Художественная резьба по дереву.
Шкатулки расписные,
Наличники резные,
Деревянные лошадки,
Словно в кружеве, кроватки.
В ход идет любой сучок,
Мастер в деле знает толк.
Он - великий молодец,
Красоты живой творец!
Художественная резьба по дереву — один из видов старинного народного промысла и декоративно-прикладного творчества, уходящего корнями далеко в Средние века.
В России резьба по дереву называлась резным делом. Тогда оно заключалось в основном в резьбе по плоской поверхности. Начиная со второй половины 17 столетия в России появилась уже фигурная резьба, позаимствованная у немецких умельцев. Готовые изделия часто расписывались в яркие цвета, а иногда покрывались даже сусальным золотом. Испокон веков при постройках жилище украшали различными оберегами — символами покровительства всех святых, которые способны защитить от стихийных бедствий и злых духов, принести хороший урожай, здоровье и достаток в семью.
Несколько позже резьбу стали применять для украшения мебели, домашней утвари и самого жилища. А с появлением современных инструментов усовершенствовались техника и качество резьбы. Появились мастера, выполняющие различные картины из дерева: от изображения ликов святых (иконы) до бытовых сцен и пейзажей, а также деревянные статуэтки и скульптуры.
В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры. В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири. Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.
Книги об искусстве резьбы по дереву:
Абросимова,А.А., Каплан,Н.И., Митлянская,Т.Б. Художественная резьба по дереву кости и рогу: Практическое пособие / А.А. Абросимова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. – 3-е изд., перераб. – Москва: Высшая школа, 1989. - 160 с.: ил.
В книге рассматриваются виды и приемы художественной обработким дерева, подробно характеризуются разнообразные способы декоративного оформления художественных изделий.
Гусарчук, Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву /Д.М. Гусарчук;под ред. кандидата искусствоведения Л.Я. Супрун. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Лесная промышленность, 1986 – 208 с., с ил.
В книге описаны приемы обработки художественных изделий из дерева.
Донцов, Э. К. и др. Костромская резьба/ Э. К. Донцов, Г. И. Караськов, П. П. Щербинин. Деревянные художества / В. А. Гречухин. – Ярославль : Верхне – Волжское книжное издательство, 1991. – 224 с.
Авторы рассказываю о деревянном зодчестве, традициях его в Костромской и Ярославких областях.
Елкин, В.Н. Дерево рассказывает сказки : Книга для учащихся / В.Н. Елкин. – изд. 2-е, доп. и перераб. Москва : Просвещение, 1978. – 110 с., ил.
Книга художника В.Елкина в увлекательной форме рассказывает об искусстве резьбы по дереву, о народных умельцах и прославленных мастерах.
Народное искусство XIX – XX веков // Кириков, Б.М. Углич. – Ленинград : Художник РСФСР, 1982. – С. 186 – 193, цв. ил.
В статье рассказывается о творчестве мастеров города Углича.
Резьба и роспись по дереву // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 11-28.
Раздел знакомит с различными художественными промыслами по обработке дерева (богородская, абрамцево-кудринская (хотьковская )резьба и др.
Семь прикосновений к дереву // Милковский, А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. – Москва : Детская литература, 1986. – С. 9-19, фотоил.
В статье рассказывается о народном промысле резьбы по дереву.
Федотов Г. Резьба по дереву// Газарян, С. Прекрасное - своими руками : Народные художественные ремесла / С. Газарян. – Москва : Детская литература, 1986. – С.39-44, ил.
Об особенностях народного промысла - резьба по дереву.
Художественные изделия из дерева // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.28-65.
Статья знакомит читателей с возникновением народного промысла – резьбы по дереву, материалами для производства. Рассматриваются художественные изделия по названию сложившихся промыслов (абрамцево-кудринскими, богородскими, загорскими, хохломскими, городецкими и др.)
Резьба по бересте.
Я в березовых поленьях
Слышу музыку любви
И природы вдохновенье
Из кусочка бересты…
Она нежная, как мама
В летнем сказочном раю .
Душу светом озаряя,
Упоительно звеня...
Береста - она святая,
В ней - загадка Бытия …
Появление берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.
В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы.
С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях — поплавки.
Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты. Прочно вошла береста в «мир детства» в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие — ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.
Понекоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест. В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении — берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» — одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.
В музейных коллекциях Петербурга, Архангельска, районных центров Архангельской, Вологодской и других областей хранится много берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском Севере. Особым качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Туеса расходились отсюда по всему Северу России и дальше. Время возникновения этого промысла еще не ясно. Местные старожилы связывают его происхождение со старообрядческими скитами и поселениями, появившимися здесь в XVII-XVIII вв.