IX. Актуализацияприобретенныхумений

Если у вас есть вторая перчатка, то можно сделать вторую го­ловку куклы из театра Карабаса-Барабаса — красавицы Мальвины.

Вы знаете, что Буратино отличался от остальных кукол своим длинным носом.

— А какое было главное отличие во внешности у красавицы Мальвины? {Волосы голубого цвета.)

Верно, поэтому мы, выполняя деталь головы для нашей пер­чаточной куклы би-ба-бо, сделаем для нее волосы голубого цвета.

Изготовление головы Мальвины похоже на изготовление головы Буратино. Сначала надо выполнить круглую заготовку с шейкой-патроном. Можно даже воспользоваться головой Бура­тино как шаблоном, обведя ее по контуру. Только уши у этой кук­лы вырезать не надо, потому что их не будет видно под волосами.

На том круге, что будет лицом куклы, нарисуйте цветными фломастерами основные черты - два больших синих глаза, акку­ратный носик и рот. Можно также нарисовать румянец на щеках, только он должен быть более нежным, чем у Буратино: лучше — светло-розовым.

Два одинаковых круга склейте между собой по краям.

Для головы куклы Мальвины понадобится более сложная де­таль волос — отдельно для передней и для задней части головы. Деталь волос — два овала, обведенных волнистой линией, изо­бражающей кудри. В овале, предназначенном для передней ча­сти головы куклы, надо вырезать часть, которая не закрывала бы лицо. Детали волос надо раскрасить синим или голубым цветом и приклеить к голове. Когда клей высохнет, на детали кукольной головы надо осторожно раздвинуть часть патрона-шейки и надеть ее на руку с перчаткой.

— Как можно оформить одежду для этих героев?

— Какие детали могут быть в одежде Буратино?

— Какие детали вы придумаете для одежды Мальвины?

X. Понятиеокукле-подарке

В марте весь мир празднует Международный женский день, и дети поздравляют своих мам. Куклы, которых вы изготовили на уроках изобразительного искусства, могут стать хорошим по­дарком. Вы можете устроить дома маленький кукольный театр и показать отрывок из сказки.

Ваши две куклы: мальчик Буратино и девочка Мальвина — персонажи из сказки «Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино» — готовы. Их можно познакомить друг с другом.

Разговаривайте за каждую куклу разными голосами: бойким, громким — за Буратино; тонким, красивым - за Мальвину. Вы помните, какие были разговоры между этими героями в книжке. Мальвина очень любила всех воспитывать. Она учила Буратино и (буке и арифметике, решая с ним задачку про яблоки, а также тому, что надо каждый день непременно умываться и чистить зубы. Вот об этом ваши куклы и могут поговорить между собой. Надеюсь, что ваше кукольное поздравление с праздником по­нравится вашим мамам.

XI. Рефлексия

- Какую деталь куклы вы учились выполнять на сегодняшнем уроке? (Голову.)

- Что является основой бумажной кукольной головы? (Круг.)

- Чем отличаются друг от друга головы разных героев? (Раз­личными деталями, чертами лиц, цветом волос, головными уборами.)

- С помощью каких жестов можно передать разное настрое­ние кукол-артистов?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании кукол в ку­кольных театрах?

А теперь сочиним синквейн на тему «Буратино». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.Лучшие работы демонстрируются классу.)

XII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок

Смахните все образки бумаги в мусорное ведро, уберите фло­мастеры, ножницы. Ваши поделки вам придется нести домой очень аккуратно, чтобы они не потеряли своего внешнего вида.

На следующем уроке вы попробуете изготовить театральные миски. Принесите листок плотной (альбомной) бумаги, ножницы, карандаши, циркуль, оформительские детали для отделки (пугов­ки, кусочки цветной бумаги), швейные принадлежности и бельевую резинку длиной около 15 см для крепления маски.

Урок 2 2. Театральныемаски

Цели: познакомить учащихся с назначением масок, их разнообразием; научить практическому созданию театральных масок; повторить понятие «стилизация».

Вид деятельности: бумажная пластика, работа с бумагой и вспомогательными материалами. Планируемые результаты: школьники приобретут знания об использовании масок в народном представлении и в театраль­ном искусстве; узнают средства выразительности масок, способы их создания и материалы для изготовления.

Оборудование: образцы или рисунки с изображением театраль­ных масок разных эпох, бумага, карандаши, фломастеры, ножни­цы, клей, рисунки-пиктограммы.

Ключевые слова и понятия: театральная маска, личина, пик­тограмма.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию и рисунки-пиктограммы.

Ходурока

I. Организационныймомент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводноеслово

Когда вы смотрите по телевизору фильм или в театре спек­такль, где действующие лица — люди, то вы видите лица актеров, которые эти роли исполняют. Но ведь бывают спектакли, в кото­рых все персонажи — животные.

— Назовите сказки, в которых все персонажи — животные. («Три поросенка», «Зимовье зверей» и др.)

Конечно, актеры могут мимикой лица передать переживания и облик нужного животного. Но, наверное, лучше, если такой герой станет как можно больше похожим на свой реальный про­образ.

Что надо делать в таком случае? Можно, конечно, с помощью специального грима придать лицу актера какие-то детали, помо­гающие ему приобрести сходство с нужным героем - поросенком или волком. А еще на помощь могут прийти специальные теа­тральные маски. Изготовление таких масок станет темой следую­щих уроков в этой четверти.

Сегодня с помощью листа бумаги, ножниц и карандаша вы попробуете изготовить маску любого животного — кошки, собаки, поросенка и т. д., чей портрет подскажет вам ваша фантазия.

Наденем веселые маски,

Нас время счастливое ждет.

Друзья! Беззаботная сказка

Сегодня к вам в гости придет.

В театр мы сегодня играем,

Поэтому каждый из нас

Пусть станет актером, а маска

Поможет нам в этом сейчас.

И. Агапова

Наши рекомендации