Три раздела (аспекта изучения) семиотики
Раздел | Предмет изучения | |
Синтактика | отношения между знаками | Светофор: 1) красный + желтый |
Семантика | отношения между знаками и обозначаемым предметом, т.е. содержание знаков | 1) стоять |
Прагматика | отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим. | 1) Адресуется водителю и пешеходу |
Речевое общение. Функции речи.
Характеристики структуры речевого общения
К основным функциям языка относятся:
а) конструктивная (формирование мыслей);
б) коммуникативная (функция обмена информацией);
в) эмотивная (выражение отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);
г) воздействие на адресата (делового партнера).
Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение.
Важнейшей функцией речи (языка) как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. В речи мысль не только формулируется, но и формируется.
ЛЕКЦИИ 7
Невербальная коммуникация
НВК - это неречевое, несловесное общение, осуществляемое посредством жестов, мимики, телодвижения, свойств голоса, тона, пауз и т.д.
Невербальные коды (знаковые системы)
Названия | Характеристика |
Кинестика / кинесика | телодвижения человека |
Жестика | жестовые движения отдельных частей тела, прежде всего рукой |
Мимика | движение мышц лица |
Пантомимика | моторика тела:, проявляемая в позе, осанке, поклонах, походке |
Паралингвистика /паралингвистическая знаковая система | |
Экстралингвистика / вокалика /просодика | система вокализации, т.е. качества голоса, его диапазон, тональность |
движение глаз | |
Такесика / хаптика | Касания |
Проксемика | организация пространства общения / расположение коммуникантов в процессе общения |
Ольфактика | запахи |
Хрономика | Время |
"Алфавит" жестов можно разбить на пять групп:
1. Жесты – иллюстраторы – жесты сообщения, движения телом, руками.
2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо: улыбка, кивок и др.
3. Жесты – эмблемы– это своеобразные заменители слов или фраз в общении.
4. Жесты–адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.
5. Жесты–аффекторы – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определенные эмоции.
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация (МЛК) – это коммуникация между двумя индивидами, вступившими в непосредственный контакт, который осуществляется на межличностном субъект-субъектном уровне
Подлинная межличностная коммуникация - это обязательно контакт людей лицом к лицу, «тет-а-тет» без какого-либо физического посредника или технического устройства, взаимодействие, осуществляемое напрямую с использованием вербальных и невербальных средств (знаков) в пределах визуального восприятия.
· Исторически смыслом человеческой коммуникацией было не столько передача информации, сколько побуждение или принуждение другой стороны (получателя) к выполнению того или иного действия. В стандартном коммуникативном акте важны именно невербальные реакции на сообщение. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Отправителя к действиям Получателя информации.
· Можно утверждать, что именно ради этого в 1-ю очередь реализуется передача значений (смысловой информации) между людьми. И именно этот аспект коммуникации особенно важен и для рекламы, и для паблик рилейшнз.
Средства/технологии коммуникации (как?) определяют восприятие людьми окружающей действительности как "объективной реальности" (что?).
· Архаический человек жил в тотально акустическом мире, где звуковые ритмы, песнопения, шаманские заклинания,
речи вождей и жрецов ориентировали людей в общении с природой, социальным окружением и самими собой. Люди доверяли тому, что слышали.
· 1-ая соц.-коммуникативная революция: письменность вытеснила слух во имя зрения, превратив
слышимое в видимое и организованное по типу процесса чтения, где логика и риторика, ораторское искусство и техники визуальной коммуникации создали конвейер, сократили расстояния, обособили человека до индивидуальности.
· 2-ая соц.-коммуникативная революция: книга — средство свободного обращения со временем (можно вернуться к ранее прочитанному или сразу узнать финал, развивая воображение).
· Гусиное перо, книгопечатание и воображение родило авторство, города, архитектуру, армии, дороги и бюрократию
· 3-ая соц.-коммуникативная революция: радио, телеграф, телефон
· 4-ая соц.-коммуникативная революция: информационные технологии, начиная с радио и до Интернета, отменили чтение, выдвинув на первое место визуальное: образы (имиджи), вовлекающие огромные массы людей в единое зрелище-представление, активируя слух и воображение, сенсорику тактильности, психоэнергетики, реставрируя "неоархаику" — первобытные чувства и эмоции, от которых человечество удалилось благодаря изобретению грамотности.
· Мир становится «глобальной деревней» благодаря тотальным (массовым) коммуникациям: локальное, например, болезнь президента или его поведение, становится достоянием масс, а массовое и публичное безжалостно вторгается в локальное, приватное и интимное, определяя семейную и внутреннюю жизнь каждого из нас.
· Если в традиционных обществах "старости" — стереотипы, мифы, легенды и традиции, вес время повторяясь, скрепляют социальное единство и целостность общества, то сегодня таким "социальным клеем" являются новости (информация, которую надо знать всем для ориентации в социальности, для выживания и сценирования собственной жизни). Новости, известные всем, оправдывают и узаконивают сложившийся образ мира не менее успешно, чем "старости" традиционного общества. Именно во второй половине XX в. СМИ становятся "четвертой властью". СМИ - "социальный лифт", механизм формирования и крушения имиджей, репутаций, политических и финансовых позиций.
· "Информационное общество" (постиндустриальное или "общество потребления") созидается посредством массовой коммуникации /МК/, объединяющей и/или разделяющей людей на группы и "неоплемена" (Бауман) в связи с различиями в отношении к массовой информации или знаковым предметам престижного потребления. Информационное общество конструируется МК за счет создания для масс "общей" картины мира, имиджа и образа жизни той или иной отдельной общности, трансляции от поколения к поколению культурных ценностей, предоставления массовой аудитории развлекательной и мотивирующей информации.
· Черты информационного общества, где доминирует МК:
• общество от знания фактов перешло к информированности, от знаний о мире к "знаниям знаний" — к интерпретационным
картинкам (главное — не факты и реалии, а что массы считают
таковыми);
• от доверия к персональному опыту информационное общество перешло к доверию виртуальным, знаково-символическим реальностям, имиджам и мнениям "знаковых фигур";
• с одной стороны, МК культивируют наивность восприятия мира "благородным дикарем", а с другой — навязывают статусное и престижное потребление, разделяющее и классифицирующее
людей;
• век МК – это "век толпы или массы", когда пространственно распределенные и несвязанные друг с другом люди под воздействием нерефлексивно воспринимаемых сообщений способны превращаться в толпу;
• электронные СМИ фальсифицируют (семиотизируют) социальные отношения, превращая их в симуляцию социальной реальности.
• сегодняшний специалист масс-медиа (СМИ) "информируется", ему вручается информация для исполнительного участия в символических битвах элит за власть и распределение
собственности (информирование — сообщение фактов, пропаганда— сообщение идей, идеологии);
• сенсация и новость, нестандартное развлечение или новая потребность (желание) становятся критериями профессионализма бизнесменов от СМИ, признания начальством и коллегами; при
этом, например, имиджсамого журналиста (особенно наТВ)
становится неотъемлемым от информации, входя вее значимую
форму;
• журналисты, арт-шоу-бизнесмены, компьютерные программисты, умеющие добывать или организовывать сенсационную информацию, придумать новое развлечение, создать более простое и эффективное программное обеспечение — элита соответствующих профессий ("медиакратия");
• "информированность" общества напрямую зависит от
журналистов, умеющих оказаться в нужное время в нужном месте,
от арт-шоубизнесменов, способных предугадать потребность
(желание) масс, от программистов, сумевших распространить в сети Интернет новую симуляцию социальной информации исоциальных связей людей.
• Благодаря МК потребители информации: а) идентифицируютсебя с той или иной группой, сообществом, стратой, элитой: быть неинформированным — значит быть "маргиналом"; б) воспринимают СМИ как "глаз и глас" общественного мнения или общественности: "газеты не врут"; в) осваиваютспециализированные знания как "знания экспертов", где различия в позициях и мнениях усиливают эффект "истинности" таких знаний: последняя санкционируется фактом публикации.
Ø Спорт и балет можно рассматривать как специфические формы коммуникации. Почему, в чем между ними общее и в чем различия?
Ø Какие действия следует совершить ПР-специалисту на посткоммуникативой стадии, скажем, после проведения ПР-кампании?
Ø И рекламные, и PR-тексты размещаются на страницах газет, но это размещение отличается друг от друга. Есть несколько отличий, в чем они? Какие есть преимущества и недостатки того и другого.
Ø Опишите ритуал, обряд (например, свадьба, награждение ) как коммуникативное действие; охарактеризуйте его с точки зрения средств и уровней коммуникации.