Исторические предпосылки дизайнерской деятельности.

История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середину ХIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.

Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского "Движения искусств и ремёсел", возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры.

Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.

Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.

И наконец дизайн в интерьерах - как отрасль дизайна, художественно-технической практики, подразумевает под собой комбинирование и другие манипуляций объектами интерьера с целью приведения помещения к удовлетворению функциональным и эстетическим запросам пользователей, в частности повышения эргономичности труда в помещении, улучшение навигации в крупных помещениях и оптимизации маркировки используемой мебели.

Методы дизайн деятельности.

Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, уче­ние) — совокупность приемов или операций практического или теорети­ческого освоения действительности, подчиненных решению конкретной за­дачи. В дизайнерском творчестве метод представляет собой совокупность при­емов, способов, целесообразных дей­ствий, поправленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в последствии становятся законо­мерности создания проектной модели правилами работы дизай­нера.

Отыскать новую идею помогают методы творчества: мозгового штурма, инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии.

Метод мозгового штурма. Подбираются сотрудники так, чтобы они не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и слишком глубоко связаны друг с другом. Они не обязаны быть разносторонними специалистами по данному вопросу, а только иметь общее представление о задаче, знать и понимать её (позднее специалисты могут дать свое заключение об этих идеях и развить их). Предлагается свободно высказывать свои мысли. Многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс рождения идей должен происходить таким образом, чтобы предложения следовали друг за другом как можно быстрее. Задача состоит в генерировании большого числа разнообразных идей, в данном методе важно именно количество. Одна идея может породить другую. Критика и вынесение суждений [благоприятных и неблагоприятных ] не допускаются.

Метод лучше применять для решения задач типа “какой вид должен иметь... “, “какую форму необходимо выпускать...”, а не задач типа “как... ?”

Метод инверсии. Предполагает отказ от прежних взглядов на задачу, отношение к ней с новых позиций. Сущность метода – перевернуть все вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами. Если какая-то деталь всегда располагалась горизонтально, то её ставят вертикально или наклонно. Например, вывернутые наружу швы “дубленки”, размещение карманов, застежек на рукаве или спинке.

Метод аналогии. Предполагает решение задач искать по аналогии с известными ранее, встречающимися в природе, технике, художественной литературе и искусстве. Из литературного или другого источника берется реальная или фантастическая идея, образ и воплощается в рассматриваемой художественной задаче проектирования костюма.

Метод эмпатии. Эмпатия – отождествление личности одного человека с личностью другого. Этим термином также определяют и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы “стать “ предметом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ, артистизма. Для этого человек должен быть нескован и природно одарен.

Метод фантазии. Размышления о желаемом, о нереальных вещах или процессах могут натолкнуть на новую идею.

Метод новых комбинаций состоит в использовании новых соотношений между различными, ранее не связывавшимися друг с другом параметрами. Новая комбинация приводит к созданию новых вещей. Например, преобразование традиционных видов одежды (юбка + брюки) даёт новый вариант юбка-брюки.

Различают также и другие методы.

Метод «дельфы» (дельфийская техника)
Индивидуальное анкетиро­вание мнений экспертов с целью вы­явления преобладающего суждения специалистов, исключающее прямые дебаты и позволяющее экспертам оценивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.Метод «дельфы» реализует через обратные связи мнений системный подход к кол­лективному мышлению, «снимая» слу­чайные влияния психологических фак­торов. Используется при сборе уни­кальных данных, затрагивающих про­фессиональные проблемы, при экспер­тизе, определении приоритетов и дру­гих действиях, требующих специальной квалификации.

«Штучный метод»

Дизайнер­ское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образ­цов или разработки новых процессов.Проектная концепция и художест­венный принцип деятельности дизай­нера в этом случае не всегда форму­лируются методически и не оформля­ются документально, однако это не означает, что их нет. Они явно или подспудно вынашиваются дизайнером фактически с момента получения за­каза и до формирования предложения, находя свое определенное вербаль­ное или визуальное выражение в тех­ническом задании, в предпроектном анализе, в эскизном предложении и других проектных материалах. «Штучный» объект дизайнер раз­рабатывает в одиночку или с неболь­шим коллективом единомышленников, который решает проблемы координации действий и организации работ в непосредственном общении его членов.

10.МЕТОДОЛОГИЯ –

от "метод" и греч. "слово", "понятие", "учение". - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Дизайнерская деятельность опирается на определенные принципы и связанные с ними закономерности. Осуществление в результате дизайн-проектирования идеи создания гармоничного объекта, в целостной структуре и форме которого воплощаются все общественно необходимые свойства проектируемого изделия (комплекта, комплекса, ансамбля, предметной среды) как с позиций производства, так и с позиций потребления вещи, обусловливает необходимость объединения в процессе художественно-образного моделирования объекта дизайна научных принципов с принципами художественными, а также разработки и применения специфической методики дизайна, отличающейся от других методов проектирования.

В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов этой проектно-творческой деятельности, ориентированной на промышленное производство.

  1. Принцип системности предполагает учет при проектировании изделий – объектов дизайна их связей с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком - потребителем (или группой людей). Объект в соответствии с этим принципом рассматривается как компонент предметно-пространственной системы в тесной взаимосвязи с использующим и воспринимающим его человеком (группой людей). В отличие от инженерного подхода, рассматривающего объект как чисто техническую систему, замкнутую в себе, дизайн осмысливает, анализирует и синтезирует свои объекты в системе «человек – предмет – среда».
  2. Принцип научной обоснованности заключается в необходимости следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии.

Дизайнер, в отличие от художника, не может опираться в своем творчестве лишь на художественный вкус, талант, мастерство и интуицию (хотя они ему, бесспорно, необходимы). Будучи включенным в общий процесс проектирования объектов промышленного производства, дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, отражающих требования производства и потребления изделий, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную стороны сущности создаваемых вещей (их наборов, комплектов, систем) и среды в целом. Поэтому дизайнерские разработки должны быть научно обоснованными.

3. Принцип коллегиальности подразумевает участие в проектирова­нии объектов (в зависимости от специфики объекта и степени его сложности, постоянно или периодически) специалистов различного профиля и количества: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, товароведов, маркетологов и т. п.

Дизайнер призван выступать в роли координатора деятельности коллектива разработчиков проекта и консультантов, так как именно благодаря дизайнеру достигается целостный и всесторонний подход к объекту разработки.

4.Принцип методической обусловленностизаключается в обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей художественно-конструкторской документации (с учетом специфики объектов разработки и конкретизации общей методики дизайна).

5. Принцип гуманистической направленности подразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования. Антропоцентризм дизайна базируется на принципах и идеалах гуманизма (противостоящего идеологии технократизма, практицизма и индивидуализма) как главных и всеобщих критериях оценки всех структурных элементов культуры в ее развитии, и прежде всего человека как творца культуры и ее творения [15].

Принципы дизайна определяют сущность проектирования в целом:

1-й принципобеспечивает единство и целостность объектов дизайн-проектирования;

2-й принцип–высокое качество решения проектных задач в их взаимосвязи;

3-й принцип–организованность и продуктивность творчества;

4-й принцип–совершенство сущности и процесса работы на основе единых методологических установок;

5-й принцип – полноту учета и удовлетворение разнообразных потребностей общества (его макро- и микрогрупп, и индивидов) в соответствии с мерами материально-художественной культуры в ее развитии и мерой человека.

Наши рекомендации