Культура Шульганташа. Поздний палеолит.

Т А Р И Х

Т О М I

В В Е Д Е Н И Е

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Уфа-2017

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З - 59

Зианбердин И.Б.

Тарих: в двенадцати томах. – Уфа, 2017 г. Том I. Введение. -169 стр.

Данная книга является вторым, дополненным, изданием книг Иршата Зианбердина из цикла «Иршаднама», посвященных истории Башкортостана с древнейших времен по 1928 год.

В приложение к книге дана работа автора «Образцы древнебашкирской письменноси.Авторское толкование лексики речи письменных памятников».

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

© Зианбердин И.Б., 2017

Вместо предисловия.

Начало XXI века после миляда Гайсы (рождество Христово) башкироведение как один из отраслей тюркологии переживает невиданное доселе прорывное развитие.

Возникшее в древности как эпос "Урал батыр", как баит "О Саке и Суке" и других произведений устного народного творчества, башкироведение развивалось как разновидность генеологических рассказов и сочинений "Шежере" и получило дальнейшее развитие в трудах башкирских мыслителей XVIII-XIXвеков Батыршаха и Тажетдина Ялчигулова, последнего великого тюрколога Российской империи Ахмед-Заки Валиди Тогана.

В XX веке башкироведение стала комплексной наукой благодаря трудам по археологии Ниаза Мажитова, Александра Пщеничнюка, Петра Ищерикова, книгам по музыковедению Флюры Кильдияровой, книге Светлане Шитовой "Башкирская национальная одежда", исследованиям Зигата Султанова и Салавата Галлямова - по ориенталистике, труду Д.Ж.Валеева посвященной истории башкирской философии, по исследованиям Рауфа Ахмерова по граффитиологии. К началу XXI века башкироведение укрепилось как строгая научная дисциплина благодаря введению в научный оборот все новых и новых древнебашкирских граффити и восстановлению таких необходимых научных дисциплин источниковедения как башкирская архивоведческая наука, башкирская музыковедческая наука, башкирская историческая текстология.

Уверен, свою лепту внесут в развитие башкироведения как науки и башкирский кибернетический язык, генетика, геология и другие отрасли мировых наук, которые к сожалению, в настоящее время находятся в Башкортостане только в зачаточном состоянии.

Интерес к башкирам, к их истории наблюдается в мировой исторической науке начиная с IX века миляда Гайсы, где они как отдельный этнос "башкорт\\башгирд\\башжурд" упоминаются в трудах тюркского исследователя Махмуда Кашгарского, арабских историков Ибн Хаукаля и Аль Идриси и других наряду с такими древнетюркскими этносами как булгары (бурджане), сувары, кимаки (кипчаки), киргизы, уйгуры, печенеги и других.

Многие из перечисленных древнетюркских этносов сейчас не существуют, или же существуют только как составная неделимая часть современного башкирского народа. К таким, влившимися в состав башкир и тем самым сохранившим свои исторические этнонимы можно называть роды и племена башкир как юрматы, буляр (билэр, байлар), бурзяне, кипчаки, бала башнаки (печенеги малые), киргиз-кипчаки и.т.д.

В мировой тюркской истории народ наш известен под двумя этнонимами как "ишдек (hишдек,истэк)" и "башкорт".

Из наиболее древних упоминаний нынешнего самоназвания нашего народа "башкорт" заслуживает внимания датировка начала применения данного этнонима в шэжэрэ башкир балякай-кудейцев 835 годом после миляда (220 год хиджры), а в мировой историографии на "Карте мира Ибн Хаукаля" 950 года после миляда (365 год хиджры). Мы уверены, что будущие исследователи истории башкирского народа, возможно, найдут и еще более древние документальные источники.

Рассмотрим исторические географические наименования территорий где проживали предки башкир.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

На карте Птоломея (фото 1) зафиксированы следующие кальки из древнетюркских языков: "Tanaisflus\\Тын йылгаhы(река Дон)"; "Hjperboreusmond\\hиперборей тауы (Гиперборейские горы)";"Alanimond\\Алан тауы (Аланские горы);"Scjthae\\Скит(h)а (Скифиа); "Aspesh\\Аспэсек (Аспехи); "Rhaflus\\Рэ йылгаhы (река Ра); "Perierbudi\\Пари ер буди (чистой земли страна); "Bjmmicimond\\Баймак тауы (горы Беймики); "Daixflus\\Яйык йылгаhы (река Яик); "Norossusmond\\Нарыш тауы (гора Нороссус);"Hippielmond\\Гиббел тауы (Урал-тау\\Таг-Ура)\\гора Гора"; "Alani\\hиалан (аланы).

В отдельной карте из атласа (фото 2) географические названия и этнонимы даны вместе:

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

"Tanaisflus\\Тын йылгаhы (река Дон)"; "Zacatae\\Сак ырыуы (род саков)"; "FonsTanais\\ Инеше Дондынг (Исток реки Дон)";"Araecefaris\\Арайы сэхрэненг (благодатные земли степи)";"SarmatiaeEuropeepars\\Сарматтары Европа ягынынг (сарматы Европы)"; "SarmatiaAsiatica\\Cарматтары азианынг (Сарматы Азии)"; "AseiPhihirophaqi\\Азиа Бэhиhиропhактары (азиатские Фигиропхаги); "PerierbidiMateriMitridatisregio\\Пари ер бады Майтреянынг Митридад урзаhы (Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "MelanchleniSapothrene\\Мэлиглег дуле Спарты(царский удел Спарты)";"Hippicimotes\\Каффик тау (Кафские горы)";"ScjmnitaeAmozones\\ Сахимле амиздар (разные смешаннын народы)"; "Orinei\\Урандар (Уранцы); "Arbali\\Арбалы (тележники; кочевники)"; "Sirbi\\Сарпы (старицы); "Rhaflus\\Рэ йылгаhы (река Ра)";"Nesiotisreqio\\Насут урзаhы (Прородина человечества)"; "Chtnides\\(А)шиндар (род Ашина)";"Suardeni\\Суварзар (Сувары)";"Modocaeqetes\\Мукшы ырыузары (Мокшинские роды); "Hippophaqi\\Гиппофаги"; "Scuthiaeintraimaupars\\Сакиттарзынг эске Умай ягы (земли сакитов внутреннего пользования)";"ScythaeHyperborei\\Сакиттары Гиперборейзынг (Сакиты Гиперборейские)"; "MontesHyperborei\\Таузары Гиперборейзынг (Гиперборейские горы).

Карта Птолемея — карта мира и 26 специальных карт земной поверхности, которые прилагались к трактату «Руководство по географии» древнегреческого учёного Клавдия Птолемея. Трактат был написан около 150 года н. э. На картах перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических координат. По картам отчетливо видны следующие тюркизмы: "Bjmmicimond\\Баймак тауы (горы Беймики); "Daixflus\\Яйык йылгаhы (река Яик); "Norossusmond\\Нарыш тауы (гора Нороссус);"Hippielmond\\Гиббел тауы (Урал-тау\\Таг-Ура)\\гора Гора"; "PerierbidiMateriMitridatisregio\\Пари ер бады Майтреянынг Митридад урзаhы (Украшения безгрешной земли Майтреи государство Митридада)"; "Hippicimotes\\Каффик тау (Кафские горы)";"Orinei\\Урандар (Уранцы); "Arbali\\Арбалы (тележники; кочевники)"; "Sirbi\\Сарпы (старицы); "Rhaflus\\Рэ йылгаhы (река Ра)";"Chtnides\\(А)шиндар (род Ашина)";"Suardeni\\Суварзар (Сувары)";"Modocaeqetes\\Мукшы ырыузары (Мокшинские роды).

Найденные аналогии еще требуют доказательств их применения в тюркских и башкирских языках древности.

1. "Баимак таузары".

2. "Яйык йылгаhы".

3. "Нарыш тау".

4. "Ер бэсе изге Майтреянынынг Митридат урзаhы".

5. "Каф тауы".

6. "Урандар".

7. "Арбалылар".

8. "Сарпы".

9. "Рэ йылгаhы".

10. "Ашиндар".

11. "Суварзар".

12. "Мукшылар".

13. "Урал тау".

Но можно сейчас уже сказать, что основные ядра тюркских племен еще во времена Птолемея, то есть во II веке нашей эры, или даже во времена Марин де Тура, труды которого послужили источником для Птолемея, то есть в I веке нашей эры, жили в этих местах.

Обратимся к более древней карте мира Гекатея Милетского (550—490 гг до рождества Христова, фото 3).

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Выделим наименования, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка1)\\Басуакhа(р)де - топоним или этноним в междуречья Черемчана и Волги. Текст выполнен письмом кхароштхи, читается справа налево. По всей видимости название страны восточных сарматов "Баскардия" (Башкортостан)! Находится именно на том самом месте где последующем возникло город-государство Булгары.

Мысль о «басуакhа(р)де» на карте Гекатея новость, которая ранее не встречалась ни в одном известных нам научных исследованиях. Поэтому расшифровку текста даем в виде отдельной таблицы №1.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru ; Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru ; Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru ; Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru ; Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru
Де Кhа(р) Суа Ба

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка2)\\Ра - гидроним, древнейшее название реки Итиль (Волги), в изобилии встречающийся и на современной территории Башкортостана.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка3)\\Танаис фл(ус) - гидроним, древнейшее название реки Тын (Дон).

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка4)\\Самартае - топоним со значением, по нашему мнению, "земля Самар". Либо имеет отношение к современной "самаре", либо к "сармат".

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка5)\\переводится как словосочетание "Соединенное с Каспием Северное море".

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка6)\\Силуа (Славиа), по нашему мнению, прародина славян.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru (вставка7)\\Бористфен, композит "Бори(Ура)+ сhен" (Урандар hикеhе\\река Уранцев), древнее название реки Днепр.

По данным карты Гекатея вVI веках до рождества Христово, мы можем заключить, что "Басекарде (башкиры), "Самариты(Сарматы), "Силуа (Славиа)", "Кас-ы(Гузы; Азы)" известны со времен составления данной карты. Касы (Гузы; Азы) же и дали свое самоназвание Азии и Каспийскому морю. Большинство зафиксированных на карте географических наименований тюркского происхождения.

Как видим, первое упоминание этнонима "башкорт", в виде "башека(р)де", относится к VIвеку до нашей эры!

И Геродот и Птолемей были продолжателями дела Гекатея, поэтому следует внимательно собрать и изучить информации оставленные нам этими авторами тоже.

Заки Валиди продолжает - "Птолемей пишет о Пасакартии, расположенной в области Парт в Хороссане. С другой стороны, в иранских дастанах и западных источниках известно название «Вашгирд», около Термеза существует гора Башкурт, на центральном Памире есть местность под названием «Башкурт». В самом древнем тюркском предании, в дастане об «Отуэе» о башкирах говорится как о народе, живущем по течению Волги в горной местности в соседстве с булгарами. Народ характеризуется как сильный и хитрый и из-за своей отваги не подчиняющийся никому из завоевателей. Горная область, где живет этот народ (горы), в дастане называется «Башкирские горы» (кухха-и Башкурт), а их предводителя звали «фулус». Возможно, это последнее слово означало «кулавуз». В этом дастане упоминаются все древние тюркские племена, не упоминается лишь племя «булгар»".

Обращаясь к китайским источникам Валиди пишет: "Наиболее заслуживающие доверия сведения о древних

башкирах обнаруживаются в китайских источниках. Вместе с тем использование этих источников китайскими авторами является всего лишь попыткой приблизить некоторые упомянутые названия древних племен к названию «Башкурт».

Подобную попытку предпринял и китайский профессор Чанг Хоинг-ланг. В истории династии Сун, написанной в 643 году христианского летосчисления, где речь идет о среднеазиатских племенах, среди союза тюркских племен «тиеле»у населяющих Западный Туркестан до Хазарского моря, одно из ответвлений называется «ба-шу-ки-ли». По мнению профессора Чанг, речь идет о башкирах. В этой истории о «Сун-шу», то есть о династии Сун, о Тие-ле говорится, что они являются «прямыми потомками древнего племени хсиунг-ну (то есть хуннов)».Тюркское звучание названия этого племени «төлес» или «төлөс», и оно упоминается также в орхонских надписях. Следовательно, башкиры в эпоху Гёктюрков принадлежали к тюркскому племени «төлөс», а те, в свою очередь, считались потомками племени хун, «төлөсы» представляют собой кипчакские племена, жившие в Алтай-Иртышском регионе. Есть данные, свидетельствующие о том, что в первые века нашей эры кипчаки жили в Южном Туркестане. Позже, во времена хуннов эти племена переселились в Восточную Европу. Китайский профессор Мау-Тсаи в качестве потомков хуннов перечисляет роды и племена, жившие в VIII веке в бассейне Волги: из них по реке А-де (то есть Идель) жили племена хо-тзе (то есть хазары), го-mu (то есть гузы), пи-тзен (то есть печенеги), субе (сабиры), йевей (то есть ибиры), бо-хон (может

быть, булгары), бей-дин (возможно, башкиры), ен-ди (возможно, племена уйгур), алан и хун (то есть хун)".

Арабы впервые увидели башкир на местах их современного расселения. Лишь историк Масуди упоминает о том, что племя под названием башгурд около озера Арал потерпело поражение в войне против огузов, карлуков и кимаков, отступило на Северный Кавказ в область Хазарского моря. Это событие

произошло около 840 года нашей эры. Мусульманские народы называли этот народ башжирт, или башгурд. Становится понятно, что особенно сведения, содержащиеся у исламских авторов о соседствующем с «хифжаками» - «маджгарие» или о соседствующих с «аз-хифжаками» - ясу-ягсун, о «части кимаков, живущих между Иделью и Иртышом», о «живущих на стороне «кибла» от кимаков племени маджгарие», относятся к башкирам. Истахри описывает башкир как северных соседей огузов, населяющих пространство между Аралом и Хазарским морем, характеризует их как народ, ни с кем не сближающийся, живущий на своих благодатных землях под подчинением булгар и имеющий до 2 ООО воинов. И Аль-Бируни называет

область расселения башкир «башкирскими горами» (Жидал-и башхырт) и так же, как и Ибн Фадлан, утверждает, что это племя живет в соседстве с яицкими печенегами восточнее идельских булгар и сувар. Название этих гор «Урал» впервые упоминается в XIII веке в истории Абул-гази-хана, опписывающего границы владений потомков Чингизида Шибана, а так­ же в ногайских дастанах. И Гардизи описывает их как племя, подчиняющееся хазарам, населяющее горную местность (то есть горы Южного Урала) между хазарами и кимаками, имеющее до 2 ООО конных воинов и дружественных с киргизами (с енисейскими киргизами). Эти сведения, видимо, были извлечены из древних иранских преданий, относящихся к тому времени, когда киргизы жили еще не в бассейне Енисея, а западнее, на Алтайских Борах и в Западной Сибири, в областях, непосредственно примыкающих к Уральским горам. Подчиненные хазарам башкиры, имевшие 2 ООО воинов, и упоминаемые Истахри башкиры, подчинявшиеся булгарам и имевшие такое же количество воинов, видимо, составляли ту часть этого народа, которая жила близко к бассейну Идели, то есть между Уральскими горами и Иделью. Отсюда ясно, что сведения о башкирах исламского периода, содержащиеся у мусульманских авторов, смешались со сведениями из преданий, относящимися к доисламскому периоду истории башкир, и нет какой-либо возможности отделять их друг от друга".

Безусловно, все труды основоположников башкироведения мы должны воспринимать как труды по ориенталистике и критически осмыслить все их содержание опираясь на подлинные документальные источники.

Как видим, мы вплотную столкнулись с проблемой этногенеза башкир как народа, ибо существующие авторитетные источники не могут нам дать ясного ответа на этот вопрос, то поступим так:

1. Все первоисточники, найденные в Историческом Башкортостане и выполненные после VIIвека до нашей эры, будем называть - "башкирские".

2. Все первоисточники, относящиеся по времени их выполнения до VIIвека до нашей эры, будем называть - "ишдекские".

Кроме того, нам придется также ввести в научный оборот и многие новые определения для существующих в настоящее время «немых археологических культур», которые носят названия по месту раскопа, а не по этническому признаку.

Надеюсь, что данная книга будет увлекательной и познавательной не только для нашего подрастающего поколения….

Безусловно, для написания любой достоверной истории необходимы письменные источники. Мы башкортостанцы живем в уникальной земле, где прослеживается вековая преемственность различных человеческих культур. И самая древняя культура зафиксирована в артефактах и в символах пещеры Шульганташ.

Предположим, что символы Шульганташа, которые выполнены компактно, и у которых прослеживается связь между собой как по размерам, так и по направлению их размещения на стенках пещеры относятся к позднему палеолиту и являются пиктограммами.

Корректно ли наше предположение?

Думаю, что корректно, так как им присущи характерные для письменности свойства.

- по крайней мере существует один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности могут быть названы системой письма (таблица №2);

Таблица №2

№ п\п Иероглифы Толкование
Графема Фонема
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Крк (грг) Название «Крк(грг)» соответствует крику носорога. Условно принято, что крик шерстистого носорога соответствует крику современного носорога и словам «носорог»; «рана»; «Дикий»; «отлученный»; .
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Мhм (hт) Название рисунка «Мh» соответствует крику современного взрослого слона. Маленький рисунок соответствует крику слоненка «hт». Условно принято соответствующим словам «мамонт»; «мамонтенок»; «важный»; «великое дело»; свеча; «мумие»; «молоко, молочный»; «подарок»; «сказание».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Название рисунка «hh» соответствует крику (ржанию) лошади. Условно принято соответствующим словам «лошадь; истина; претворение в жизнь правосудия; прямой путь».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Тр Название рисунка «Тр» соответствует звуку скобления шкуры при ее обработке отщепами. Условно принято соответствующим словам «шкура; скоблить; вырезать на камне»; «рисунок»; «направление»; «закон».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Тб Название рисунка «Тб» соответствует звуку удара кельтом по живому телу. Условно принято соответствующим словам «кельт; топор; рубило; горе».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Ск Название рисунка «Ск» соответствует визгу свиньи(кабана). Условно принято соответствующим словам «кабан; свинья; визжать; скулить; толкание».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Дн; дзн Название рисунка «Дн(дзн)» соответствует звуку тетивы при стрельбе. Условно принято соответствующим словам «лук; стрелок из лука; сын; тетива; прицеливание; слава; подчиненный; спор».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Мр Название рисунка «Мр(hр)» соответствует звуку рыка льва. Условно принято соответствующим словам «лев»; «смерть».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Лп (слп) Название рисунка «Лп(слп)» соответствует звуку игры рыбы на воде. Условно принято соответствующим словам «рыба; плещется».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Днh Название рисунка «Днh» соответствует звуку удара об стену каким-либо предметом. Условно принято соответствующим слову «стена; перерыв».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Мз (бз) Название рисунка «Мз(бз)» соответствует звуку издаваемого обезьяной. Условно принято соответствующим слову «обезьяна; голова; плохой; надоедливый».
Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Му(бу) Название рисунка «Му(бу)» соответствует звуку издаваемого бизонами (коровой). Условно принято соответствующим слову «бизон; корова(бык); то, что;».

- по крайней мере существует один набор правил и условий (то есть соразмерность и порядок направления размещения символов письма), понятный, по нашему предположению, сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом(таблица №2, Значений размеров и последовательности символов);

Таблица №3 Пиктограмм и их названий. (Читаем справа налево, на оригинале сверху вниз и справа налево)

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru
hт (мамонтенок) Ск (кабан) hh (лошадь) Тр (шкура) Крк (шерстистый носорог) Мhм (мамонт)

- по крайней мере, можно предположить, существовал один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путём интерпретации написанного.

- символы выполнены используя одно и то же физическое средство (охру) на постоянном наскальном носителе стен пещеры Шульганташ

Как видим, это знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. То есть символы Шульганташа являются письменностью - одной из форм существования человеческого языка позднего палеолита. Если это действительно письмо, то оно должно иметь историю развития.

Приложение

В приложение, с целью ознакомления читателя, размещается работа И.Б.Зианбердина «Образцы древнебашкирской письменноси.Авторское толкование лексики речи письменных памятников».

Как уже говорили во вступительной части к настоящему тому, достоверная история не может написана без изучения документальных источников. Именно исторические документы Башкортостана (граффити), выполненные более чем 30 видами исторических письменностей и на древних диалектах языка наших предков, и являются неопровержимыми научными источниками, используемыми во всех томах настоящей книги «Тарих».

Исторические алфавиты, образцы написания древних слов на том или ином алфавите, словарь слов сами по себе уже являются ценнейшими источниками для исследователей филологов, а также инструментами проверки другими историками достоверности изложенных в работе автора фактов.

Иршат Зианбердин

Уфа – 2017

ББК 81.2(Рос=Баш)

З 59

Зианбердин И.Б.

3 59. Образцы древнебашкирской письменноси.Авторское толкование лексики речи письменных памятников. Уфа. 2017.-138 стр.

Автор исследует самобытные письменные культуры Башкортостана и сопредельных субъектов РФ древности и раннего средневековья и на основании палеографического анализа всего массива известных к моменту написания книги текстов выявляет множественность применявшихся в них алфавитов. На основании вариантов прочтения текстов им составлен первый словарь языка исследуемых в книге текстов. Книга можетиспользована в качестве учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов.

© Иршат Зианбердин – 2017

Предисловие к книге

«Образцы древнебашкирской письменности.

Введение

В качестве введения к данной работе я смог бы взять, как и во всех аналогичных трудах, рассказ о развитии в Башкортостане дела составления и издания словарей башкирского языка.

Но, не зная комплексную историю народа и его языка невозможно написать одними кириллическими буквами академические словари! Поэтому, для начала мы определимся, документы каких земель мы можем считать башкирскими, то есть должны будем обозначить границы исторических ареалов проживания башкирского народа и отдельных его родов и племен.

1. В соответствии с родословной башкир племени «табын» предки наши, которые из этого племени, проживали в землях долины Чулмана (древнее название реки Кама).

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Транскрипция: «Кара-табн би бурнги урнларн ташлаб Чулман илгаси буина кучкэн, анг ули Чулман-би шунда туган».

Звучание на современном башкирском языке: «Кара-Табын-бей боронго урындарын ташлап Чулман йылгаhы буйына кускэн, унынг улы Чулман-бей шунда тыуган».

Перевод на русский язык: «Кара-Табын-бэк бросив древние места переселился в долину реки Чулман (Кама), его сын Чулман-бэк родился там».

2. Если же обратимся к древней тюркской карте Махмуда Кашгарского наш народ уже в 1079 годах, был известен под этнонимом «башкорт».

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Транскрипция: «Фиа фи башкрт».

Звучание на современном башкирском языке: «Алдынгы башкорт».

Перевод на русский язык: «Развитые башкиры».

3. Роды и племена, которые позже влились в состав народа по имени «башкорт» назывались «юрматы» «кипчак», «кудей», «бурзян», «билэр-булэр-байлар» и.т.д.и.т.п.

Истории каждой из них и поможет нам определить границы ареала их проживания, который мы сможем признать условно как «Исторический Башкортостан». В шэжэрэ племени кудей зафиксировано самоназвание этноса «башкорт» так:

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Транскрипция: «200 икрмнчи ил башкуртрнг мундэ бу жиргэ килуб арнлашулари».

Звучание на башкирском: «Икейоз зэ егерменсе (hижри) йыл башкорттарзынг мында, был ергэ килеп урынлашыузары».

Перевод на русский язык: «Двести двадцатый год хиджры (время) размещения (нас) башкир тут, на этой земле».

220 год хиджры соответствует 835 году после рождества Христова.

4. В шэжэрэ башкир племени юрматы зафиксировано их проживание на Кубани.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Транскрипция: «Аталармз Кубандан килуб аирди, жир св диб. Салкн жир салкн св аичтб киагнлр».

Звучание на современном башкирском языке: «Аталарыбыз Кубандан килеп ерлэшэ, ер-hыу тип. hалкын ер. hалкын hыу эзлэп килгэнлэр».

Перевод на русский язык: «Предки наши пришли из Кубани, ища землю и воду. (Они) пришли, ища холодную землю и холодную воду».

5. О своем проживании на Кубани пишут в своих шэжэрэ башкиры кипчаки и усерганцы. Даю отрывок из шэжэрэ усерганцев-кипчаков-бурзян-тангаурцев.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Транскрипция: «Кчан км Кубан аитуб баруб инэ киру каитуб…».

Звучание на современном башкирском языке: «Касан кем Кубангаса етеп барып йэнэ кире кайтып…».

Перевод на русский язык: «Когда кто ходил на Кубань и обратно жить…».

6. Кроме того, башкирские племена «муйтэн», «билэр-булэр-байлар», «кипчак», «бурзян» зафиксированы и на карте Махмуда Кашгарского так и на картах Аль Идриси и Ибн Хаукаля.

Карта мира Аль Идриси 1154 года, с указанием ареалов проживания бурзян, кипчаков, болгар, башкир и муйтенов.

А. Балканы. Б. Поволжье, Урал и Сибирь

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

7. Карта мира Ибн Хаукаля 967 года с указанием ареала проживания булгар, башкир и печенегов (башкирский род из этого племени назывался «бэшнэк»).

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Выписка из книги Хаукаля, с пояснениями к карте: «Выше слова «север» — сторона йаджудж и маджудж. Затем подъем наверх — славяне, и это — доля другой части суши. Затем позади тех в направлении востока — булгары, русы. Затем по проливу — сторона Трапезунда, а сверху реки, идущей рядом — булгары, русы, башджарты, буртасы, хазары, печенеги, булгары еще вторые».

Выводы:Таким образом, ареал проживания древнебашкирских родов и племен можно ограничить следующими границами: На западе Балканы (Дунайская Болгария - Страна Бурджан), затем степи Восточной Европы и Кубань, степная зона Азии до истоков Иртыша, долины Камы, Тобола, Ишима и Иртыша. Сюда же нужно отнести и междуречье Волги и Яика (сейчас эти земли находятся в составе Казахстана).

Определившись с границами ареала исторического Башкортостана, мы можем четко узнать и государства, которые существовали на этих территориях и которые влияли на формирования тех или иных башкирских родов и племен. Никто не будет отрицать тот факт, что именно те государства, которые способствовали этногенезу как отдельных родов и племен башкир, так и самого башкирского народа и являются источниками архивного фонда этого народа тоже. К таким государствам древности и средневековья относятся Государства Кангюя и Турана, государство Моде-кагана (Первый гуннский каганат), Государство Баламир-кагана (Второй гуннский каганат), Хазарский каганат и Караханидов государство, Дешти Кипчак, Золотая Орда, Ак Орда, Великое княжество Ногайское, Башкиро-калмыцкая конфедерация (вассал Джунгарской империи).

Документы именно этих государств, найденные как на нынешних землях Башкортостана, так и на территории Исторического Башкортостана и содержат в себе исторические тюркские, в том числе и башкирские, слова, которых мы и будем включать в состав Академического толкового словаря башкирского письменного языка.

И так, теперь же мы можем вести речь и об истории составления словарей родов и племен башкир и самого башкирского народа как рода тюрков.

Ограничим историю нашего народа во времени 835 годом, пока известного как самый ранний год упоминания башкир под этнонимом «башкорт». Но все должны помнить и другое название моего народа «hишдк; ишдк; истэк» которое впервые упоминаются еще в XII веке до рождества Христова.

Все государства, где происходил этногенез башкир, естественно вступали в торговые и военные отношения с другими государствами. Общения народов между собой порождало необходимость составления словарей тюркских языков и их диалектов. В настоящее время мне лично известно о существовании следующих словарей и книг по тюркской грамматике, а именно:

1. Махмуд Кашгари «Дивани лугат ат турки». 1016 год.

2. Кодекс Куманикус (лат.Codex Cumanicus, «Словарь кыпчакских языков») — известный письменный памятник куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции.

3. Испанский филолог Абу Хаян ал Андалузи, умерший в 745 году хиджры (1344 год после рождества Христова), известен своими трудами «Ал-адрак лисан ал-атрак» и «Эл эфгал фи лисан эл атрак».

4. Тюркский филолог Ибн Гэрэбшаh, умерший в 855 году хиджры (1496 год после рождества Христова) известен своими трудами «Тэржеман ал-мутаржам бимунтахи ал-гараб фи лугат ат-турки вэ эл-гэжэм вэ эл-гэрэб».

5. В 1558 году была написана книга «История польских татар» неизвестного автора.

6. Мендияр Бикчурин. «Перевод слов на башкирский язык». 1781 год (в рукописи).

7. Иванов М.И. В 1842«Татарская грамматика» и «Татарская хрестоматия» (хрестоматия состояла из двух частей: первая часть — примеры разговорного языка татар, башкир и казахов).

8. Радлов В.В. «Опыт словаря тюркских наречий» Санкт-Петербург, типография Российской Императорской Академии Наук, 1893. В 2 томах и 4 частях. На старорусском (гражданский, до 1917 года, алфавит) языке.
9. Проле Вильмош. «Грамматика башкирского языка». 1903 год, Будапешт.

10. С.Е.Малов «Образцы древне-турецкой письменности». Ташкент. 1926год. Безусловно, самый значительный из словарей, это книга Махмуда Кашгарского «Дивани лугат ат турки\\Сборник тюркских говоров», где упоминается и язык башкир в одном из стихотворных примеров.

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Транскрипция:

«Атил суви ака трур

Киа тубн кака трур

Блик тлим бака трур

Гулунг тки гашарур».

Звучание на современном башкирском языке:

«Изел hыуы ага торар

Кая тобон кага торар

Балык телэйем бака торар

Куленг тулылыгы кубэйер (кушарыр)».

Перевод на русский язык:

«Атиля воды текут вечно

Подножия утесов кромсая

Я рыбачу, но лягушки

Заполнили все озера».

История составления словарей и знаний о башкирском языке в соответствии с предисловиями к словарям, изданным под патронажем АН РБ и УНЦ РАН, начинаются со следующих книг:

1. Книга миссионера РПЦ Бессонова А.Г. «Букварь для башкир» 1907 год.

2. Катанов Ф.А. (Православный тюрколог) «Азбука для башкирского языка». 1912 год.

3. Книга ученика миссионера Бессонова Мстислава Александровича Кулаева «Основы звукоподражания и азбука для башкир» 1912 год.

Как вы уже убедились, истории составления словарей башкирского языка, официально принятые АН РБ и УНЦ РАН, не совсем соответствует действительности.

Безусловно, многие простые башкиры тоже занимались составлениями словарей.

Исламским богословам, так или иначе, приходилось делать словари отдельных терминов в тех или иных отраслях народного хозяйства. В качестве примера привожу только фрагмент книги «Фикъhэ» муллы села Имангулово Оренбургской губернии Юнуса сына муллы Исхака, которая была написана в 1849 году

Культура Шульганташа. Поздний палеолит. - student2.ru

Здесь даны порядковые значения годов двенадцатеричного башкирского летосчисления «Мосал».

История составления башкирских словарей очень богата.

Что же касается данного труда, то она начинается с истории моей самиздатовской книги «Толковый словарь башкирских языков» изданной в селе Исянгулово Зианчуринского района в 2013 году.

Рецензия, написанная этой книге башкирским академиком Гайсой Батыргареевичем Хусаиновым, думаю, подойдет и для данной работы тоже, поэтому привожу ее без изъятий и на этом заканчиваю вводную часть к данному труду.

«Краеведом-граффитиологом И.Б. Зианбердиным издана монография «Толковый словарь башкирских языков». Эта книга включает в себя результаты шестнадцатилетнего исследования различных граффити (сулпы, кумбазы, печати, эпитафии, браслеты, наскальные письмена, географические указатели, монеты, награды и другие предметы, имеющие письменную информацию) Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей. В ней И.Б. Зианбердин излагает научные концепции по самому широкому спектру вопросов, касающихся проблем современного башкироведения и языкознания. Среди них выделяются концепции самого И.Б. Зианбердина, такие как «Вопросы организации Архива древних актов Башкортостана», «О неразделимости слово-символов» и другие.

Среди несомненных достоинств монографии необходимо отметить богатство подлинных документальных актов. Автор вводит в научный оборот и анализирует огромное количество башкирских граффити, тексты которых выполнены различными алфавитами, собранные им вовремя граффитиологических экспедиций. И.Б. Зианбердин также вводит в научный оборот понятия «древнебашкирский», «среднебашкирский», «старобашкирский» языки, «граффити» и «граффитиология».

В целом монография И.Б. Зианбердина представляет собой редкий, ценный источник сведений по проблемам башкироведения и языкознания.

Изложенные в ней концепции отличаются научной новизной и открывают широкие перспективы для дальнейшего развития башкироведения и языкознания не только Башкортостана, но всей Российской Федерации.

Академик АН РБ

Доктор филологических наук

Г.Б. Хусаинов».

Использованные при написании введения к настоящей работе литература, источники и интернет-ресурсы.

1. Зианбердин И.Б. «Сулпылар\\Утерянные ценности». Исянгулово, « изд-во «Гилем», 2008 год.

2. Махмуд Кашгарский «Дивани лугат ат турки» Стамбул, 2008 год.

3. «Башкирсие шэжэрэ – родословные». Под редакцией Р.Г.Кузеева. Уфа, изд-во «Китап», 1960 год.

4. «Карт

Наши рекомендации