Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Календарно-тематический план предмета Музыка
№   Дата по плану Дата по факту примеч Тема урока  
Воздействующая сила искусства. (5 ч.)
04.09.     Искусство и власть.
18.09.     Какими средствами воздействует искусство?
02.10.     Храмовый синтез искусств.
16.10.     Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
06.11.     Вкус и мода. Зрелище на службе внушения
Искусство предвосхищает будущее .(2ч.)
20.11.     Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Предсказание в искусстве.
04.12.     Художественное мышление в авангарде науки.
Дар созидания. Практическая функция. (4 ч.)
18.12.     Музыка в быту.
15.01.     Массовые, общедоступные искусства.
29.01.     Изобразительная природа кино.
12.02.     Музыка в кино.
26.02.     Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
Искусство и открытие мира для себя. (5 ч.)
12.04.     Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
02.04.     Литературные страницы.
30.04.     Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и духовного развития
14.05.     Современный синтез науки и искусства ( синергетика, фрактальная гиометрика, бионика и др.) н службе у человека.
21.05.     Исследовательский проект «Пушкин – наше все».
                   


Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Учебную программу авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской. Искусство. 8-9 классы [стр. 60-80] - М.: Просвещение, 2013

Учебник Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Искусство. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2013

CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

- понимать роль музыки в жизни человека;- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени; - оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; - знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства; - иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох; - сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения; - знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар; - ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой; - иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. - совершенствовать умения и навыки самообразования - проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности. - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); - возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - основные жанры народной и профессиональной музыки; - основные формы музыки; - характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов; - музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения; - имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей; - виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; - многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении; - особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония); - история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов; - основные стили музыки (полифония, гомофония); - известные театры мира и исполнители, - особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки; - строение сонатно- симфонического цикла; - особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки; - жанры и стили классической и современной музыки; - знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения, - понимать роль музыки в жизни человека; - представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.

Календарно-тематическое планирование

Наши рекомендации