Поздняя архаика (530–500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя
«Кора в пеплосе» как пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости — больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом.
Всеобщей известностью пользуется статуя коры в пеплосе (илл. 16), принадлежащая талантливому аттическому ваятелю, имени которого мы не знаем. Она высечена из паросского мрамора около 530 года до н. э. Мастер изобразил неподвижно стоящую девушку в длинном пеплосе из шерстяной ткани, схваченном поясом. На ее плечах — накидка из более плотного материала, а под пеплосом тонкими линиями обозначен льняной хитон. Ниспадающие складки хитона подчеркивают стройную фигуру. Голову коры украшал несохранившийся бронзовый венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Теплый золотистый цвет мрамора гармонирует с розовато-красным тоном струящихся на плечи волос. Отсутствует четкая симметрия, волосы разметаны и несимметричны, нет жесткой статики, неодинаковое количество складок около пояса. Статуя была раскрашена: черные брови и ресницы, коричневые глаза и губы, зеленые края накидки. Все это придает скульптуре праздничное звучание. По сравнению с аттическими, коры, созданные ионийскими мастерами, кажутся более чувственными и нарядными.
Различия в трактовке ионической традиции на примере коры мастера Антенора [илл.], и т.н. Задумчивой коры
Задумчивая кора (Кора 674, 510 – 500 гг. до н.э., илл. 19). Вот так заканчивается эволюция позднеархаической пластики. Разнофактурность, асимметричность, появляется точка сзади. Эффект тела и одежд стоящего на ветру человека. На наших глазах формируется пластическое мышление. Помимо разницы деталей каждая из них наделяется собственным объемом.
4.Скульптура периода архаики: особенности художественно-образной программы женского образа (на примере развёрнутого описания и сравнения статуи богини с гранатом, статуи Геры с о-ва Самос и Афродиты с голубем)
Гера с острова Самос (первая половина 6 в. до н. э., илл. 4 ). Художник тщательно изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции женской фигуры. Но подлинно реалистических задач такое искусство еще не ставит: задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние, предмет культа, священный и таинственный образ божества. Пьедестал не квадратный, а круглый. Таким образом создается иллюзия кругового обхода. Само тулово постепенно избавляется от фронтальной точки зрения, превращается в цилиндрическую колонну. Появляется разнофактурность материала. Тонкая туника создает эффект мокрых одежд. Складки тонкие, как канелюры. Сверху на фигуру накинута более плотная шерстяная накидка, ее глубокие и широкие складки создают эффект более тяжелой и плотной материи.
Статуя Геры Самосской: интерес к передаче разнофактурности материала, применение закруглённой (колоноподобной) формы тулова, приоритет декоративного решения. Популярность типа, представленного статуей Герой Самосской в пластике первой трети VI в. до н.э.
Богиня с гранатом (начало 6 века до н.э., илл. 5). Под драпировками выделяются ноги, они неплотно прижаты к пьедесталу и друг к другу. Кроме того, здесь передается объем одежды, она вновь показана, как канелюры. Как результат: появляются глубина и объемность складок. Нижняя туника и парадная накидка сверху не слиты между собой. Лицо теряет плоскостность, выделяются скулы, подбородок. Все эти черты свидетельствуют о начале важного шага, когда пластическое мышление начинает побеждать скульптурное. Важна и светотень – ее игра помогает достичь объема, долепить образ. Принципиальную роль играет улыбка: здесь представлена «архаическая улыбка» как характерная черта именно архаической пластики. С наступлением классики улыбка исчезает, на ее место приходят активные позы и абсолютно спокойные лица.
5.Скульптура периода архаики и «строгого стиля»: сравнение особенностей художественно-образной программы в рамках мужского образа (на примере развёрнутого описания и сравнения Аполлона Тенейского, куроса с мыса Сунион и Аполлона Страгфорда).
В статуе Аполлона из Теней подчёркивается решительность, воля, мужественность. Линии контура не такие плавные, как в мелоской скульптуре. Тематика произведения – активность, а не созерцательность. Внимание зрителя притягивает физическая мощь статуи. Скульптор показывает прекрасную фигуру изображённого – тонкую талию, широкие плечи, мускулистые сильные ноги. Аполлон из Тенеи (сер 6в). Здесь при наличии архаической 4-фасадности и фронтальности нет прежней угловатости форм, очертания статуи стали мягче, геометризация в моделировке преодолена. Но самым существенным нововведением является попытка оживить лицо посредством условной улыбки. Аполлон Тенейский (считается произведением коринфского мастера): использование сикионских пропорций, мягкая трактовка деталей тела при сохранении условности в передаче движения [гр.илл.]. Аполлон Тенейский как пример куросов типа Воломандра [гр.илл.].
Монументальная скульптура эпохи архаики отличается статичностью, фронтальностью, малой расчлененностью форм, замкнутостью композиции и условной стилизацией в трактовке человеческого тела; четкие контуры, простой и ясный ритм и сильно выраженные декоративные тенденции свойственны рельефам этого времени. Основные направления в искусстве этого времени связаны с творчеством главнейших эллинистических племен - дорян (Аргос Сикион Спарта Селинунт), ионян (Наксос Парос Хиос Милет), эолян (Ассос). Особо должно быть отмечено искусство Аттики.
Аттическая школа. Начало сложения особенностей художественной программы аттической школы [гр.илл.]. Курос II с мыса Сунион(конец 7 – нач 6) как пример аттической концепции мужского обнажённого тела: упрощённый силуэт, монументальная трактовка тела широкими, обобщающими плоскостями; орнаментальная точность в рисунке деталей лица и волос; постановка оси статуи наискось по отношению к передней плоскости [гр.илл.].