Тема 3. Натурализм во Франции.

Эмиль Золя (2 часа).

ВО П Р О С Ы

1. Философия позитивизма и ее роль в формировании натуралистического метода

2. Огюст Конт и Ипполит Тэн

3. Эстетические принципы натурализма

4. Литературные статьи Эмиля Золя, его концепция романа

5. Замысел и структура цикла «Ругон-Маккары»

6. Черты натурализма в романе «Жерминаль»

7. «Жерминаль» как часть «Ругон-Маккаров»

8. Символика и мифологизм в романе «Жерминаль»

9. Смысл названия романа «Жерминаль»

10. Золя о социалистическом движении в романе «Жерминаль»

К О М М Е Н Т А Р И И

Во второй половине 19 века в Европе широко распространяется новое учение, основанное на теории эволюции Дарвина и достижениях естественных наук, - позитивизм. Слово «позитивный» («положительный») в этой системе противопоставлялось не «отрицательному», а «спекулятивному» - так называли в 19 веке умозрительную философию (Гегель, Кант, Беркли и т.п.). Общие рассуждения мыслителя признавались не объективными, философия должна основываться на точном знании - положительных науках (т.е. точных и естественных – физиологии, физике, химии и прочее).

Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Главное сочинение Конта – «Курс позитивной философии» (1830). По мнению О.Конта, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причинах явлений, а только о том, как они происходят. Исследование должно восходить к факту. Огюст Конт предложил теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: на первой – теологической – все явления получают религиозное объяснение; вторая – метафизическая – заменяет сверхъестественные факторами сущностями, причинами, логикой; задача этой стадии критическая, разрушительная, она готовит третью и наивысшую – позитивную или научную. В ней воображение подчиняется наблюдению. Все, что не есть объяснение факта, не имеет смысла. Отсюда агностицизм Конта: мы не можем знать конечные причины явлений, наше изучение всегда относительно и не абсолютно. Вопросы, на которые нельзя ответить, и не должны быть поставлены, - считает Конт. Таким образом, он ставит под сомнение саму специфику философии как направления культуры. Именно Конту принадлежит широко распространенное во второй половине 19 века суждение о том, что наука и религия не совместимы. «Я предпочитаю точное смутному», - говорил Конт. Нужно основываться на здравом смысле. Конт ввел в философию новую категорию - полезности. Мораль должна основываться не на каких-то «вечных ценностях», а на целесообразности. Мораль может меняться со временем и зависеть от особенностей народа. В социальной части своей системы Конт выдвигает идею коллектива вместо личности и идею прогресса как постоянного поступательного движения общества, основанного на достижениях науки и техники. Огюст Конт предвосхитил появление технократизма в Европе, получившего мощноеразвитие уже в 20 веке.

Вторым крупным философом-позитивистом во Франции был Ипполит Тэн (1828 – 1893). В своей теории познания Тэн – материалист: он мечтает о создании «науки вещей и фактов», говорит о необходимости «преодоления галлюцинаций и иллюзий», а критерием истинности считает «взаимную согласованность представлений». Ипполит Тэн является родоначальником культурно-исторической школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетический анализ искусства как общественного явления. Основным стержнем философской системы Тэна является детерминизм, (принцип обусловленности), который он возвел на уровень «вечной аксиомы» или «доминирующей способности», из которой логически можно вывести все остальные свойства предмета. Тэн распространяет биологические закономерности на социальные и идеологические изменения. Сама «доминирующая способность» определяется тремя условиями - «расы, среды, момента» - из которых важнейшим является среда. Под расой имеются в виду врожденные свойства, национальные особенности народа; под средой – общественные условия и природа; под моментом - историческая эпоха. Как отмечает Е.Эткинд, концепция общественных и идеологических явлений Тэна может быть определена следующими положениями: 1) сведение причины к абстрактному обобщению – «доминирующая способность»; 2) абсолютный детерминизм, предполагающий полное отсутствие свободы воли у индивида; 3) механистическое отождествление мира природы с социальным миром. Тэн рассматривает человеческое общество как организм, как живое существо.

Ипполит Тэн оказал большое влияние на молодого Золя. В одном из интервью Золя признавался: «Я испытал три влияния: влияние Мюссе, влияние Флобера, влияние Тэна. Последнего я прочел в возрасте двадцати пяти лет, и когда я читал его, во мне затрепетала присущая мне жилка теоретика, позитивиста. Могу сказать, что в моих книгах я использовал его теорию наследственности и среды, что я применил ее к моим романам».

На основе позитивизма возникло новое эстетическое направление -

Н А Т У Р А Л И З М.

В 1865 году выходит роман братьев Гонкуров «Жермини Лассерте», с которого и начинается новая школа. В нем изображена жизнь простой девушки, служанки, подверженной порочным страстям. Новым был выбор героини и вид детерминизма (наследственность). В романе отсутствовал четкий сюжет, был изображен «кусок жизни». Позже в духе натурализма стали творить такие писатели, как Доде, Мопассан, Золя.

Принципы натурализма

1. Верность природе.

2. Объективизм, фактографичность.

3. Биологический детерминизм, научность.

4. Изучение наследственности и среды.

5. Отказ от психологизма.

6. Отказ от принципа отбора.

7. Автор должен быть протоколистом, хроникером, не высказывать своих суждений и эмоций.

8. Отказ от стройной композиции с ее завязкой, кульминацией и развязкой. Изображать жизнь в ее течении.

9. Герои, как правило, представители беднейших слоев населения.

10. Интерес к изображению грязи – физической и нравственной.

11. Вместо индивидуума изображение группового или коллективного героя - толпы, народа, массы.

12. Нагромождение деталей, описаний обстановки, предметов, вещей ради них самих.

13. Принцип изучения, исследования преобладает над принципом воображения.

14. Отказ от типизации характеров.

15. Мрачная атмосфера действия, сумрачные краски в пейзаже и описании жилищ.

Эмиль Золя (1840 – 1902)

Творчество Золя начинается в 60-е годы. В это время Золя находится под большим влиянием романтизма (Гюго и Мюссе). Его первое произведение сборник рассказов «Сказки Нинон» (1864), название которого говорит само за себя – это фантастические, чудесные истории о принцах и русалках. Больше ничего подобного Золя никогда не писал. Через год был написан роман «Исповедь Клода», в котором романтические тенденции сочетаются уже с натуралистическими, но первый, действительно, натуралистический роман - «Тереза Ракен» (1867). В 60 годы были написаны и первые работы Золя об искусстве. В них он еще полемизирует с Тэном по вопросу об индивидуальном (считает, что писатель не может быть безличным). Натуралистическая эстетика сложилась в творчестве Золя только к 80м годам 19 века.

Наши рекомендации