. Затем расскажите историю до конца.
5. Подгруппы должны работать независимо друг от друга. Когда все команды найдут решения, они представляют их на обсуждение всей группе. Участники сравнивают и комментируют различные решения.
Ответ:
Оригинальное решение проблемы — девочка сказала мальчикам: «Мне даже нравится, что вы прячете мои учебники. Теперь у меня есть отличный повод не делать домашние задания. К сожалению, мне все-таки приходится выполнять письменные упражнения. Было бы очень мило с вашей стороны прятать также мои тетради. За это я буду ежедневно платить каждому из вас по рублю». Мальчики начали прятать и тетради, и книги, а девочка оплачивала их «труд». Через неделю девочка сказала, что теперь она сможет платить только по пятьдесят копеек в день, так как у нее кончаются карманные деньги. На девятый день она сказала, что будет теперь платить только по десять копеек.
Мальчишки презрительно посмотрели на девочку и сказали: «Об этом не может быть и речи. Забудь! Ты думаешь, мы будем возиться с этим за десять копеек? Ты сошла с ума!» И они решительно отказались прятать школьные принадлежности девочки.
Измени себя
Это непростое упражнение можно выполнить, только призвав на помощь латеральное мышление
— 15 минут —
1. Два участника встают спиной друг к другу, не зная о том, какое им предстоит соревнование. Затем они выслушивают задание: внести пять доступных наблюдению изменений в свой внешний облик. Кто-то из участников, уже имеющий опыт работы в группе, может вспомнить, что однажды нашел решение подобной задачи практически без проблем.
2. Через 3 минуты, необходимые для подготовки, игроки поворачиваются на 180° и говорят друг другу, что именно партнер изменил в своей внешности. Справившись с заданием, оба игрока испытывают облегчение.
3. Но оказывается, это еще не все. Партнеры снова встают спиной друг к другу. На этот раз надо изменить десять параметров во внешнем облике. Это уже явная эскалация сложности. На выполнение этого задания отводится 5 минут.
4. Опять поворот на 180°. Игроки пытаются выяснить, что изменилось во внешнем облике партнера. Большинство членов группы с грехом пополам осиливают этот этап игры.
5. Партнеров опять ставят спиной друг к другу, и они слышат, к своему ужасу, что им надо опять внести десять изменений в свой внешний облик.
Замечания:
В этом упражнении основной трудностью для участников является количество изменений во внешности. Часто игроки застревают на уровне вертикального мышления и пробуют изменить что-то в одежде: неправильно надеть очки, закрепить часы на запястье другой руки, развязать шкурки и т. д.
Латеральное мышление открывает новые возможности. Когда эксперимент будет закончен, покажите группе, как в мгновение ока можно произвести десять изменений в своем внешнем облике: загните один за другим десять пальцев руки, пока перед глазами членов группы не окажутся два кулака — вот и десять изменений! Также без особо сложных манипуляций можно показать изменения с помощью языка тела: различные жесты, другая осанка, другое выражение лица.
При необходимости количество требуемых изменений можно увеличить.
Это не веревка
Легкое соревнование, проверяющее творческий потенциал участников
— 15 минут —
Материалы:
Вам понадобится веревка, но с тем же успехом можно воспользоваться другим реквизитом. Вполне подходят картон, мяч.
1. Сообщите игрокам, что в этом упражнении речь идет об умении видеть вещи с новой точки зрения и превращать известные предметы в нечто совсем другое.
2. Группа садится в круг. Встаньте в середину круга и скажите участникам следующее: «Один за другим каждый из вас может, как я, выйти в середину круга и, подняв веревку вверх, сказать: „Это не веревка, это…“ и назвать какой-то объект. Я говорю: „Это не веревка, это змея“. Чтобы сделать свое заявление вполне наглядным, я продемонстрирую вам эту змею». (Покажите, как «змея» ползет по полу.)
3. Веревка может превращаться не только в змею, но и во множество других предметов (например, в раму для картины, галстук, «летающую тарелку», ствол бамбука, скоростную трассу и т. д.) — Каждый, кто продемонстрировал превращение веревки во что-то другое, возвращается на свое место в круге, и его сменяет следующий участник.
4. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не поучаствуют в ней трижды. Если в середину захотят выйти одновременно два участника, предпочтение следует отдать тому, кто до этого еще не работал в кругу.
5. Если какой-то участник «застрял» и не может придумать ничего нового, он может повертеть веревку в руках, разложить ее на полу и т. п. Иногда это приводит к спонтанному рождению новой идеи.
6. Заранее составьте список различных предметов, которые можно изобразить с помощью веревки.