I. Русская культура XIX века: общая характеристика

Вопросы к экзамену в аспектах по теме «Отечественное искусство XIX – ХХ века»

I. Русская культура XIX века: общая характеристика

Общие тенденции и особенности развития русской культуры в XIX веке.

1) Какие важнейшие исторические события произошли в России XIX века?

2) Какое значение имела Отечественная война для русского общества и русской культуры? Как отразилось это на искусстве?

3) Охарактеризуйте социально-экономическое положение России в XIX веке. Как повлияла на него отмена крепостного права в России?

4) Как влиял на развитие русской культуры характер монархического правления в XIX веке? Каким образом правление Николая I способствовало наступлению «Золотого века» русской культуры?

5) Что происходит с дворянской культурой в XIX веке?

6) Объясните сущность противоречия между центростремительным и центробежным направлениями в развитии русской дворянской культуры конца XVIII - первой половины XIX века.

7) Западничество и славянофильство: суть спора.

8) На какие два направления раскололась дворянская культура в первой половине XIX века? Какое направление потерпело поражение и в связи с чем? Как это повлияло на дворянскую культуру к середине XIX века?

9) Что такое русская классическая культура, в чем состоит ее специфическое формирование, отличающее ее от классической западной? В чем ее специфическое своеобразие?

10) Охарактеризуйте и раскройте культурфилософскую дилемму русской культуры, которую русский философ Георгий Петрович Федотов назвал оппозицией Империи и Свободы.

11) Какие новые культурные силы придут на смену дворянской культуры во второй половине XIX века? Противостояние каких сил и в культур характерно для этого времени?

12) Какие феномены русской культуры породило революционно-демократическое движение в России?

13) Что противопоставила демократическая разночинная культура приоритетам дворянской культуры самодержавию, православию и народности?

14) Как противоречия внутри русской культуры (центростремительность/ центробежность, Собода/Империя) снимаются так называемой «срединной культурой»?

II. Русское изобразительное искусство первой половины XIX века

Русская архитектура первой половины XIX века.

1) Какой художественный стиль в архитектуре господствовал в первой половине XIX в.?

2) Назовите основные памятники русской архитектуры первой половины XIX века относительно имен их творцов-архитекторов:

Андреян Захаров - ….

Воронихин Андрей Никифорович - ….

Карл Росси - ….

Василий Стасов - ….

Огюст де Монферан - …

Осип Бове - ….

Назовите ведущих скульпторов первой половины XIX века и их основные произведения.

Творчество русского художника Алексея Егоровича Егорова.

Великий русский портретист О. А. Кипренский.

1) Черты какого художественного направления отразились в портретах Кипренского? Докажите на примерах.

2) Портрет А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского.

Тропинин В. А. – великий русский портретист эпохи XIX века.

1) Особенности непростой биографии В. А. Тропинина. Как отразились эти особенности в его автопортрете?

2) Русские женщины на портретах В. А. Тропинина.

3) Тенденции каких художественных стилей и направлений отражаются в портретном творчестве художника? Покажите на примерах портретов Пушкина и композитора Булахова.

Вклад в русское изобразительное искусство А. Г. Венецианова и его школы.

1) Как звучит русская тема в творчестве А. Г. Венецианова? Покажите на примерах.

2) Какой жанр был основным в творчестве художника? Какие тенденции в нем отразились?

3) Значение для русского искусства школы А. Г. Венецианова, ее основные представители.

7. «Медный змий» Ф.А. Бруни как произведение, принадлежащее уходящему и вырождающемуся академизму.

Творчество великого русского художника К. П. Брюллова

1) Раскройте художественный замысел и особенности картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».

2) Опишите знаменитый портрет кисти Брюллова К. П. «Итальянский полдень».

3) Раскройте романтические тенденции в известных портретах К. П. Брюллова.

4) О чем говорит автопортрет художника?

9. Александр Андреевич Ив'анов и тема пробуждения нового человека в картине «Явление Христа народу».

Организация Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), его цели и задачи. Роль В. Стасова и П. Третьякова.

1) Что такое Товарищество передвижников, причины и исторические предпосылки появления ТПХВ. Логика развития русской культуры, породившая феномен «передвижничества».Цели и задачи ТПХВ.

2) Вдохновители, организаторы и основные представители ТПХВ.Роль В. Стасова и П. Третьякова в жизни Товарищества и художников-передвижников.

12. Творчество И. Н. Крамского – вдохновителя и организатора ТПХВ.*

13. Многогранное творчество И. Е. Репина.*

14. Историческая живопись В. И. Сурикова.*

15. Многожанровая живопись В. М. Васнецова.*

16. Национальная бытовая живопись художников-передвижников Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Максимова, В. Маковского, Н. Ярошенко.*

17. Критический реализм в творчестве В. Г. Перова.*

18. Духовные поиски в творчестве Н. Н. Ге.*

Творчество Марка Шагала.

IV. Советское искусство

Искусство авангарда.

1) Супрематизм К. Малевича.Последователи школы Малевича.

2) Философский абстракционизм В. В. Кандинского.

3) «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова.

Вопросы к экзамену в аспектах по теме «Отечественное искусство XIX – ХХ века»

I. Русская культура XIX века: общая характеристика

Наши рекомендации