Шемогодская прорезная резьба по бересте.
Русь моя, берёзовая!
Зори – ярко-алые.
Трели соловьиные позднею весной.
Нивы, реки плёсовые,
С паводками шалыми.
Руки очарованы чудной берестой.
Мастер улыбается,
Гладит шёлк с волнением.
Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой.
Много дней в стараниях,
Ночи часто в бдениях,
Мчатся над склонённою, в деле, головой.
Шемогодская резьба по бересте (верхний слой березовой коры) - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.
Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, притоку Северной Двины, ещё в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по берёсте. Высоким мастерством резьбы по берёсте славилась шемогодская деревня Курово-Наволок, а наиболее талантливым резчиком-художником был И. А. Вепрев, крестьянин этой деревни. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел.
В 1918 году резчики из деревни Курово-Наволок объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»). На Шемоксе существовала ещё одна артель, созданная в 1934 году Н. В. Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при «Шемогодском мебельном комбинате». В 1964 году производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 году, когда при «Кузинском механическом заводе» был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берёстой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва. Это шкатулки и табакерки первой половины XIX века со сценками на сюжеты басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. Работы Ивана Афанасьевича Вепрева были отмечены медалью в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Книги об искусстве резьбы по бересте:
Берестяные изделия // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.59-61.
Статья знакомит читателей с этапами создания разнообразных изделий из бересты.
Деревянное кружево // Пряник, прялка и птица Сирин : Книга для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова, Ю. С. Черняховская. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1983. – С.121-144.
Статья рассказывает об истории возникновения берестяного промысла, его мастерах, художественных изделиях из резной бересты.
Федотов Г. Прорезная береста// Газарян, С. Прекрасное - своими руками : Народные художественные ремесла / С. Газарян. – Москва : Детская литература, 1986. – С.57-59, ил.
Об особенностях берестяного народного промысла.
Резьба по бересте // Абросимова А.А., Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская Художественная резьба по дереву, кости и рогу: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. – Москва: Высшая школа, 1989. - С. 15 – 17.
В статье рассказывается о своеобразном виде русского народного творчества – художественной резьбе по бересте, ее истоках.
Туеса деда Мартына// Милковский, А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. – Москва : Детская литература, 1986. – С. 49-55, фотоил.
В статье рассказывается о народном берестяном промысле.
Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).
В статье рассказывается о народных промыслах, в том числе о берестяном промысле.
Художественные изделия из бересты // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 17-19.
Статья знакомит с искусством народного художественного берестяного промысла.
Шемогодская прорезная береста // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 393.
В статье рассказывается о русском народном промысле – шемогодской прорезной бересте.