I. Русская культура XIX века: общая характеристика
Вопросы к экзамену в аспектах по теме «Отечественное искусство XIX – ХХ века»
I. Русская культура XIX века: общая характеристика
Общие тенденции и особенности развития русской культуры в XIX веке.
1) Какие важнейшие исторические события произошли в России XIX века?
2) Какое значение имела Отечественная война для русского общества и русской культуры? Как отразилось это на искусстве?
3) Охарактеризуйте социально-экономическое положение России в XIX веке. Как повлияла на него отмена крепостного права в России?
4) Как влиял на развитие русской культуры характер монархического правления в XIX веке? Каким образом правление Николая I способствовало наступлению «Золотого века» русской культуры?
5) Что происходит с дворянской культурой в XIX веке?
6) Объясните сущность противоречия между центростремительным и центробежным направлениями в развитии русской дворянской культуры конца XVIII - первой половины XIX века.
7) Западничество и славянофильство: суть спора.
8) На какие два направления раскололась дворянская культура в первой половине XIX века? Какое направление потерпело поражение и в связи с чем? Как это повлияло на дворянскую культуру к середине XIX века?
9) Что такое русская классическая культура, в чем состоит ее специфическое формирование, отличающее ее от классической западной? В чем ее специфическое своеобразие?
10) Охарактеризуйте и раскройте культурфилософскую дилемму русской культуры, которую русский философ Георгий Петрович Федотов назвал оппозицией Империи и Свободы.
11) Какие новые культурные силы придут на смену дворянской культуры во второй половине XIX века? Противостояние каких сил и в культур характерно для этого времени?
12) Какие феномены русской культуры породило революционно-демократическое движение в России?
13) Что противопоставила демократическая разночинная культура приоритетам дворянской культуры самодержавию, православию и народности?
14) Как противоречия внутри русской культуры (центростремительность/ центробежность, Собода/Империя) снимаются так называемой «срединной культурой»?
II. Русское изобразительное искусство первой половины XIX века
Русская архитектура первой половины XIX века.
1) Какой художественный стиль в архитектуре господствовал в первой половине XIX в.?
2) Назовите основные памятники русской архитектуры первой половины XIX века относительно имен их творцов-архитекторов:
Андреян Захаров - ….
Воронихин Андрей Никифорович - ….
Карл Росси - ….
Василий Стасов - ….
Огюст де Монферан - …
Осип Бове - ….
Назовите ведущих скульпторов первой половины XIX века и их основные произведения.
Творчество русского художника Алексея Егоровича Егорова.
Великий русский портретист О. А. Кипренский.
1) Черты какого художественного направления отразились в портретах Кипренского? Докажите на примерах.
2) Портрет А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского.
Тропинин В. А. – великий русский портретист эпохи XIX века.
1) Особенности непростой биографии В. А. Тропинина. Как отразились эти особенности в его автопортрете?
2) Русские женщины на портретах В. А. Тропинина.
3) Тенденции каких художественных стилей и направлений отражаются в портретном творчестве художника? Покажите на примерах портретов Пушкина и композитора Булахова.
Вклад в русское изобразительное искусство А. Г. Венецианова и его школы.
1) Как звучит русская тема в творчестве А. Г. Венецианова? Покажите на примерах.
2) Какой жанр был основным в творчестве художника? Какие тенденции в нем отразились?
3) Значение для русского искусства школы А. Г. Венецианова, ее основные представители.
7. «Медный змий» Ф.А. Бруни как произведение, принадлежащее уходящему и вырождающемуся академизму.
Творчество великого русского художника К. П. Брюллова
1) Раскройте художественный замысел и особенности картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».
2) Опишите знаменитый портрет кисти Брюллова К. П. «Итальянский полдень».
3) Раскройте романтические тенденции в известных портретах К. П. Брюллова.
4) О чем говорит автопортрет художника?
9. Александр Андреевич Ив'анов и тема пробуждения нового человека в картине «Явление Христа народу».
Организация Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), его цели и задачи. Роль В. Стасова и П. Третьякова.
1) Что такое Товарищество передвижников, причины и исторические предпосылки появления ТПХВ. Логика развития русской культуры, породившая феномен «передвижничества».Цели и задачи ТПХВ.
2) Вдохновители, организаторы и основные представители ТПХВ.Роль В. Стасова и П. Третьякова в жизни Товарищества и художников-передвижников.
12. Творчество И. Н. Крамского – вдохновителя и организатора ТПХВ.*
13. Многогранное творчество И. Е. Репина.*
14. Историческая живопись В. И. Сурикова.*
15. Многожанровая живопись В. М. Васнецова.*
16. Национальная бытовая живопись художников-передвижников Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Максимова, В. Маковского, Н. Ярошенко.*
17. Критический реализм в творчестве В. Г. Перова.*
18. Духовные поиски в творчестве Н. Н. Ге.*
Творчество Марка Шагала.
IV. Советское искусство
Искусство авангарда.
1) Супрематизм К. Малевича.Последователи школы Малевича.
2) Философский абстракционизм В. В. Кандинского.
3) «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова.
Вопросы к экзамену в аспектах по теме «Отечественное искусство XIX – ХХ века»
I. Русская культура XIX века: общая характеристика