Творчества Альбрехта Дюрера.

Дюрер Альбрехт (1471-1528) - велиий немецкий художник эпохи Возрождения, живописец, рисовальщик, гравер. Родился в Нюрнберге в многодетной семье, по происхождению венгр. Учился у отца, ювелира по профессии. Дважды ездил в Италию, где тщательно изучал произведения мастеров итальянской живописи. Дюрер - "самый итальянский" из немецких художников, тем не менее стиль его по духу и форме остался истинно немецким. Творения Дюрера узнаются сразу по соединению типично ренессансной классичности с немецкой экспрессивностью, некоторой угловатостью, жесткостью формы.

С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре. Он в совершенстве овладел всеми основными ее видами: ксилографией, офортом, резцовой гравюрой и т.п. («Три крестьянина», «Большие страсти», «Жизнь Марии» и «Малые страсти», «Апокалипсис»). Значительное место в дюреровских гравюрах занимают мотивы народного быта, образы крестьян («Волынщик», «Пляшущие крестьяне»).

Помимо графических работ Дюрер создал большое количество живописных произведений. Около 1496 г. он исполняет свою первую алтарную композицию — «Дрезденский алтарь» (Картинная галерея, Дрезден). В последующие несколько лет были созданы «Алтарь Паумгартнеров» и «Поклонение волхвов».
В 1505 г. Дюрер вновь отправляется в Италию. Композиция «Праздник четок», исполненная в 1506 г. для церкви Сан-Бартоломео в Венеции, снискала ему славу талантливого живописца. В Италии художник познакомился с великими мастерами Джованни Беллини и Рафаэлем. Исполнил еще несколько живописных композиций («Мадонна с канарейкой», 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Вернувшись в 1507 году в Нюрнберг, Дюрер создает композицию «Адам и Ева», которая явилась плодом тщательного изучения пропорций обнаженного человеческого тела и считается образцом дюреровского идеала красоты. В 1508 г. художник исполняет алтарную композицию на популярный в Германии того времени мотив — «Мученичество десяти тысяч», а в 1511 г. — композицию «Поклонение Троице».
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, дружил с виднейшими гуманистами Европы. Его заказчиками были богатые бюргеры, князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику. Смерть Максимилиана и опасение финансовых затруднений привели Дюрера в начале 1520-х гг. ко двору Карла V. Он прожил год в Нидерландах, где познакомился с нидерландскими художниками и их произведениями.

Дюрер — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Уже ранние его опыты («Портрет отца», 1490, Галерея Уффици, «Автопортрет») поражают зрелым мастерством. Свои лучшие творения в этом жанре художник создал в 1510—20-е гг. («Портрет Михаэля Вольгемута», «Портрет Якоба Муффеля», «Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра»). Дюрер исполнил ряд блестящих портретов в технике рисунка углем («Портрет матери», «Портрет молодого человека»).

Дюрер известен как автор рисунков и акварелей.

Художественные искания Дюрера завершила аллегорическая композиция-диптих «Четыре апостола».

В последние три года Дюрер пишет теоретические труды по искусству живописи: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человеческого тела». Последний труд художнику закончить не удалось — 6 апреля 1528 г. Дюрер умер от тяжелой болезни печени.

С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер, помимо живописи, работал в гравюре. Он в совершенстве овладел всеми основными ее видами: ксилографией, офортом, резцовой гравюрой и т.п. Уже в ранних произведениях Дюрер проявил себя блестящим мастером («Три крестьянина»). В 1498 г., обращаясь к теме конца мира, Дюрер создает графический цикл «Апокалипсис» («Четыре всадника» В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект.). С 1497 по 1511 гг. художник создал еще три графических цикла — «Большие страсти», «Жизнь Марии» и «Малые страсти». В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения. Значительное место в дюреровских гравюрах занимают мотивы народного быта, образы крестьян («Волынщик», «Пляшущие крестьяне»).
Техника Дюрера никогда не стояла так высоко, его замысел никогда не был так углублен, никогда не был так конкретен его реализм и одновременно так обобщены его образы, как в группе гравюр 1513-1514 годов, за которыми издревле установилось в историографии наименование “мастерских”.В них Дюрер выступает не как техник или иллюстратор заранее данных ему тем, а разрабатывает свою тему, свое содержание. Эти образы Дюрер создает на основе того, что ему подсказано жизнью, выражает в них свой глубокий жизненный опыт. Это:«Всадник, Смерть и Дьявол», «Св. Иероним» и «Меланхолия». Каждая из них воплощала представления художника о разных сторонах деятельности человека, являлась своеобразным символом одного из трех жизненных путей, которым, по представлениям того времени, мог следовать человек.



Наши рекомендации