Готика во Франции. Характер синтеза искусств.
13, 14вв. - время наивысшего расцвета средневековой культуры (готический стиль, стройные, устремленные ввысь готические соборы). Сохранившиеся планы соборов (Кельнского, Венского, Страсбурского) говорят о высоком уровне подготовки архитекторов.
Совершенство всех трех элементов церковного интерьера: пространство, каменная конструкция и окна. Изобретен нервюрный свод - крестовый свод обличенной конструкции, то есть перекрытие помещения двумя взаимно-перекрещивающимися диагональными арками-нервюрами. В готических соборах пространство среднего и боковых нефов почти сливается. Окна становятся больше (по сравнению с романским храмом), простенки между ними заполняются фризом из арочек. В орнаменте, украшающем капители готических соборов, мастера готики обращались к мотивам природы: листья дуба, бука. Украшающие алтарь живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы отличались яркостью красок. Скульптурные композиции, статуи и украшения на порталах, карнизах и капителях обогащали обогащали художественный образ готического собора. Более реалистическое (чем в романском стиле) развитие сюжета. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Самые значительные памятники готики: соборы в Шартре, Реймесе и Амьене (Франция).
Высокой готике присуще высокое мастерство при создании богатых архитектурных композиций с обилием скульптуры и витражей. Основные центры витражного искусства в 13 веке - Шартр и Париж. Скульптура готики."Прекрасный Бог" (Амьенский собор), статуи и рельефы западного фасада собора Парижской огоматери, фасад Реймского собора.
Витраж в искусстве готики.
Периодизация византийского искусства. Основные произведения.
раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
Константинополь)|храма Святой Софии]] в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185) эллинистических традиций (1261—1453).
43. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление.
Символика била необходимой частью зарождающейся христианской культуры. Образы смысловые, выступающие как воплощение умозрительных идей более чувственных, соответствовали устремлениям новой религии. "Новое искусство было порождено духовным движением и потому стремилось говорить не чувствам, а духу"[37]. Этот принцип использовался Иисусом Христом в притчах евангельской проповеди. Подводя итоги можно отметить, что символика храма складывалась постепенно. В первые века бытия христианской церкви её члены не только отрицают существование у них культовой архитектуры, но и даже выступают против таковой Хотя со II в. имеются свидетельства об использовании христианами домов молитвы, говорить о существовании у них храмовой символики нет оснований. Первые символы, относящиеся к культовым зданиям, встречаются только в IV веке. При этом символическое обоснование периоду. В этот период они активно развиваются, достигая совершенства целостности, оформляясь как традиции и каноны, сохраняющиеся до нашего времени, архитектурной формы вторично по отношению к строительной практике, и связано с появлением у храма репрезентативной функции. Можно утверждать, что увеличение значимости здания приводит к тому, что здание перенимает символы относящиеся первоначально к сообществу верующих. Мы сталкиваемся с появлением в IV в. отдельных символических уподоблений, относящихся к культовой архитектуре, но говорить о сложившихся символических концепциях храмом логично только применительно к средневековому.