Изобразительное искусство, его виды и жанры

«Связь времен в народном искусстве»-8ч

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
Виды живописи (, декоративная), скульптуры (, декоративная,), декоративно-прикладного и народного искусства,

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре.

Опыт творческой деятельности.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

^ Язык изобразительного искусства и художественный образ.

«Декоративное искусство в современном мире»- 9ч

«Древние корни народного искусства»-8ч.

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, , декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве

«Декор-человек, общество, время»- 10ч.

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Опыт творческой деятельности.Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Учебно- тематический план по ИЗО ___5 класс________

Номер урока Тема Количество часов Цели и задачи Объект контроля (знать,уметь)
1четверть. ^ Язык изобразительного искусства и художественный образ Тема «Древние корни народного искусства»
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.     а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность Знать:значение древних корней народного искусства; Символику цвета и формы; Особенности народного (крестьянского) искусства Уметь: отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);Подобрать иллюстрации по теме «Народное жилище. Изба»
2-3 Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня» а) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре в) Развить творческую и познавательную активность г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе. Знать:Народное искусство, декор, изба Уметь: Передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), Объединять в индивидуально коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера избы, или других декоративных работ, выполненных в материале. Подобрать иллюстративный материал по теме «Народные вышивки»
4-5 Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки. Знать:Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент, декоративно-тематическая композиция Уметь:выполнить декоративное украшение прялки, полотенца(на доступном для данного возраста уровне). Подобрать Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.
6-7 Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»   а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой б) Развить творческую и познавательную активность в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе) г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре Знать:Интерьер и символика крестьянского дома и в предметах народного быта Уметь: работать в малом коллективе (группе) отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); Подобрать материалы с дизайнерскими разработками современных интерьеров
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.   а) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление. Знать: Архитектура, мода дизайн и его его основные законы.. Уметь:Объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. Подобрать материал о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)
2 четверть Язык изобразительного искусства и художественный образ Связь времен в народном искусстве
9-12 Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории. в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус Знать: знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки):Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, формы росписи, глиняные игрушки Уметь: уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных промыслов. Выполнять роспись и лепку игрушек. Подобрать иллюстрации по темам Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушка
13-16 Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово   а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) Знать:знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития Промыслы, ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, особенностью росписи керамика Уметь: уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных промыслов. Работать с художественными материалами (гуашь, акварель) Подобрать иллюстративный материала о русском народном костюме
3 четверть ^ Язык изобразительного искусства и художественный образ Декоративное искусство в современном мире»
17-18 Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма   а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся г) Прививать интерес к русскому народному творчеству Знать Народный русский костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы. Значением колорита в одежде Уметь:создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)Подобрать иллюстративный материал по теме «Народные костюмы»
Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум)   а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса б) Обработка навыков и умений при работе с тканью в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности Знать:особенности изготовления куклы – оберега. Уметь:создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)Подобрать иллюстративный материал по теме «куклы обереги»
Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма   а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент» б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы. в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. Знать:Символика старинной русской народной вышивки, орнамент Уметь:Создавать проекты разных вариантов вышивки и орнамента на основе старинной русской народной вышивки. Подобрать материал о вышивке русского народного костюма
Русский костюм и современная мода   а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности в) Прививать интерес к русской национальной культуре Знать: Мода, дизайн, традиции древнерусского костюма в новых образах современной моды Уметь: Создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи); Подобрать иллюстративный материал по народным праздникам
22-23 Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум)   а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе) Знать: главные русские народные праздники, их символическое значение Хоровод, масленица Уметь: Работать в малом коллективе (группе) отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)Провести групповую поисковую работу «Народные промыслы родного края»
Народные промыслы родного края (урок-конференция)   а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории Знать:Художественные промыслы, ремесла родного города, области. Понятие «промысел» и его виды   Уметь:Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов.Провести групповую поисковую работу «Народные промыслы нашей страны»
25-26 «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)   а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству г) Активизация творческого потенциала учеников Знать: Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; Уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; Подобрать иллюстративный материал по ДПИ Древнего Египта
4 четверть Изобразительное искусство, его виды и жанры «Декор, человек, общество, время»
Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта     а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. Знать:Костюм, символика цвета. роль декоративного искусства в жизни древних обществ, на примере эпохи Древнего Египта Уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; Подобрать иллюстративный материал по ДПИ Древней Греции
28-29 Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика   а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. Знать: Чернофигурные и краснофигурные вазы. Роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции. Основные элементы костюма Древней Греции Уметь:различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; Подобрать иллюстративный материал о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм
  Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья   а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории Знать: Костюм, стиль. Роль декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья Уметь:По декору выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признакиПровести групповую поисковую работу«Декор, человек, общество, чтение»
31-32 О чем рассказывают гербы а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. Знать: Символы, эмблема, герб. Основные частями классического герба, символическое значение цвета и формы в гербе. Уметь:создать герб своей семьи , поселка, и. т.п. Подобрать художественные материалы
Что такое эмблемы, зачем они нужны людям   а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами Знать: о месте символов и эмблем в жизни современного общества, значение их элементов Уметь:создать эмблему школы, кружка, класса и т.п. Подобрать художественные материалы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)   а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству Подведение итогов учебного года. Игры, викторины. Выставка лучших работ.  
  итого      


Наши рекомендации