VIII. Сочетаниеразныхматериаловвработе
- Из каких материалов можно выполнить декоративные дополнения к основе масок? (Из тканей, пластмассы и стекла.)
Кружевную занавеску для нижней части можно выполнить не только из тюля или капрона, но и из тонкой, гофрированной бумаги, собранной в сборку. Ее можно оформить, вырезав ножницами по нижнему краю бумаги фестоны — зубчики, воланы.
- Как и чем ее можно украсить? (Пришитыми бусинками, звездочками и шариками, выполненными из фольги и приклеенными.)
- Какие материалы при этом используются? (Легкая и прозрачная ткань, недорогая бижутерия, фурнитура, фольга.)
Очертания вырезанных отверстий для глаз можно оформить, приклеив по их контурам кружочки конфетти, блестящие, вырезанные из фольги кружочки.
Верхнюю часть маски также можно разнообразить приклеенными деталями. По бокам полумаски можно прикрепить полоски бумаги, накрученные на карандаш. Образуются своеобразные «локоны». Еще такие локоны можно вырезать из полосок поролона, окрашенного акварельными красками. Можно изготовить из фольги шарики, нанизать их на нитку, как бусы, и такими гирляндами украсить полумаску по бокам.
Придумайте свой вариант украшения маски и выполните его.
IX. Заданиядлясамостоятельноговыполнения
Представьте, что вы даете о ваших масках интервью на радио. Разбейтесь на пары. Пусть каждый из вас придумает 5—6 вопросов к своему собеседнику и задаст их. Вопросы должны касаться сегодняшней работы.
X. Рефлексия
Сегодня вы познакомились с правилами изготовления простейших карнавальных масок и их оформлением.
- Что такое карнавал?
- Чем бывает интересным проведение карнавалов?
- Что является непременными атрибутами карнавалов?
- Какие детали для проведения карнавалов вы можете смастерить собственными руками?
- Какие материалы вы использовали для изготовления карнавальной маски?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании карнавалов и карнавальных масок?
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XI. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Приведите в порядок свои рабочие места. На следующий урок принесите альбомы и принадлежности для рисования и аппликации.
Кроме того, на следующем уроке вы можете начать защиту своих творческих проектов. Кто из вас готовит такой творческий проект? Кто готов на следующем уроке рассказать о нем?
Урок 24. Афишаиплакат
Цели: познакомить с назначением афиши и плаката; продемонстрировать образцы плакатов; научить приемам создания театральных афиш; провести защиту самостоятельных творческих работ.
Вид деятельности: работа с бумагой - рисование, аппликация.
Планируемые результаты: школьники приобретут знания о новых составных частях мира театра; применят творческие приемы в работе.
Оборудование: образцы театральных афиш и плакатов разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски и принадлежности для работы с аппликацией.
Ключевые слова и понятия: афиша, плакат, лаконизм.
Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ходурока
I. Организационныймомент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводноеслово
— Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке?
— В каких известных вам фильмах показываются карнавалы? Посмотрите: вот фотография, на которой изображена сценаиз театрального спектакля - оперы. Спектакли любого театра идут в специальных помещениях — зрительных залах.
— А кто такие зрители? (Зрители — те, кто пришел в театр, чтобы посмотреть спектакль.)
— Где обычно сидят зрители в зрительных рядах? (В удобных креслах.)
На возвышении перед зрителями идет спектакль.
— Как называется такое возвышение для показа спектакля? (Сцена.)
Видите, по краям сцены развешен занавес: когда в спектакле объявляют перерыв или когда спектакль окончен, занавес закрывается — он сдвигается, загораживая сцену.
Повторите вслед за мной эти слова — сцена, занавес, зрительный зал.
(Школьники повторяют слова, педагог может указкой покапывать по иллюстрации отдельные элементы атрибутики театра.)
А чтобы зрители знали, какой спектакль будет показан в театре, вывешивают специальные объявления — нарядные, красочные. На них пишут название спектакля, рисуют его героев, перечисляют фамилии актеров, которые будут участвовать в постановке.
- Каким словом называется такое театральное объявление? (Афиша.)
(Педагог демонстрирует образец театральной афиши.) Представьте себе, что вы пришли к театру, чтобы узнать, какой сегодня в репертуаре спектакль.
- Как вы узнаете о том, что за спектакль будет сегодня в театре? (Об этом расскажет афиша перед входом в театр.)
Верно, а еще в театрах принято покупать специальную программку, где также написано о спектакле, который будет показан, и о том, кто исполняет роли в спектакле.
(Педагог демонстрирует образцы программок.)
- Как принято вести себя в театре, в зрительном зале во время просмотра постановки? (Тихо, не ерзая на своем месте и внимательно слушая исполнителей.)
- Как зрители могут показать, что им понравился спектакль? (После его окончания похлопать в ладоши.)
А еще актерам можно сделать приятный подарок — преподнести цветы.
- Что такое афиша? (Объявление о театральном спектакле.)
III. Беседапотемеурока
Афиша появилась в мире очень давно. Например, еще в древности, когда еще не существовало бумаги, но надо было оповестить людей о каком-то важном указе или законе, их текст вырезался на каменных, деревянных или металлических досках, а потом эти доски-афиши вывешивали в местах, которые посещало много народа. Позднее афиши писали на пергаменте. Театральные афиши были найдены при раскопках в Древней Греции, когда только зарождалось театральное искусство. На русских масленичных праздниках обязательными были выступления артистов - фокусников, гимнастов, певцов. Об их приездах в разные города заранее сообщали афиши, а еще - веселые зазывалы, которые приглашали всех зайти в балаганы, где шло представление. В афишах описывалось, какие артисты приехали, какие номера они будут показывать, какие у них костюмы. Обычно афиша заканчивалась обращением: «Почтенная публика, спешите купить билеты и занять свои места в театре».
Позднее афиши стали отличаться качеством и цветом бумаги, на них нужно было указывать авторов и состав исполнителей. Для размещения афиш начали расставлять специальные тумбы, на которых афиши расклеивали по утрам.
- Что, кроме названия спектакля и фамилий актеров, можно разместить на театральной афише? {Портреты героев, фотографии сцен из спектакля.)
- Вы знаете слова, которыми начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила»? (Улукоморья дуб зеленый...)
— Что такое лукоморье? (Морской залив.)
Благодаря поэме Пушкина мы теперь представляем себе лукоморье в виде удивительной страны, где проживают герои всех самых известных русских народных сказок: ученый кот, русалка, грозные цари, отважные королевичи, а также злые волшебники -царь Кащей и Баба-яга.
(Педагог демонстрирует иллюстрацию к прологу поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».)
Представьте себе, что вы на время превратились в художников, и вам надо создать афишу для постановки оперы «Руслан и Людмила». Что бы вы хотели изобразить на этой афише? (Ответы школьников.)
— Будет ли отличаться оформление афиши о сказочной постановке от афиши, в которой говорится о военном спектакле?
(Педагог обобщает ответы школьников.)
Сказочная афиша будет более яркой, радостной, цветной. Даже название спектакля-сказки можно нарисовать веселым цветным шрифтом. Афиша о военном спектакле должна быть сдержанной, строгой, в приглушенных тонах.
Значит, внешний вид афиши должен соответствовать характеру и содержанию того спектакля, о котором она сообщает.
Для особых событий жизни люди придумали такой вид изобразительного искусства, который называется словом «плакат». Повторите это слово все вместе и запомните его. Это вид объявления, подобный афише, который сообщает о каком-то явлении или событии.
- Вам приходилось видеть плакаты? О чем они сообщали? (Ответы школьников.)
В страшные годы Великой Отечественной войны плакаты помогали людям нашей страны бороться за свою Родину, отстаивать it и тяжелых боях. Одним из самых знаменитых плакатов военного измени является плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
(Демонстрация плаката «Родина-мать зовет».)
- Расскажите, что вы видите на этом плакате?
- К чему призывает этот плакат?
А вот второе направление действия военных плакатов - поднимать настроение бойцов, воспитывать в них отвагу и смелость. (Демонстрация плаката со стихами С. Маршака.)
Бьемся мы здорово, Рубим отчаянно, Внуки Суворова, Дети Чапаева!
- В чем заключается главный смысл этого плаката? (Напоминание о героях-полководцах Суворове и Чапаеве, с которых солдатам надо брать пример в годы войны.)
Вам уже знакомо слово «лаконизм».
- Что оно означает? (Использование небольшого количества выразительных средств и деталей.)
Этот прием часто используется при создании плакатов.
IV. Работасучебником
Откройте учебники на с. 98-99 и прочитайте текст. Рассмотрите образцы афиш. Понятно ли вам по их оформлению, на какие представления они приглашают? Рассмотрите примеры афиш, выполненные школьниками, размещенные на с. 101 учебника. Они могут подсказать вам идеи для создания собственных афиш.
V. Работавтетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Афиша и плакат». Запишите также определения этих слов.
Афиша - это объявление о театральном спектакле.
Плакат — это броское, но лаконичное изображение, рассчитаноe на всеобщее внимание.
Сегодня вам предстоит самостоятельно придумать и изготовить афишу к театральному спектаклю. Подумайте сначала над выбором самого спектакля. Каково его содержание, кто является «го главными героями?
Второй этап работы - выбор средств выразительности для нашей афиши. Вам предстоит ответить на следующие вопросы. - Какой афиша будет по композиции?
- Что вы разместите в ее центре - название спектакля или какой-то рисунок?
- Будет ли у нее дополнительное оформление?
- Каким шрифтом вы напишете название спектакля? Нарисуйте сначала простой эскиз вашей будущей афиши в тетрадях, который вам потом поможет при ее создании.
(Школьники выполняют эскиз афиши.)
Вы не зря принесли сегодня принадлежности для аппликации этот вид работы также можно использовать при создании афиши,
VI. Самостоятельнаяработанаафишей
(Школьники выполняют самостоятельную работу по созданию театральной афиши.)
VII. Физкультминутка
Чтобы сбросить усталость, проведем разминку, во время которой вы подвигаетесь и согреетесь. Послушайте стихотворение о том, как грелся на пригорке зимой зайчик, и повторяйте все его движения.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Начальные четыре строчки текста - народные, автор остальных -М. Давыдова.)
В поле на пригорке
Заинька сидит.
{Прижимают кисти рук к груди.)
Свои ушки греет,
Ими шевелит
{Приставляютладони к голове и шевелят ими.)
Заинька подпрыгнул,
Но невысоко,
Поскакал по полю
Он легко.
{Легкие прыжки на месте двумя ногами.
Кисти рук прижаты к груди.)
Лапкою по лапке
Застучав.
Ключик, видно, не нашел,
{Стучат ладонями друг о друга,затем хлопают себя по плечам — греются)
После к себе в норку ускакать.
{Скачут на месте, потом приседаютна корточки и закрывают голову руками.)
VIII. Завершениесамостоятельнойработы
(Школьники завершают работу над театральными афишами.)
IX. Заданиедлясамостоятельноговыполнения
Кто завершил работу нал своей театральной афишей и хочет не только показать ее классу, но и рассказать о ней?
(Школьники демонстрируют изготовленные ими театральные афиши к разным спектаклям и рассказывают о них.)
X. Защитасамостоятельныхтворческихработ
К сегодняшнему дню некоторые из вас подготовили рассказ о своих самостоятельных творческих работах - проектах. Кто готов рассказать о своей творческой работе?
(Защита творческих проектов.)
Кто будет рассказывать о своих творческих работах и проводить их защиту на следующем уроке?
XI. Рефлексия
- С какими новыми видами изобразительного искусства вы сегодня познакомились?
- Что такое афиша?
- Что может быть размещено на афише?
- Что такое плакат?
- Какова была роль плакатов, которые создавались в годы Великой Отечественной войны?
- Каковы отличительные черты плакатов?
- Было ли вам интересно придумывать и рисовать театральную афишу?
- Какие еще детали, кроме нарисованных, вы использовали при создании афиши?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании театральной афиши?
А теперь сочиним синквейн на тему «Афиша». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.) Нам понравился наш сегодняшний урок? Тогда и вы поаплодируйте тем, кто на нем хорошо работал. Послушайте стихи про театральнуюафишу.
Мы в театре — тише, тише,
Не шумите никогда.
Театральная афиша
Привела нас всех сюда.
Из афиши мы узнали
Про спектакль — кто там герой,
И теперь сидим мы в зале —
Ты да я, да мы с тобой.
Всем знакомые моменты,
Дарим мы с тобой цветы,
И звучат аплодисменты,
И взлетают ввысь мечты.
М. Давыдова
XII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Приведите в порядок свои рабочие места. На следующий урок принесите принадлежности для рисования и аппликации.
Урок 2 5. Праздник в городе
Цели: научить созданию проекта оформления крупномасштабного праздника (городского, сельского); обозначить места проведения праздников; придумать оформительские детали; повторить понятия «малая родина», «контраст», «сочетание»; защитить творческие проекты.
Вид деятельности: рисование; аппликация.
Планируемые результаты: школьники приобретут навык оформления праздника в городе; научатся творчески использовать приобретенные умения.
Оборудование: фотографии с образцами проведения общегородских праздников разных направлений и проведенных в разных условиях, бумага, карандаши, краски, принадлежности для аппликации.
Ключевые слова и понятия:городской праздник, оформление праздника, тематика.
Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ходурока
I. Организационныймомент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
- Помните ли вы, что означает слово «Родина»? (Страна, в которой родился человек.)
- Как называется наша общая родина? (Россия.)
Россия - это могучая и великая страна, самая большая в мире.
- Но еще у каждого из нас есть город или село, в котором онродился. Как принято называть это место? (Малаяродина.)
- Все ли из вас знают, где родились? (Ответы школьников.) Малая родина у каждого человека своя, и каждый город, каждый поселок неповторимы, имеют свой облик. Часто это связано со зданиями, которые в них выстроены, с людьми, которые в них живут. А еще - с праздниками, которые там отмечают. Потому что почти у каждого города, даже очень небольшого, есть свои традиции, свои памятные места, свои герои - люди, которые там родились, жили и то место прославили.
Сейчас почти в каждом городе принято отмечать его день рождения - День города. Существуют праздники, которые любой город или село в наше стране обязательно отмечают, не оставляют без внимания.
- Какие праздники являются общемировыми, т. е. отмечаются почти во всех странах мира? (Новый год, Международный женский день.)
- Какие праздники отмечаются в нашей стране? (День России, День защитника Отечества, День Победы, День знаний.)
- Есть ли в нашем городе традиционные памятные даты, которые отмечаются?
- Как меняется город или село в преддверии такого большого праздника?
Сегодня вы вообразите себя художниками, которым поручили украсить город к празднику.