Психологическая игра «Адаптация»
Проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы.
В начале игры отряд делится на микрогруппы. Ведущий объявляет правило: за выполнение заданий участникам игры вручаются жетоны трех цветов (красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует).
Разминка. Каждый участник представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.
Первое задание. Вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп (формируются по желанию). Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
Второе задание. Придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы так, чтобы они не попали в ту группу, которая рисовала). Вручаются жетоны.
Третье задание. «Три «Д» (Друг Для Друга): придумать задание соседней группе. Вручаются жетоны, ребята с красными жетонами переходят в другую группу.
Четвертое задание. Ведущий дает одинаковое задание творческого характера каждой микрогруппе.
Игра заканчивается коллективным обсуждением и вручением лидерам групп отличительных знаков.
Обучающая игра «Стили лидерства»
Цель: обучение ребят разным стилям управления коллективом и анализу действий организатора коллектива, анализу собственной позиции в структуре взаимоотношений.
Содержание игры: прожить три стиля управления – демократический, авторитарный, попустительский. Любой из этих стилей выражает яркий тип отношений:
– демократический – коллегиальность принятия решений, соотнесение собственной точки зрения и коллективной, поиск компромисса;
– авторитарный – единоличное принятие решений, игнорирование других точек зрения;
– попустительский – формальное руководство, отсутствие контроля.
Игру можно проводить в двух вариантах:
I вариант. Ребятам предлагается проиграть каждый стиль лидерства. Отряд делится на три группы (три стиля управления). Каждой группе дается задание – подготовить отрядное дело определенным способом. Задания должны быть равноценными (дело может быть только одно, основное внимание уделяется именно отношениям). Перед игрой выбирают группу экспертов, которая дает характеристику каждому стилю, следит за действиями лидера в игре. Может быть выбрана и группа аналитиков, социологов, задача которой – собрать мнения ребят. Позиция вожатого – участник игры. В процессе анализа игры важно обратить внимание на позитивные и негативные стороны определенного стиля лидерства, отметить ситуации, где эти стили имеют место.
2 вариант. Ребята не знают о начале игры. Все три стиля лидерства демонстрируют или вожатые, или существующие лидеры отряда. Игра должна проводиться небольшой группой в определенный промежуток времени (например, три часа). По истечении этого срока ребятам предлагается проанализировать, что им понравилось, кто из лидеров учитывал их мнение, в каком случае был достигнут наилучший результат.
Игра «Куча-мала»
Реквизит игры: табло для фиксирования результатов игры, набор кубиков или карточек разного цвета, каждый из которых пронумерован. По количеству кубиков или карточек готовятся задания разного уровня сложности и разного содержания. Призы – как индивидуальным победителям в конкретных конкурсах, так и команде-победительнице .
Подготовка к игре. Создание команд, в каждой из которых не больше семи человек. Создание групп поддержки, для которых будут организованы специальные конкурсы. Распределение ролей между вожатыми: один работает с командами, второй – с группами поддержки. Приглашение жюри (3 человека), оно работает с «табло игры», выставляя туда оценки за каждый конкурс.
Ход игры: на столе в центре игрового зала располагаются кубики или карточки, так называемая «Куча-мала». После того как созданы команды и группы поддержки, по жребию команды вступают в игру. Команда выбирает карточку или кубик. После этого ведущий зачитывает задание.
Команда выбирает себе соперников. Во время подготовки команд к конкурсу с группами поддержки проводятся мини-конкурсы, игры и т. д. Победившая команда вновь делает выбор конкурса и соперника. Так продолжается до тех пор, пока все карточки не будут разобраны. Итоги игры подводятся по количеству баллов, заработанных командой, и баллов, полученных группой поддержки.
Победителям игры предлагается, например, возглавить творческие группы.