Занятие 20. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине

(с придумыванием предшествующих и последующих событий)

Цели:

коррекиионно-образовательная:

— учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий;

коррекиионно-развиваюилие:

— развивать у детей умение подробно объяснять свои действия;

— развивать у детей умение рассказывать по плану;

— закреплять у детей знания по теме; коррекиионно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения.

Оборудование:сюжетная картина «Случай на улице» {рис. 20); модель перекрестка из конструктора; три светофора, с выделенным красным (первый светофор), желтым (второй) и зеленым (третий) светом.

Предварительная работа:провести экскурсию на перекресток (наблюдать за движением транспорта и пешеходов), с дальнейшим анализом увиденного; чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»; работа с конструктором по теме «На улице» (изготовление модели перекрестка).

 
  Занятие 20. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине - student2.ru

Конспекты занятий по развитию связной речи

Ход занятия

/. Организационный момент.

Логопед встречает детей у модели перекрестка, которая была построена детьми в группе и проводит игру «Красный, желтый и зеленый»: у каждого ребенка в руках по маленькой машинке, и они «проезжают» перекресток, а логопед выставляет перед ними светофоры. Дети должны правильно среагировать на свет светофора и объяснить, почему они так сделали: «Я остановился, потому что зажегся красный цвет», «Я поеду дальше потому, что горит зеленый» и т.д.

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о случае, который произошел на улице. Выставляется картина.

3.Беседа по картине.

— Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Весна.)

— Чем вы можете доказать, что это весна? (Люди одеты в пиджаки, куртки, кофты; на головах у них шляпы и береты.)

— Чем удивлены и перепуганы прохожие?

— Почему мальчики решили так покататься на машине?

— Как вы думаете, машина стояла на месте или двигалась?

— Можно ли так поступать детям (и не только)?

— Чем может закончиться такое развлечение?

Конспекты занятий по развитию связной речи_________ 69

- А чем закончилась история Вити и Жени? Попробуйте придумать окончание истории.

- Какие советы вы можете дать другим детям о поведении на улице?

4.Составление плана рассказа.

Логопед просит детей еще раз рассмотреть картину и задает следующие вопросы:

- Как можно назвать наш будущий рассказ?

- О чем вы будете говорить в начале рассказа?

- Как вы его продолжите?

- Чем закончите рассказ?

По ответам составляется план, например:

1. Пришла весна.

2. Прогулка друзей.

3. Так делать нельзя!

План повторяется несколькими детьми, а затем по цепочке дети составляют рассказ.

5.Физкультминутка.

Игра «Шофер» с воображаемым предметом.

Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки).

6.Рассказы детей.

Составлять рассказы можно как по цепочке, так и индивидуально. Главным выводом из рассказа должна быть мысль, что шалить на дороге опасно для жизни.

 
  Занятие 20. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине - student2.ru

Конспекты занятий по развитию связной речи

Примерный рассказ, составленный детьми Наступила долгожданная весна. Витя и Женя после школы решили прогуляться. Они вышли на улицу и увидели машину, которая отъезжала от тротуара. Витя предложил прокатиться, и Женя согласился. На ходу Витя запрыгнул на машину, а Женя немножко отстал. Витя стал ему помогать. Тут их заметили прохожие. Они с ужасом наблюдали за происходящим. Некоторые из пешеходов стали кричать и подавать знаки водителю остановиться. Водитель понял, что что-то не так, и остановил машину. Он вышел из машины, а перепуганные дети соскочили с машины и стали убегать. Им стало не только страшно, но и стыдно за свой поступок.

7. Итог занятия.

— Как называется рассказ, который вы сочинили?

— Почему нельзя поступать так, как поступили Витя и Женя?

Занятие 21. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» Цели:

коррекционно-образовательная:

— обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту;

коррекционно-развиваюшие:

— развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;

— активизировать словарь прилагательных;

— упражнять детей в работе над деформированной фразой;

Конспекты занятий по развитию связной речи 71

коррекиионно-воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.

Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед).

Предварительная работа:чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает...», игры: «Подбери признак», «Наоборот».

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Подбери признак»

— Лето (какое?) — жаркое, теплое, солнечное и т.д.

— Зима (какая?) — белоснежная, лютая, суровая и т.д.

— Осень (какая?) — золотая, дождливая, урожайная и т.д.

— Весна (какая?) — долгожданная, теплая, ранняя и т.д.

2. Объявление темы.

Логопед просит детей назвать свое любимое время года. (Ответы детей.)

Сегодня мы узнаем, какое любимое время года у мальчика Мити из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»*.

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 116—117).

Занятие 20. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине - student2.ru 72 Конспекты занятий по развитию связной речи

3.Чтение рассказа.

После прочтения рассказа логопед задает минимальное количество вопросов. Например:

— О чем говорилось в рассказе?

— Кто главный герой?

4.Игра «Составь предложение».

— На, зимой, кататься, весело, санках.

— На, хорошо, лугу, весной, зеленом.

— Много, в, летом, лесу, ягод.

— Яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

5.Физкультминутка. Русская песенка

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
С радостью, с радостью, С великою милостью: Идут по кругу В обратную сторону.
Со льном высоким, Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.
С корнем глубоким, Приседают, опускают руки.
С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.

6. Повторное чтение рассказа с истановкой на пересказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

— О ком этот рассказ?

— Какое любимое время года у Мити?

— Почему все времена года Мите нравились?

Конспекты занятий по развитию связной речи 73

Наши рекомендации