Смазочная мазь для велосипедных цепей

2.1. 35 сала и 15 хлопчатникового масла растапливают и смешивают между собой. В теплую еще смесь примешивают 50 графита (в порошке), размешивают до начинающегося охлаждения и разливают массу в коробки.

2.2. Растапливают 50 церезина, примешивают 50 графита, продолжают размешивать до начинающегося охлаждения, после чего отливают из массы палочки.

Примечание. Для получения белой мази графит заменяется тем же количеством талька.

VI. Колесные мази

Колесные мази принадлежат к густым, твердым мазям и приготовляются холодным или горячим способом омыления смолы, смоляного масла, шерстяного жира, горного воска и т. п. и соединением их с минеральными или дегтярными маслами. В качестве щелочей для омыления служит известь, гашеная известь и раствор едкого натра. Очень часто для увеличения веса мази прибавляют тальк, тяжелый шпат или легкий шпат. Эти наполнители служат только для удешевления мази. Если количественное отношение их не превышает 10-15% и если употребляется тальк, то это не понижает качества продукции. Если же наполнители входят в состав мази в количестве 20 и больше процентов, то это нужно безусловно квалифицировать как обман. Приготовление колесных мазей сравнительно простое. Для холодного способа требуется мешалка, а для горячего способа- нагреваемый паром котел с двойными стенками и с мешалкой. Приготовление холодным способом производится следующим образом. Масла или жиры основательно размешиваются с 2/3 всего количества минерального или дегтярного масла. Оставшееся количество минерального или дегтярного масла растирают до гладкости с гашеной известью и с наполнителями, если таковые употребляются, и полученную смесь прибавляют сквозь сито в первую смесь жира с маслом. Размешивание продолжается до тех пор, пока не начнется сгущение, после чего массу оставляют в по кое на 6-8 час, для завершения процесса омыления. При изготовлении горячим способом растапливают жир, горный воск и т. п. со всем количеством минерального или дегтярного масла и тонкой струёй вливают щелок, при постоянном размешивании. Нагревание продолжается, при размешивании, до наступления омыления, после чего оставляют массу в покое. Наступившее омыление узнается по тому, что вынутая и охлажденная проба при нажатии на нее пальцем не выпускает из себя больше жидкости. Если при горячем способе употребляются наполнители, то они прибавляются к горячей смеси жира с маслом до приливания щелока. Точка плавления колесных мазей колеблется между 70- 110° Ц. Приготовленные горячим способом мази при сравнительно одинаковом составе тверже мазей, приготовленных холодным способом.

Колесные мази, приготовленные холодным способом

1.1. 25 сырого смоляного масла, 65 солярного масла (синеватого), 8 гашеной извести, 2 голландской сажи.

1.2. 30 сырого смоляного масла, 25 нефтяных остатков, 35 солярового масла (синеватого), 10 гашеной извести.

1.3. Естественного цвета: 30 сырого смоляного масла, 58 солярового масла (синеватого), 12 гашеной извести.

1.4. Зеленого цвета: 22 сырого смоляного масла, 66 зеленого масла, 12 гашеной извести.

1.5. Желтого цвета: 48 кг веретенного масла (очищен.), 17 кг сырого смоляного масла, 8 кг гашеной извести, 50 г золотисто-желтой или метаниловой желтой анилиновой краски, растворенной в 1,5 кг раствора едкого кали в 40° Б.

1.6. Коричневого цвета: 48 кг веретенного масла (очищен.), 17 кг сырого смоляного масла, 8 кг гашеной извести, 50 г кислотной бурой (Saurebraun), растворенной в 1,5 кг раствора едкого кали в 40° Б.

Примечание. Раствор анилиновых красок прибавляется к смеси веретенного и смоляного масел до просеивания в нее смеси из гашеной извести с веретенным маслом.

Колесные мази, приготовляемые горячим способом

2.1. 25 шерстяного жира, 65 дегтярного масла (получаемого от сухой перегонки бурых углей), 10 едкого натра (раствор 40° Б).

2.2. 10 горного воска, 82 дегтярного масла, 8 едкого натра (раствор в 28° Б).

3. Колесная мазь для экипажей, вагонеток и т. п.

Эта мазь приготовляется из отбросов смазочных масел. Если вязкость их недостаточна, их смешивают с густыми отбросами минерального масла или, для удешевления, с дегтярным маслом. Однако прибавлять много дегтярного масла не следует, так как смазочная способность его невелика. Вязкость колесных мазей должна равняться 5-6° по Э. при 50° Ц, точка затвердевания-5° Ц, температура воспламенения 130° Ц.

VII. Копытные мази

Копытные мази служат для смазывания копыт в целях предохранения их от трещин. Для этой цели более всего пригодны животные жиры и масла, как-то: сало, шерстяной жир, ворвань и т. п. Менее пригодны минеральные масла, так как они не доставляют копытам необходимого им естественного животного жира. Поэтому копытные мази, приготовленные на минеральном масле, должны считаться второсортными. В копытные мази прибавляют часто антисептические средства, как креолин и лизоль, или дезинфицирующие и целебные средства, как древесный деготь и т. п. Приготовление состоит в растапливании твердых составных частей при умеренной температуре, после чего примешивают жидкие составные части и размешивают до начинающегося охлаждения.

¾ 5 церезина, 25 сала, 30 нейтрального шерстяного жира, 30 костяного жира, 9 костяного масла, 1 камфорного масла.

¾ 50 конского жира, 20 сала, 20 нейтрального шерстяного жира, 9 жира из бычьих ног, 1 камфорного масла.

¾ 5 церезина, 30 костного жира, 20 сала, 20 нейтрального шерстяного жира, 20 репного масла, 5 древесного дегтя.

¾ 5 горного воска, 74 нейтрального шерстяного жира, 20 веретенного масла (очищен.), 1 карболовой кислоты.

Наши рекомендации