Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Календарно-тематический план предмета Музыка | |||||||||
№ | Дата по плану | Дата по факту | примеч | Тема урока | |||||
Воздействующая сила искусства. (5 ч.) | |||||||||
04.09. | Искусство и власть. | ||||||||
18.09. | Какими средствами воздействует искусство? | ||||||||
02.10. | Храмовый синтез искусств. | ||||||||
16.10. | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | ||||||||
06.11. | Вкус и мода. Зрелище на службе внушения | ||||||||
Искусство предвосхищает будущее .(2ч.) | |||||||||
20.11. | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Предсказание в искусстве. | ||||||||
04.12. | Художественное мышление в авангарде науки. | ||||||||
Дар созидания. Практическая функция. (4 ч.) | |||||||||
18.12. | Музыка в быту. | ||||||||
15.01. | Массовые, общедоступные искусства. | ||||||||
29.01. | Изобразительная природа кино. | ||||||||
12.02. | Музыка в кино. | ||||||||
26.02. | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | ||||||||
Искусство и открытие мира для себя. (5 ч.) | |||||||||
12.04. | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | ||||||||
02.04. | Литературные страницы. | ||||||||
30.04. | Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и духовного развития | ||||||||
14.05. | Современный синтез науки и искусства ( синергетика, фрактальная гиометрика, бионика и др.) н службе у человека. | ||||||||
21.05. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все». | ||||||||
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебную программу авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской. Искусство. 8-9 классы [стр. 60-80] - М.: Просвещение, 2013
Учебник Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Искусство. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2013
CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- понимать роль музыки в жизни человека;- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени; - оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; - знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства; - иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох; - сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения; - знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар; - ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой; - иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. - совершенствовать умения и навыки самообразования - проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности. - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); - возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - основные жанры народной и профессиональной музыки; - основные формы музыки; - характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов; - музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения; - имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей; - виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; - многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении; - особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония); - история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов; - основные стили музыки (полифония, гомофония); - известные театры мира и исполнители, - особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки; - строение сонатно- симфонического цикла; - особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки; - жанры и стили классической и современной музыки; - знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения, - понимать роль музыки в жизни человека; - представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.
Календарно-тематическое планирование