Тема «Королевство волшебных красок»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 г.;
-Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004 r.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-2012 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 2080"24" декабря 2010 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776
- Образовательной программы МОУ Уметской СОШ,утверждённая директором школы приказ №155-1 от 30.05.2011г.
-«Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.
Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Цели курса:
Содержание программы соответствует следующим целям:
- приобщение школьников к миру изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
· ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства,
сформировать у детей:
· интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну,
· эстетическое восприятие произведений искусства,
· представления о видах и жанрах изобразительного искусства,
· представление об архитектуре как виде искусства,
· представление о дизайне как виде искусства,
· представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства..
обучить детей:
— пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
— теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объеме;
— основам народного и декоративно-прикладного искусства;
— основам дизайна;
— основным средствам художественной выразительности
— элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
§ приобщение к искусству, как духовному опыту поколений,
§ овладение способами художественной деятельности,
§
§ развитие творческой одарённости ребёнка.
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, цветотерапия и сказкотерапия. Особенностью программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность.
Формы организации учебного процесса
Наряду в основной формой (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям; интегрированные уроки с музыкой. Предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. Выполнение домашнего задания является вариативным.
Количество часов в год -34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема «В мире сказок»
Творческая мастерская
Лепка сказочных образов (по выбору): Снегурочка, Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (пластилин).
Рисование сказочных образов: «Злой волк» (чернила для авторучек, уголь), «Добрый козлёнок» (гуашь, восковые мелки), Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (гуашь, акварель). Иллюстрирование сказок (по выбору) «Волк и семеро козлят»,»Колобок», «Красная Шапочка» (гуашь).
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
· Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.
· Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
· Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
· Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
· Лепка из пластилина лисы и Колобка .
· Лепка Снегурочки во дворе из снега.
· Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
· Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
· Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
· Рисование сказочного домика (гуашь).
· Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Изобразительное искусство»
Беседы о народном искусстве
Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
· Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
· Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
· Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
· Рисование хохломской птицы (гуашь).
· «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Народное искусство»
Проект №3. Весёлая ярмарка
Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.
МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
Беседы о дизайне
Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.
Беседы об архитектуре
Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и тел.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
· Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
· Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
· Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
· Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
· Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
· Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
· Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
· Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
· Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
· Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
· Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
· Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
· Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
· Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.
·
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Дизайн в нашей жизни»
Изобразительное искусство. Н.М.Сокольникова. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
Часа (1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Стр. | Задачи урока | УУД | Обратная связь | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Радужный мост. Цветовые оттенки. Интегр. с лит. чтением | С.22-24. | Ознакомление с азбукой цвета: спектром, цветовым кругом, основными и составными цветами. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. Расширение представления детей о таком явлении, как радуга. Обучение умению работать с акварельными красками. | Знать цвета спектра; основные и составные цвета. Умение смешивать основные цвета для получения составных. Знание правил работы с акварельными красками. Умение работать с акварельными красками. | Беседа «Такое удивительное явление, как радуга». | ||
2. | Радужный мост Рисование радуги. Интегр. с лит. чтением | С.25-27. | Практическая работа. Составить цветовые оттенки акварелью или гуашью. | ||||
3. | Красное королевство. Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору. Интегр. с лит. чтением | С.28-31. | Развитие зрительного восприятия оттенков красного цвета. Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать различные оттенки красного с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать по памяти и представлению красные ягоды (земляника, малина) и цветы (тюльпан, мак). Освоение приёма рисования «от пятна». Ознакомление с приёмами «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов». | Знание оттенков красного цвета; спектр. Умение передавать оттенки красного с помощью красок. Умение изображать по памяти и представлению красные ягоды и цветы. Знание приема рисования «от пятна»; приёмов «Вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов». | Беседа по картинам. В Серов «Девочка с персиками», В.Суриков «Портрет Ольги». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами красного цвета. | ||
4. | Оранжевое королевство. Рисование цветков ноготков. Рисование апельсина. Интегр. с лит. чтением | С.32-35. | Развитие у детей зрительного внимания. Расширение представления учащихся об оранжевом цвете, развитие умения подбирать различные оттенки оранжевого с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать оранжевые цветы и фрукты. Освоение приёмов «примакивания» всего ворса кисти, «смешения цветов» кистью и приёма «раздельный мазок». | Умение подбирать различные оттенки оранжевого. Умение изображать оранжевые цветы и фрукты. Знание приёмов «примакивания» всего ворса кисти, «смешения цветов» кистью и приёма «раздельный мазок». | Беседа по картинам. Е.Зверькова «Золотая осень»; И.Левитан «Золотая осень». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами оранжевого цвета. | ||
5. | Жёлтое королевство. Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору. Интегр. с лит. чтением | С.36-39. | Развитие у детей зрительного внимания. Расширение представления учащихся о жёлтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умение подбирать различные оттенки жёлтого с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать жёлтые фрукты и цветы. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, обучение умению рисовать кончиком тонкой кисти. | Знание о жёлтом цвете. Умение тонко чувствовать цвет и умение подбирать различные оттенки жёлтого. Умение изображать жёлтые фрукты и цветы. Умение рисовать кончиком тонкой кисти. | Беседа по картинам. Е.Зверькова «Золотая осень»; И.Левитан «Золотая осень». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами жёлтого цвета. | ||
6. | Зелёное королевство. Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору). Интегр. с лит. чтением | С.40-43. | Развитие у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков, умения подбирать оттенки зелёного цвета с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать зелёные фрукты (груши, яблоки). Освоение приёмов смешивания цветов карандашами. Совершенствование умения применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение воспринимать и различать цветовые оттенки. Умение подбирать оттенки зелёного цвета. Умение изображать зелёные фрукты (груши, яблоки). Знание приёмов смешивания цветов. Умение применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Умение фантазировать. | Беседа по картинам. И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу»; И.Левитан «Берёзовая роща» и «Сосны, освещённые солнцем». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами зелёного цвета. | ||
7. | Сине-голубое королевство. Рисование синего моря с рыбками. Интегр. с лит. чтением | С.44-47. | Развитие у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков, умения подбирать оттенки синего и голубого цветов с помощью красок. Обучение умению изображать голубые и синие цветы. Развитие умения рисовать кистью. Совершенствование умения применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение воспринимать и различать цветовые оттенки. Умение подбирать оттенки синего и голубого цветов. Умение изображать голубые и синие цветы. Умение рисовать кистью; применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». | Беседа по картинам. П.Кузнецов «Вечер в степи», В.Серов «Дети», А.Рылов «В голубом просторе», З.Серебрякова «За завтраком». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами голубого и синего цвета. | ||
8. | Фиолетовое королевство. Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики. Интегр. с лит. чтением | С.48-51. | Развитие у детей зрительного восприятия различных оттенков фиолетового цвета. Расширение представления о фиолетовом цвете, развитие умения подбирать различные оттенки фиолетового с помощью красок. Обучение умению изображать по памяти и представлению фиолетовые цветы (астры, колокольчик) и овощи (баклажан). Развитие навыков живописи гуашью, умения использовать приём «смешения цветов кистью». Развитие навыков живописи акварелью, умения использовать приём «последовательное наложение цветов». | Умение воспринимать и различать оттенки фиолетового цвета. Умение подбирать различные оттенки фиолетового. Умение изображать по памяти и представлению фиолетовые цветы (астры, колокольчик) и овощи (баклажан). Знание приёма «смешения цветов кистью»; «последовательное наложение цветов». | Беседа по картинам. М.Врубель «Сирень», П.Кончаловски «Сирень в корзине». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами фиолетового цвета. | ||
9. | Разноцветная страна. Твои творческие достижения. Рисование фантастических картин. | Развитие цветовосприятия у детей. Проверка полученных знаний по цветоведению (порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета). Контроль за уровнем владения живописными навыками. | Знание порядка цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета. Умение фантазировать. | Практическая работа. | |||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство» | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках». Проект №2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук». | |||||
10. | Волк и семеро козлят. Лепка фигурки волка. | С.60-62. | Развитие цветовосприятия у детей. Обучение умению отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты для иллюстрирования. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла рисунка. Обучение умению выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего; объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации. | Умение отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты для иллюстрирования. Умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла рисунка. Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего; объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации. | Беседа «Сказка в творчестве русских художников». Практическая работа. | ||
11. | Волк и семеро козлят. Рисование образа «Злой волк». | С.63-65. | Беседа по картинам. Ю.Васнецов «Сорока-воровка», «Волк и семеро козлят», «Алёнушкины сказки». Практическая работа. | ||||
12. | Сорока-Белобока. Рисование Сороки-Белобоки. Лепка сказочной птицы. | С.66-69. | Развитие у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Обучение умению лепить и рисовать сказочную сороку. Развитие умения подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок. Развитие творческого воображения. | Умение зрительно воспринимать и различать цветовые оттенки. Умение лепить и рисовать сказочную сороку. Умение подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок. | Беседа «Образ сказочной сороки в иллюстрациях Ю.Васнецова. Практическая работа. | ||
13. | Колобок. Иллюстрирование сказки «Колобок». | С.70-73. | Формирование умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Развитие умения образно характеризовать персонажей сказки в рисунке. Развитие умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла. Использование выразительных возможностей цветного фона в иллюстрации. | Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Умение образно характеризовать персонажей сказки в рисунке. Умение использовать выразительные возможности цветного фона в иллюстрации. | Беседа по иллюстрациям. Ю.Васнецов, Е.Рачёв, А.Савченко и Н.Кочергин иллюстрации к сказке «Колобок». Практическая работа. Вылепить лису и Колобка (дома). | ||
14. | Петушок – золотой гребешок. Изображение петушка. | С.74-77. | Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Обучение умению изображать сказочного петушка. Совершенствование умения применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Умение изображать сказочного петушка. Умение применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Умение фантазировать. | Беседа «Образ петушка в иллюстрациях Ю.Васнецова и Е.Рачёва». Практическая работа. Приготовить к след.уроку солёное тесто. | ||
15. | Красная Шапочка. Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. | С.78-79. | Формирование у детей умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Обучение умению лепить из солёного теста. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки, сказочности, необычности происходящего. Умение лепить из солёного теста. Умение в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. | Беседа «Красная Шапочка в иллюстрациях А.Савченко и других художников». Практическая работа. Выполнить рисунок к сказке «Красная Шапочка». | ||
16. | Буратино. Иллюстрация к сказке «Буратино». | С.80-83. | Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие умения подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя, с помощью красок или цветных карандашей. Развитие умения передавать пространство на плоскости листа. Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Умение в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Умение подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя. Умение передавать пространство на плоскости листа. | Беседа «Образы Буратино в иллюстрациях Л.Владимирского, А.Каневского, В.Алфеевского». Практическая работа. | ||
17. | Снегурочка. Лепка Снегурочки из пластилина. | С.84-85. | Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Развитие навыков лепки из пластилина. Обучение умению лепить Снегурочку. Развитие умения иллюстрировать сказки. Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Умение лепить из пластилина. Умение лепить Снегурочку. Умение иллюстрировать сказки. | Беседа «Творчество В.Васнецова и Н.Рериха». Практическая работа. Выполнить иллюстрацию к сказке «Снегурочка». | ||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Сказочные герои» | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект №1. Сделай книжку-раскладушку. Проект №2. Детская картинная галерея. Проект №3. Новогодний карнавал сказочных героев. Проект №4. Вылепи из снега сказочных героев. | |||||
18. | Дымковские игрушки. Повтор дымковских орнаментов. | С.94-95. | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению выполнять дымковские узоры. Обучение навыку пользоваться печаткой-тычком для создания узоров. Воспитание любви к русскому народному искусству. | Знание традиционных народных художественных промыслов. Умение выполнять дымковские узоры. Умение пользоваться печаткой-тычком для создания узоров. | Практическая работа. | ||
19. | Дымковские игрушки. Роспись дымковской «Барыни-сударыни». | С.96-97. | Беседа «Орнамент – украшение предмета». Практическая работа. | ||||
20. | Филимоновские игрушки. Повтор филимоновского орнамента. | С.98-99. | Знакомство детей с филимоновскими игрушками. Обучение умению выполнять филимоновские узоры. Обучение навыкам росписи филимоновских игрушек. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Умение выполнять филимоновские узоры. Умение выполнять роспись филимоновских игрушек. | Беседа«Филимоновские мастера». Практическая работа. | ||
21. | Филимоновские игрушки. Роспись филимоновскими узорами игрушек. | С.100-101. | Практическая работа. Расписать узорами силуэты филимоновских зверей. | ||||
22. | Матрёшки. Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев. | С.102-103. | Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками. Обучение умению рисовать полхов-майданские цветы, ягоды, листья. Совершенствование умения применять приёмы работы «тычком». Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Умение рисовать полхов-майданские цветы, ягоды, листья. Умение различать загорские, семёновские и полхов-майданские матрёшки. Умение применять приёмы работы «тычком». | Беседа по произведениям народного искусства. Практическая работа. | ||
23. | Матрёшки. Роспись загорских матрёшек. | С.104-105. | Практическая работа. Расписать силуэт матрёшки по своему замыслу. | ||||
24. | Городец. Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок). | С.106-109. | Знакомство с изделиями городецких мастеров. Развитие умения выполнять кистевую роспись. Обучение умению выполнять городецкие узоры. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Умение выполнять кистевую роспись. Знание изделий городецких мастеров. Умение выполнять городецкие узоры. | Беседа «В гости к городецким мастерам». Практическая работа. Нарисовать городецкие узоры: листья или птицу. | ||
25. | Хохлома. Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка». | С.110-113. | Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие навыков кистевой росписи. Обучение умению выполнять хохломские узоры. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Знание изделий хохломских мастеров. Умение выполнять хохломские узоры. Умение выполнять кистевую роспись. | Беседа «Виды изделий хохломских мастеров». Практическая работа. Нарисовать свою сказочную птицу. | ||
26. | Гжель. Роспись посуды гжельскими узорами. | С.114-117. | Знакомство с изделиями гжельских мастеров. Обучение умению выполнять гжельские орнаменты. Развитие навыков кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Знание изделий гжельских мастеров. Умение выполнять гжельские орнаменты. Умение выполнять кистевую роспись. | Беседа «Изделия гжельских мастеров». Практическая работа. | ||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Народное искусство» | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект №1. Выставка творческих работ. Проект №2. Коллекция «народное искусство». Проект №3. Весёлая ярмарка. | |||||
27. | Круглое королевство. Тематический рисунок в круге. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | С.126-127, 135. | Развитие зрительного восприятия и ощущения круглой формы. Обучение умению различать круги, половинки и четвертинки кругов в объектах дизайна. Обучение рисованию кругов. Обучение умению выполнять декор из кругов. Совершенствование навыков живописи гуашью. Развитие творчества. | Умение различать круги, половинки и четвертинки кругов в объектах дизайна. Умение рисовать круги. Умение выполнять декор из кругов. | Беседа по картине. П.Пикассо «Девочка на шаре». Практическая работа. Найти картинки и открытки с предметами круглой формы,наклеить в альбом. | ||
28. | Шаровое королевство. Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. | С.128-129. | Развитие зрительного восприятия и ощущения формы шара. Обучение умению различать шары и их половинки в объектах дизайна. Обучение умению изображать шар. Обучение умению выполнять декор на шарах и мячах. Совершенствование навыков живописи гуашью. Развитие фантазии. | Умение различать шары и их половинки в объектах дизайна. Умение изображать шар. Умение выполнять декор на шарах и мячах. Умение фантазировать. | Беседа по картине. П.Пикассо «Девочка на шаре». Практическая работа. Собрать коллекцию картинок с предметами в форме шара, наклеить в альбом. | ||
29. | Треугольное королевство. Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы. | С.130-131. | Развитие зрительного восприятия и ощущения треугольной формы. Обучение умению различать треугольники в объектах дизайна. Обучение умению рисовать треугольные предметы. Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение различать треугольники в объектах дизайна. Умение рисовать треугольные предметы. Умение фантазировать. | Беседа по картине. К.Малевич «Композиция». Практическая работа. Выполнить аппликацию. Собрать коллекцию картинок с предметами треугольной формы, наклеить. | ||
30. | Квадратное королевство. Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). | С.132-134. | Развитие зрительного восприятия и ощущения квадратной формы. Обучение умению различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Обучение умению выполнять декор из квадратов в технике «аппликация». Развитие фантазии и творческого воображения. | Умение различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Умение выполнять декор из квадратов в технике «аппликация». Умение фантазировать. | Беседа по картинам. К.Малевич «Композиция», Т.Насипова «Оранжевый букет». Практическая работа. Собрать коллекцию картинок с предметами квадратной формы, наклеить. | ||
31. | Кубическое королевство. Роспись бумажных кубиков. | С.136-137. | Развитие зрительного восприятия и различения кубических форм в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения применять знания по цветоведению (основные и составные цвета). Развитие умения рисовать кистью. Обучение умению конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры. Развитие творческого воображения. | Умение различать кубические формы в объектах дизайна и архитектуры. Умение применять знания по цветоведению (основные и составные цвета). Умение рисовать кистью. Умение конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры. | Практическая работа. | ||
Обобщающий урок «В некотором королевстве…» | Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни | Проект №1. Выставка творческих работ. Проект №2. Фотоколлаж из журналов. | |||||
Итоговый урок | |||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни» |
Литература
для обучающихся:
§ - Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс. Н.М. Сокольникова
§ - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.
для учителя:
§ - Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г.
§ - Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 г.;
-Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004 r.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-2012 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 2080"24" декабря 2010 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776
- Образовательной программы МОУ Уметской СОШ,утверждённая директором школы приказ №155-1 от 30.05.2011г.
-«Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.
Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Цели курса:
Содержание программы соответствует следующим целям:
- приобщение школьников к миру изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
· ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства,
сформировать у детей:
· интерес и любовь к