IV. Этапы выполнения рисунка.
1. Рисование силуэта цветка.
Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской –
гуашью.
На палитре смешиваем выбранную краску с белилами. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.
2. Определение центра цветка.
Чистой (не смешанной) краской рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр – в середине цветка, у купавки он смещен влево или вправо.
3. Рисование лепестков.
Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Кисть держим перпендикулярно расписываемой поверхности.
4. Оживка рисунка.
Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки.
Рисунок готов.
V. Практическая работа.
Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение изученного материала.
Вопросы к учащимся:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие изделия городецких мастеров больше всего понравились вам?
– В украшении каких предметов можно увидеть розан и купавку?
– Что такое оживка рисунка?
Урок 19
Декоративное рисование
«Растительный орнамент в полосе»
Цели: закрепить знания об основных элементах цветочного узора в городецкой росписи, об узоре, ритме, композиции; формировать приемы свободной кистевой росписи в декоративной разделке цвета; учить приемам выполнения декоративного изображения листа.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.
Изобразительный ряд: произведения народных мастеров из Городца (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.
Ход урока
I. Организация учащихся.
Учитель. И вот настал долгожданный момент. Мы вновь оказались в волшебной стране Рисовандии. Она на самом деле волшебная. По улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома в ней разноцветные: зеленый дом окружен елями; в синем – плескается морская вода, в белом – живут белые медведи, в черном притаилась сова, а в красном – радуются жизни матрешки…
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке вы составите и нарисуете цветочный узор в полосе из основных элементов городецкой росписи – купавки и розана.
III. Вводная беседа.
Учитель. На предыдущем уроке вы познакомились с изделиями народных мастеров, научились рисовать основные элементы цветочного узора городецкой росписи. Сегодня у вас будет более сложная работа. Вы самостоятельно составите узор в полосе и нарисуете его.
Рассмотрим особенности составления орнамента из элементов цветочного узора городецкой росписи.
Посмотрите на изделия городецких мастеров. Чем они вам нравятся? (Ответы учащихся.)
Кто сможет в росписи показать розан и купавку? (Ответы учащихся.)
Чем похожи розан и купавка? Чем отличаются эти цветы друг от друга? (Ответы учащихся.)
Как узор связан с формой украшаемых изделий? (Ответы учащихся.)
Как отражен ритм в узоре?
Что такое ритм? (Ритм – это повторение узора в орнаменте.)
Физкультминутка
Подвижная игра «Веселый хоровод».
Ножками затопали,
Зашагали по полу,
Топ-топ-топ,
Топа-топа-топ.
Скачут словно зайчики –
Прыг, прыг, скок.
Девочки и мальчики –
Прыг, прыг, скок.
Прыгают как белочки –
Прыг, прыг, скок.
Мальчики и девочки –
Прыг, прыг, скок.
Ходят дети ножками,
Ножками – сапожками.
Топ-топ-топ,
Топа-топа-топ.
Топаем мы ножками,
Но хлопаем – ладошками.
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.
У лягушек по дорожке
Тоже скачут, скачут ножки.
Ква-ква-ква,
Ква-ква-ква.
Ходят, ходят ножками,
Ходят по дорожке.
Топ-топ-топ.
Топа-топа-топ.