При реализации рабочей программы используется учебник

.– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 9 класс.

- Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского,

-Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010

Содержание программы

(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)

«Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств» 8ч.

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.

«Азбука экранного искусства» - 10ч.

«Фильм- искусство и технология»- 9ч.

    ТЕМА Количество часов по программе Количество часов по календарно-тематическому планированию Добавлено/ сокращено За счёт чего
1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. 8-16  
1.1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.        
1.2 Роль и место изображения в синтетических искусствах.        
1.3 Театр и экран - две грани изобразительной образности.        
1.4 Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.        
1.5 Сценография как искусство и производство.        
1.6 Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.        
1.7 Театр кукол.        
1.8 Театрализованный показ проделанной работы.        
2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. 8-16  
2.1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.        
2.2 Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.        
2.3 Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.        
2.4 Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые – темы фотографии.        
2.5 Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.        
2.6 Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.        
2.7 «Мой фотоальбом. Выставка учащихся».        
3. Азбука экранного искусства. 12-24  
3.1 Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.        
3.2 Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.        
3.3 Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.        
3.4 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.        
3.5 Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.        
3.6 Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.        
4. Художник – зритель – современность. 7-14  
4.1 О природе художественного творчества.        
4.2 Связи искусства с жизнью каждого человека.        
4.3 Искусство среди нас.        
4.4 Каждый народ Земли – художник.        
4.5 Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.        
4.6 Синтетические искусства. Их виды и язык.        
4.7 Современные проблемы пластических искусств.        
4.8 Вечные истины искусства (обобщение темы).        


Программа рассчитана на 1 ч в неделю, всего 34 ч.,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IX классы (34 час)

Синтез искусств(2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность испецифика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре(10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

^ Синтез искусств в театре(4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности.Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии(6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

^ Изображение в фотографии(2 час).Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств(4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере(2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
^

Учебно- тематический план по ИЗО ___9класс________

Номер урока Тема Количество часов Цели и задачи Объект контроля (знать,уметь)
1четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.
1-2 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.       а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств Знать: - о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; - о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
3-4 Театр и экран- две грани изобразительной образности а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. б.нить учащимся условность театрального искусства; роль актёра, режиссёра и художника в коллективном творчестве; изучить виды театрально- зрелищных и игровых представлений; выявить понятие «сценография» Уметь: - выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов; - создавать сценический образ места действия Знать: - игровую природу сценографии
Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. Изучить два направления художнической деятельности сценографа; выразительные средства сценографии; виды сценического оформления Уметь: - использовать выразительные средства сценографии; Разбираться в сценическом мире
6-7 Сценография как искусство и производство   а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. Изучить театральные службы и цеха, театральное здание и устройство сцены; Элементы декорационного оформления спектакля; Этапы оформления спектакля Знать: Макет и специфику театрального оформления; Уметь: Работать в технике аппликации, коллажа; создавать объёмно-пространственные композиции
8-9 Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..   а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Иметь представление об искусстве и специфике театрального костюма; определить роль костюма и грима в быту Знать: - театральный костюм; - способы перевоплощения актёра; Уметь: - выполнять эскиз костюма, театрального грима
Театр кукол а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. Иметь представление о кукольном театре, как о виде сценического искусства;   Уметь: - выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей Знать: - виды театральных кукол и способы работы с ними
Театрализованный показ проделанной работы. а) Подведение итогов четверти. Обобщить и закрепить знания по теме; Продолжить формирование нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни Уметь представить собственные разработки сценических костюмов
2 четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Проследить роль художественных инструментов в творческом художественном процессе; Знать: объективное и субъективное в живописи и фотографии, в кино; Уметь: дискутировать на предложенную тему
Фотография- расширение изобразительных возможностей.   а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Получить представление о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах; о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды Уметь: Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике
Грамота фотографирования и операторского мастерства. а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.   Уметь: Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике
Всеобщность законов композиции. а) Художественно- композиционные моменты в съемке.   Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
Выбор места, объекта и ракурса съемки. а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
Художественно- изобразительная природа творчества оператора а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.   Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.   Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Познакомить учащихся со своеобразием художественной образности портрета; изучить виды портрета: автопортрет, постановочный и репортажный портреты; развивать художественно-творческую активность при изучении синтетических искусств Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств; уметь применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. Изучить событие как объект репортажной съёмки; фотоизображение как документ времени; научить учащихся выполнять анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы Уметь: работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков; передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей; работать статичной и ручной камерой; анализировать первые типичные ошибки при съёмки (дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съёмки, выпадение объекта из кадра и т. д.)
« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. а) Подведение итогов четверти. Повторить значение термина «фотография», различные жанры фотографии с точки зрения композиционного построения; научиться вести диспут по теме Уметь: презентовать свои работы перед аудиторией; вести открытий диспут по теме; владеть навыками работы с фото – и видео камерой
3 четверть Азбука экранного искусства
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.   а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Научить учащихся правильно излагать киномысли; Изучить монтаж, монтажную прерывистость последовательного дейстия или движения в кино Уметь: грамотно излагать киномысли в построении кинокадра; чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений; передавать на экране параллельное и последовательное действие
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.   а) Фильм, как последовательность кадров. элементарную грамоту записи сценарного плана; познакомить учащихся с замыслом, сценарием, покадровой раскадровкой фильма Уметь: создавать видеоряд; записывать сценарий; выполнять покадровую раскадровку
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.   . а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Познакомить учащихся с историей чёрно-белого кино от братьев Люмьеров; изучить жанры кино; развивать художественно-творческое мышление учащихся Знать: жанры кино; историю кино; Уметь: использовать многообразие сюжетной событийности; создавать видеоэтюды на тему
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.   а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Изучить социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т.д.; познакомить учащихся с интервью-искусством диалога и общения; Уметь: использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения; принципы работы с человеком в кадре
Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.   а). Познакомить учащихся с динамическим сочетанием различных действий в кино; Суть музыки и шумов в фильме; Изучить сущность актёрской профессии Уметь: составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма; работать над звуковым оформлнием фильма
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.   а). Изучить новые способы получения изображения; Компьютерный анимационный фильм   Уметь: использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма
4 четверть Фильм - искусство и технология
О природе художественного творчества.   . а) Изучить понятие «процесс творчества»; Составные процесса творчества; Развивать художественно-творческое мышление, воображение Знать: что такое процесс творчества; виды изобразительного искусства; Уметь: дискутировать на тему; составлять описание художественного произведения
  Связи искусства с жизнью каждого человека   а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия Изучить три формы художественного мышления; Проследить в ходе урока личные связи человека с окружающим его искусством Знать: три формы художественного мышления; как зрителю право и возможность на формирование собственной позиции и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций
Искусство среди нас . а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы. Повторить в ходе урока три группы пластических искусств; Проследить рынок видеофильмов, их влияние на развитие вкуса;   Уметь: защитить свою точку зрения на проблему; находить дополнительный материал по теме; Знать: три группы пластических искусств; влияние на развитие вкуса рекламы и различных художественных (видео) фильмов
Каждый народ Земли- художник   а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать? Повторить в ходе урока тему 4 класса «Каждый народ художник»; синтезировать информацию, полученную на уроках истории, МХК, через книги, журналы, СМИ для раскрытия темы урока; формировать художественно-творческую активность учащихся Знать: нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах; Уметь: осмыслить, осознать суть проблемы-богатства, разнообразия и единства культур
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры   а) Повторить группы пластических искусств; выявить в ходе урока роль каждой группы пластических искусств в жизни человека; проследить национальную, историческую, региональную специфику этих искусств       Знать: группы пластических искусств; роль каждой группы пластических искусств в жизни человека; Уметь: использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата
Синтетические искусства. Их виды и язык а). Изучить возникновение синтетических видов искусств; проследить их связь с жизнью; обозначить особую роль СМИ в использовании синтетических искусств;   Знать: виды синтетических искусств; технологию кино- и видеосъёмок; Уметь: раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении
Современные проблемы пластических искусств. Вечные истины искусства ( обобщение темы) а) Познакомить учащихся с искусством постмодернизма и реализма, андеграунда; Изучить технологию кино- и видеосъёмок на примере работы режиссера, художника, сценариста, оператора, актёра Проследить в ходе урока какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему; Выявить проблему взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов; Развивать художественно-творческое мышление учащихся   Понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений; Уметь: Работать цветом, тоном, линией пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты Уметь: Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств; Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства
  итого      

Наши рекомендации