Придание гипсовым фигурам вида античной бронзы

Приготовляют два раствора:

7.1. Льняное масло кипятят с раствором едкой соды на мыло, прибавляют раствора поваренной соли и уваривают до выделения крупинок мыла; раствор процеживают через полотняную тряпку, отжимают мыло, растворяют его в дистиллированной кипящей воде и процеживают.

7.2. 4 медного купороса и 1 железного купороса растворяют вместе в дистиллированной воде, цедят, часть раствора кипятят в чистой медной посудине и вливают первый раствор до образования осадка. Отделив зеленый клочковатый осадок, приливают к нему остальной раствор и опять кипятят; через некоторое время жидкость сливают, промывают осадок (медное мыло) сначала горячей, потом холодной водой, наконец, выжимают его между полотняными тряпками досуха. Затем уваривают 1 500 чистого льняного масла в 375 мельчайшего глета, процеживают через льняную тряпку и ставят в теплое место; когда отстоится, 468 масла сплавляют с 250 медного мыла, полученного выше, и 156 белого воска в фаянсовой посуде, при умеренном нагревании (лучше всего на водяной бане). Эта смесь наносится посредством кисти на нагретый до 70° гипсовый предмет; когда вследствие охлаждения лак более не всасывается, разогревают предмет снова и опять покрывают лаком, пока предмет не насытится им. В заключение ставят его на одно мгновение в нагреваемую камеру, потом выставляют на воздух, пока не исчезнет запах лака, натирают ватой или мягкою льняною тряпкою и на некоторые места наносят небольшое количество бронзового или золотого порошка.

В. ДЕРЕВО

I. Беление дерева

Свежее, не старое дерево клена, липы, осины и серебристого тополя можно выбелить обработкой раствором перекиси водорода при обыкновенной температуре или еще лучше при 34 °Ц. Белильная ванна составляется из 1л 3%-раствора перекиси водорода и 20 г нашатырного спирта (0,910). Процессом окисления образуются кислые соединения, которые нейтрализуются нашатырным спиртом. Нужно поэтому подливанием нашатырного спирта маленькими количествами через каждые 6 час. поддерживать щелочную реакцию белильной ванны. Доска в 5 мм толщиной белится при такой обработке в несколько дней; при более толстых досках белильный процесс заканчивается через 10 дней.

II. Окрашивание дерева

Пестрая окраска. За границей в большом употреблении следующий способ окрашивания дерева, представляющий то преимущество перед обычно практикуемыми способами, что при этом способе дерево пропитывается красками на значительную глубину, так что может быть затем полируемо без порчи нанесенной краски. Способ состоит в следующем: приготовив жидкое тесто из ржаной, пшеничной или картофельной муки, распускают его на листе бумаги, картоне или тонкой жести слоем толщиною в 1/2 мм. На этот слой наносят краски в виде порошка или в том полужидком состоянии, в каком они употребляются для приготовления цветной бумаги, после чего все накладывают на подлежащий окрашиванию предмет; сверху бумагу или картон покрывают продырявленным жестяным листом и стягивают скобками. В таком виде все это погружают в кипящую воду. Здесь красящие вещества растворяются и пропитывают дерево, а тесто затвердевает столь прочно, что удерживает рядом наложенные краски, не давая им слиться друг с другом. Таким образом является возможность окрашивать, например, дерево одновременно в разные цвета, не позволяя последним сливаться; можно наносить всевозможных цветов жилки, рисунки и пр. Чем глубже должны проникнуть в дерево краски, тем дольше приходится держать предметы в горячей воде. По окончании процесса окрашивания тесто смывают водою и окрашенной поверхности дают хорошенько высохнуть в темном помещении. Вместо прямого употребления сухих красок в порошке, для чего годны всякого рода краски, употребляемые в красильном деле, можно практиковать и другой более дешевый способ, состоящий в том, что предварительно красками пропитывают древесные опилки и их уже наносят вышеуказанным способом на жидкое тесто.

III. Протравы для дерева

Анилиновые протравы для дерева. В последнее время анилиновые краски постепенно вытеснили все прежние растительные краски благодаря своей дешевизне и легкому способу употребления.

Желтые протравы

1.1. светло-желтые: растворяют 100 г желтого анилина в 3 л мягкой воды

1.2. темно-желтая: 100 г ксантина в 2 1/2 л воды

1.3. шафрано-желтая: 100 г сафранина в 2 л воды

1.4. лимонно-желтая 100 г нафталиновой желтой в 2 1/2 л воды

1.5. оранжевая: 100 г оранжевого анилина в 2 1/2 л воды

1.6. красно-желтая: 100 г оранжевого анилина, 20 г эозина в 2 1/2 л воды

Зеленые протравы

2.1. светло-зеленая: растворяют 100 г метиловой зелени в 2 л мягкой воды

2.2. темно-зеленая: 100 г метиловой зелени, 20 г синей анилиновой (щелочной) в 2 1/2 л воды

2.3. желто-зеленая: 100 г зеленой (кислотной) в 2 1/2 л воды

2.4. травяно-зеленая: 100 г малахитовой зелени, 10 г желтого нафталина в 2 ½ л воды

2.5. малахитово-зеленая в 100 г малахитовой зелени в 2 л воды.

Синие протравы

3.1. светло-голубая: растворяют 100 г Bleu de Ciel в 3 л мягкой воды

3.2. темно-синяя: 100 г бенгальской синей в 2 л воды

3.3. зеленовато-синяя: 100 г Bleu tres vert в 2 л воды.

Фиолетовые протравы

4.1. светло-фиолетовая: растворяют 100 г метилфиолета в 3 л мягкой воды

4.2. темно-фиолетовая: 100 г метилфиолета в 2 л воды

4.3. красновато-фиолетовая: 100 г метилфиолета, 20 г эозина в 3 л воды

4.4. синевато-фиолетовая: 100 г метилфиолета, 20 г Bleu de Ciel в 2 1/2 л воды.

Скипидарная протрава

Как известно, при травлении дерева до сих пор пользуются растворами органических красок в воде или на спирту. Такой способ представляет, однако, один существенный недостаток: поверхность окрашиваемого дерева от спирта или воды становится шероховатой, вследствие чего, после травления, ее приходится сглаживать стеклянной шкуркой, а такой шлифовкой стирается местами нанесенная краска и является необходимость во втором покрытии, что влечет за собою новую шлифовку и т. д., пока не получится безупречно гладкая поверхность. Патентованная фирмой Юнгас в Вюртемберге протрава состоит в том, что вместо спирта или воды растворителем красок служит скипидар. При употреблении таких протрав древесина волокна совершенно не разбухает, чем исключается появление шероховатостей, а стало быть и необходимость шлифовки и, смотря по структуре дерева, более тонкой или грубой, оказывается достаточным одного или двух покрытий для получения требуемого оттенка. Самые растворы под ореховое дерево, полисандровое, светлый или темный дуб и пр. приготовляются обычным способом с заменой воды или спирта скипидаром. Так, для получения хорошей протравы под ореховое дерево растворяют 600 г коричневой краски и 15 г оранжевой в 1 л скипидара. Затем раствор фильтруют и прибавляют к нему профильтрованный же раствор 100 г черной краски в 3 л скипидара. Если полученная протрава окажется густой или несоответствующей требуемому тону, ее разводят скипидаром.

Протрава дерева по Грюнгуту

Чтобы окрасить дерево во всей массе и одновременно его консервировать и сделать его огнеупорным, поступают следующим образом: сперва подвергают дерево действию пара (вследствие чего разрушаются вредные альбуминоиды), а затем последовательно пропитывают различными химическими веществами, которые в самом дереве вызывают окраску и одновременно производят полную просушку. Так, напр., красновато-коричневой окраски достигают, пропитав дерево раствором 150 г роданистого калия в 50 л чистой горячей воды, а спустя 6-8 час. положив его в раствор 140 г хлорного железа в 50 л воды. Смотря по крепости употребляемого железного раствора, получаются различные оттенки красок. Для синевато-серого цвета употребляют пирогалловую кислоту и железную соль; чистый красивый синий цвет достигается желтой кровяной солью и сернокислой окисью железа.

7. Протрава для резбы "под старое дерево"

7.1. Берут 1 голландской сажи, растертой в 5 горячей воды с прибавлением небольшого количества спирта, придает резьбе старинный вид.

7.2. Для этой же цели можно составить смесь из 1 перекиси водорода и 1/4 соляной кислоты

7.3. Согласно третьему рецепту нужно пропитать дерево сначала сернокислым анилином, а затем раствором едкого натрия.

Наши рекомендации