Ill. Беседапотемеурока, работасучебником
Откройте учебник на с. 102-103, прочитайте текст. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на следующие вопросы.
1. Какие детали из тех, что нарисовал художник, говорят о том, что в этом городе отмечается праздник?
2. Какие объекты улицы (дома, стены, деревья и др.) празднично украшены?
3. Какие краски преимущественно использованы для передачи праздника в городе?
4. В какое время суток художник запечатлел моменты праздника в городе?
5. По каким признакам можно отличить разное время суток на рисунках?
6. Что еще можно украсить во время праздника в городе? Когда в 1957 г. в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, наша столица была нарядно украшена. Причем вее украшении участвовали даже дети — жители тех домов, которые расположены в самом центре Москвы, где и проходили наиболее значительные мероприятия фестиваля. В Москву тогда приехало множество гостей — молодежь и студенты со всего мира, и ребята старались украсить даже окна, чтобы все видели, как москвичи рады гостям, и чтобы проявить свое знаменитое московское гостеприимство. В детских журналах того времени художники печатали свои варианты оформления окон — простые и сложные. И многие дети по этим эскизам украшали свои окна: вывешивали нанизанные на нитки разноцветные бумажные кружочки, выставляли нарисованные на бумаге забавные фигурки.
— Какие еще вы знаете праздники, когда город нарядно украшают? (Масленица, 1 мая — праздник весны, День города.)
IV. Работавтетради
Откройте тетради, запишите в них тему сегодняшнего урока: «Праздник в городе». И далее — поставьте точку и допишите: «Украшение города».
Вам предстоит нарисовать городской уголок и добавить к нему элементы декора так, чтобы сразу было видно — в городе сегодня праздник. Как и на предыдущих уроках, вы можете совместить разную технику выполнения задания. Например, уголок города нарисовать, а праздничные украшения для него выполнить с помощью разноцветной аппликации.
V. Пояснениезадания
— В каких местах города может проводиться праздник? (На улице, на центральной площади, у школы, в сквере, у фонтана, на стадионе, в парке.)
- Может проводиться праздник на водоеме? (Да.) Конечно, например, в августе в нашей стране отмечается Деньфизкультурника. И в этот день физкультурники города могут показать свое мастерство, продемонстрировав его перед зрителями в открытом плавательном бассейне или в другом водоеме.
- Как может быть украшен такой праздник? (Воздушными шарами, плакатами.)
— Можно ли проводить праздник возле военного мемориала? (Да, если это праздник военный, серьезный, торжественный.)
- Как может быть украшен такой праздник? (Макетами военных орденов, венками и гирляндами из еловых веток, перевитых гвардейскими ленточками, салютом.)
Видите, какие разные приемы можно использовать для украшения города в разные праздники, какое разнообразие декоративных деталей оформления можно применить.
Изучая театральные афиши, вы узнали, что каждая афиша должна обязательно отражать содержание спектакля, о котором она сообщает. Точно так же городское оформление к тому или иному празднику должно соответствовать содержанию праздника, тематике, его символам.
VI. Выбортемыдлявыполнениязадания
Для начала вам необходимо определиться с тем, какой праздник вы хотите выбрать как объект для вашей работы.
В какое время года отмечается праздник, который вы выберете?
В какое время года отмечают встречу Нового года? (Зимой.)
Значит, на рисунке должны присутствовать зимние приметы - в одежде людей, в деталях природы. При изображениипраздничных особенностей города вы можете показать детскиеразвлечения. Многие праздничные аттракционы бывают довольно оригинальными. Скажем, сейчас не в диковинку, если на территории летнего праздника вдруг будет открыт настоящий каток или построена высокая снежная гора. Конечно, и лед, и снег на горе будут сделаны из синтетических материалов. Но такие неожиданные моменты придадут вашим работам детали новизны и неожиданности.
VII. Выполнениесамостоятельнойработы
Если вы уже определились с темой вашего городского праздника и местом его проведения, то можете сделать его эскиз в тетрадях. А потом с помощью этого эскиза надо изобразить рисунок территории, где проводится праздник, и детали, по которым станет ясно, что мы действительно видим праздничный день. (Школьники приступают к выполнению работы.) подумайте, в каких случаях вы можете использовать в ваших работах технику аппликации.
VIII. Физкультминутка
Чтобы вы немного отдохнули, проведем физкультминутку. (Педагог читает стихотворение «Дворник» с одновременным исполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют и школьники.)
Дворник дверь два дня держал,
(Дергаютруками «на себя».)
Деревянный дом дрожал.
(Руки дрожат.)
Ветер дергал эту дверь,
(Качают поднятыми вверх руками.)
Дворник думал: это зверь.
(Приставляют руки к голове, изображая рога.)
IX. Завершениесамостоятельнойработы
(Школьники возвращаются к своим работам и завершают их.)
X. Защитатворческихпроектов
Мы продолжаем знакомиться с вашими самостоятельными творческими работами — проектами. Кто сегодня проводит защиту своих проектов?
(Защита творческих проектов.)
XI. Рефлексия
— Какую работу вы выполняли сегодня на уроке?
— Какова роль братьев-Мастеров в украшении города к празднику?
А теперь сочиним синквейн на тему «Праздник». Сегодня вы продемонстрировали свои возможности, став художниками городского праздника. Послушайте стихи про городской праздник.
Праздник в городе настал —
Выходи навстречу!
В парке будет карнавал,
И салют намечен.
Разукрашен город наш –
Флаги, транспаранты!
У девчат на головах
Праздничные банты.
Мы несем с собой шары,
Фрукты, сувениры.
Веселее всех лицо
У Агаповой Иры.
М. Давыдова
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Приведите в порядок свои рабочие места. На следующем уроке мы попробуем устроить настоящий школьный карнавал. Для этого вы можете воспользоваться изготовленными на уроках масками — театральными и карнавальными. Подумайте, может быть, вы еще добавите к маске какие-нибудь костюмные элементы. А будет еще лучше, если к своему костюму вы подберете подходящее стихотворение или песню.
В этой четверти вы учились делать кукол для кукольного театра. Всем понравится, если кто-то покажет отрывок из кукольной театральной постановки. Тогда в ходе праздника получится настоящее театральное представление.