VВыполнениепрактическойработы

Вот какой будет последовательность изготовления маски из листа бумаги.

Для начала посмотрите на ее бумажную основу и скажите, какую фигуру по своей форме она напоминает. (Полукруг.}

Каким рабочим инструментом надо воспользоваться для рисования полукруга? (Циркулем.) Отрегулируйте размер циркуля до 10 см, положите перед со­бой лист бумаги изнаночной стороной вверх — на ней вы будете чертить выкройку маски. Поставьте циркуль на нижнюю сторону листа, примерно в середину этой нижней стороны. Для начала на листке бумаги нарисуйте с помощью циркуля полукруг. Вот и получилась основа для поделки. Отложите циркуль в сторону: пока он вам не понадобится.

VI. Оформительскаяработа

Полукруглая часть маски будет ее верхом. Но маска должна быть узнаваема: если актер с ее помощью изображает героев театральной постановки, значит, ее нужно соответствующим образом оформить разными деталями. Проще всего изготовить несложные маски, которые изображают мордочки всем вам хорошо зна­комых животных.

А пока послушайте, с чего следует начать оформление заго­товки. Сначала к верхней полукруглой стороне полумаски надо подрисовать ушки выбранного вами животного.

Вспомните, какие ушки у разных животных. У кошки — треугольные, торчащие вверх; у собачки — висячие, опущенные вниз; v поросенка - особые, фигурные.

(Педагог рисует элементы оформления на доске.)

Пририсуйте выбранные вами ушки к верхней части полумаски. Видите, ваша полумаска уже приобрела узнаваемые черты нужного облика.

Ниже, уже на самой полумаске, надо двумя овалами обозначить, глаза и на этом месте вырезать отверстия. Учтите, что и глаза v каждого из этих животных имеют свою форму.

(Педагог рисует элементы оформления на доске.)

У кошки глаза вытянутые, у собаки — полукруглые, а у поро­сенка — маленькие и круглые. Выбирайте подходящие для вашей маски глаза и прорисуйте их.

Далее чуть ниже и примерно между глаз фигурной линией следует обозначить носик. Посмотрите: оказывается, что и носики v них трех зверей разные. (Педагог рисует элементы оформления на доске.) Пусть носик в форме сердечка будет у кошки, в виде восьмер­ки - у собачки и в виде круглого пятачка - у поросенка.

На самой нижней стороне маски, в центре, надо нарисовать карандашом, а затем вырезать ножницами плавный изгиб — чтобы здесь вырезать кусочек бумаги для носа того, кто наденет маску. (Школьники оформляют нижнюю часть маски.) Если вы решили сделать маску персонажа-человека, напри­мер, Буратино или клоуна, то на маску в таком случае можно приклеить длинный нос, который надо изготовить из свернутого в кулек бумажного прямоугольника.

Если хотите, с боковых сторон маски Буратино и клоуна мож­но также выкроить и приклеить смешные оттопыренные уши. А к верхней части маски приклейте несколько бумажных полосок, которые надо накрутить на карандаш или ножницы, чтобы они завивались кудряшками, загнутыми вверх.

VII. Выборцветовогорешениямаски

Конечно же, маску нельзя оставлять белой. Чтобы она не была скучной, ее надо раскрасить. Например, маска кошечки может быть как естественного цвета — рыжая в полоску, так и совер­шенно фантастическая, например, розовая в голубых цветочках. У коричневой собачки одно ухо и брови могут быть оранжевыми. Поросенок также может быть хоть розовым, хоть пятнистым. Если вы сделаете две одинаковые маски, то одну из них можно рас­красить как грустную, вторую — как веселую, используя детали, которые вы рассматривали в пиктограммах.

Если вы изготовили маску клоуна, то ему для большего весе­лья надо сделать раскрашенные румяные щеки.

— Какими можно нарисовать брови клоуна?

(Педагог обобщает ответы школьников).

Брови, опущенные вниз, придадут лицу клоуна печаль, а бро­ви, поднятые вверх, сделают выражение его физиономии наиболее смешным и выразительным.

(Школьники раскрашивают маски.)

VII!.Вырезаниемаски

После раскрашивания маску надо вырезать по ее контуру. Но обратите внимание на одну деталь: старательно следует вы­резать только верхнюю часть маски. С боков при вырезании лишнюю бумагу обрезать надо не всю: оставьте с боков кусочки бумаги — клапаны, которые потом надо будет подвернуть внутрь маски.

Теперь вам надо немного отдохнуть, а потом работу по выполнению своей полумаски вы продолжите.

IX. Физкультминутка

Сегодня физкультминутка будет посвящена театру. В новом упражнении вы встретитесь с героями сказки - царем и принцессой. Упражнение называется «Ехал царь по лесу». (Слова народ­ные, с добавлением М. Давыдовой.)

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники!)

Ехал царь по лесу,

По лесу, по лесу.

(Вытягивают руки вперед, делаютполуприседания, словно едут на коне.)

Встретил он принцессу,

Принцессу, принцессу.

(Встают на носочки, делают мелкие шагина месте, руки вытягивают вниз, ладони отогнуты,корпусом покачивают из стороны в сторону.)

Небо было ясно,

Так ясно, так ясно.

(Руки вверх, наклоны в сторону.)

Все было прекрасно,

Прекрасно, прекрасно.

(Легкие прыжки на месте, хлопки в ладоши.)

X. Присоединениерезинки

Вы добавили к маске нужные детали, раскрасили ее и вырезали. Но сама по себе маска ничего не значит: она должна нако­питься на лице актера. Значит, осталось выполнить последние действия по ее изготовлению.

Чтобы маска держалась на лице, к ней надо прикрепить кусо­чек бельевой резинки. Резинка прикрепляется к боковым краям поделки. Помните, что специально для резинки вы и оставили клапаны по бокам маски, когда вырезали ее.

Теперь вырезанные клапаны загните внутрь маски, на ее из­наночную сторону. Таким образом резинка будет прикрепляться нa уплотненные края бумаги — двойные, подвернутые, — и поэто­му сама маска прослужит дольше.

В центре каждого из этих подвернутых клапанов надо сделать отверстия для продевания в них резинки. Такие отверстия можно проделать кончиками ножниц. Только осторожно, не уколов пальцы.

Теперь отрежьте кусок резинки длиной около 15 см и на од­ном его конце завяжите узелок. Другой конец проденьте в обаотверстия маски и на оставшемся конце также завяжите узелок. Резинка нужна, чтобы маска держалась на голове, а сама резинка при этом слегка натягивается.

Ваша маска готова — можете ее примерить. Только делайте это осторожно и аккуратно, поскольку бумага после раскрашивания еще может быть очень хрупкой.

Остается только вспомнить повадки животных, маски которых вы надели. Так, кошечка — грациозная, ходит крадучись, изящно ставит лапки. Те ребята, которые сделали и надели на себя маски кошечек, покажите, какие движения лапками могут быть у этого зверя.

Собачка любопытна, она оглядывается по сторонам, приню­хивается, сурово рассматривает незнакомых людей.

Поросенок веселый, он беззаботно покачивает головой и ка­жется, что он еще поет свою песенку «Нам не страшен серый волк!»

XI. Игровоймомент

Раз вы так хорошо преобразились в артистов, надев свои полу­маски, то пусть наши классные животные покажут, у кого какой голос и исполнят веселую песенку хором — каждый по-своему. Споем хорошо знакомую песенку «Во поле береза стояла». Только петь мы ее будем смешными голосами разных животных. Напри­мер, первую строчку споем голосом кошечки.

— Какое слово может петь кошечка? Правильно, «мяу». Вот на это слово и надо спеть 1-ю строчку песенки.

(Пробное исполнение строчки.)

Вторую строчку споем как собачки — «гав», третью — как по­росенок — «хрю-хрю».

Чтобы каждый из вас знал, каким голосом он должен петь, поделимся на три ряда. Первый ряд - кошечки, второй - собачки, третий — поросята. Каждый поет по одной строчке. А последнюю строчку вам надо спеть все вместе, но каждый ряд поет ее своим голосом. Приготовились - начали!

(Шуточное исполнение песенки голосами животных.)

На сегодняшнем уроке вы изготовили поделку, которую може­те дома самостоятельно выполнить для вашего домашнего празд­ника. Пусть каждый член вашей семьи нарядится в костюм, наде­нет смешную маску и споет песенку, расскажет стихотворение или станцует. Вот какой веселый театр у вас дома получится!

XII. Рефлексия

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Какую поделку вы сегодня научились ВЫПОЛНЯТЬ?

С какими новыми материалами вы работали?

Какова роль братьев-Мастеров при создании театральныхмасок? А теперь сочиним синквейн на тему «Маска». (11сдагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XIII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок

Приведите в порядок свои рабочие места. На следующем уроке продолжите изготовление маски, только на этот раз она будет предназначена для карнавала. Принести лист бумаги, лоскут ткани, принадлежности для шитья, сантиметровую ленту, декоративные элементы для украшения (бисер, стеклярус, обрезки золо­ти и серебряной тесьмы, кусочки сеточки, перышки, блестящие пуговицы), кусочек резинки длиной около 15 см.

Урок 2 3. Театральныемаски {завершениетемы)

Цели: дать понятие о карнавале; рассказать о принципах про­ведения карнавального праздника; научить изготовлению карнавальной маски; познакомить с понятием «карнавал».

Вид деятельности: работа с тканью и вспомогательными материалами.

Планируемые результаты: школьники расширят знания о театральной маске; познакомятся с информацией о карнавале; на­учатся изготавливать карнавальную маску из разных материалов и оформлять ее.

Оборудование: образцы карнавальных масок разных видов, кусочки тканей, вспомогательные декоративные материалы, принадлежности для шитья.

Ходурока

IОрганизационныймомент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II. Вводноеслово

Что нового вы узнали на прошлом уроке? Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занима­лись на прошлом уроке.

— Показывали ли вы свои маски дома?

— Понравились ли они вашим родным?

Сегодня вы вновь узнаете много нового о театральных масках и о том, где они часто используются. Вы займетесь созданием но­вого вида маски — карнавальной.

Наши рекомендации