Урок 8. Трудхудожникадлятвоегодома. ОбобщениетемыIчетверти

Цели: продемонстрировать достижения школьников за I чет­верть; обсудить и оценить лучшие работы.

Вид деятельности: выставка, игра-викторина.

Планируемые результаты: школьники научатся анализировать и обсуждать свои работы; в игровой форме повторят пройденный материал.

Оборудование: образцы поделок и рисунков, выполненные ре­бятами, выставка картин школьников.

Ходурока

I. Организационныймомент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Водноеслово

Сегодня вы завершаете I четверть, тема которой - «Искусство в твоем доме». Поговорим о том, чему вы успели научиться за это время. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занима­лись на уроках изобразительного искусства. Я вижу, что многие из вас принесли свои лучшие работы. Давайте их рассмотрим, обсудим и, конечно, поблагодарим их авторов за труд.

(Школьники обсуждают работы.)

III. Беседапотемеурока

Сегодня многие новые слова, которые вы узнали, мы повто­рим, играя или отгадывая загадки.

Вот первая загадка, скажите ответ на нее хором.

Вот волшебная коробка –

Посмотри-ка, что там в ней?

Проживают в том домишке

Семь цветных... (карандашей).

Вот вторая загадка.

Мне нужно рисовать в тумане мель,

Сырой апрель, узорную метель.

Какую краску выбрать мне для этого?

Конечно, это будет... (акварель).

- Расскажите о свойствах акварели. (Ответы школьников.) Представьте, что вы пришли на выставку акварелей, но...не увидели на стенах ни одной картины.

- В чем дело, может быть, организаторы выставки забыли вывесить экспонаты?

- Что значит слово «лаконизм»? При выполнении какой ра­боты вам было необходимо применять этот принцип? (От­веты школьников.)

Прочитайте в учебнике на с. 43 завершение темы I четверти. И в конце четверти вы познакомились с проектом - работой, кото­рую вы будете выполнить по желанию. Я хочу еще раз пояснить, в чем заключается суть такой работы и как ее выполнять.

(Повторение правил выполнения проекта.)

Во время каникул у вас будет немало свободного времени, воз­можно, что кто-то решит взяться за выполнение проекта и даже выберет тему для него. И тогда в начале II четверти вы сможете сказать, какую тему выбрали, чтобы получить нужные консуль­тации.

IV. Физкультминутка

(Школьники повторяют разученные на уроках физкультми­нутки.)

V. Пожеланиенаканикулы

Во время каникул не забывайте встречаться с вашими добры­ми друзьями - карандашами и красками, рисуйте все, что увидите вокруг себя.

Урок 9. Памятникиархитектуры

Цели: обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архи­тектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество».

Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование, складывание из шаблонов.

Планируемые результаты: школьники получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся со­здавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек.

Оборудование: фотографии с образцами архитектурных строе­ний разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, бу­мажные шаблоны.

Ключевые слова и понятия: малая родина, памятники архитек­туры, Покровский собор, Дом Пашкова, МГУ, Кижи.

Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бу­маги геометрические формы — шаблоны для составления облика зданий (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, пря­моугольники, треугольники). Для пояснения темы «Памятники архитектуры» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ходурока

I. Организационныймомент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводноеслово

Вы каждый день выходите на улицы вашего родного города, и уже, наверное, не глядя, можете рассказать, где какое зданиерасположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы проходите, когда идете из дома в школу.

- Кто хочет рассказать об этом? (Ответы школьников.) Как называется страна, в которой родился человек? {Родина.)

Верно, наша общая родина - Россия, это могучая и великаястрана, самая большая в мире. Но еще у каждого из нас есть город или село, вкотором он родился, и это место принято называть малой родиной. Например, знаменитый русский поэт Александр (Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва - это и есть его малая родина.

- Все ли из вас знают, где родились? Можете вы назвать этот город (село)? (Ответы школьников.)

Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. И каж­дый город, каждое село имеют свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.

- Есть ли в нашем городе (селе) красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?

- Чем вам нравятся эти здания?

- Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются знаменитыми?

- Что это за здания? (Ответы школьников.)

Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете создать проект такого здания.

III. Работавтетради

Откройте тетради, запишите тему урока: «Памятники архи­тектуры». Запишите определение понятия «памятники архитек­туры».

Памятники архитектуры — не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.

IV. Беседапотемеурока

- Чем отличаются друг от друга городские сооружения?

- В чем заключается их различие?

- Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чем заключается их различие?

- Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чем заключается их различие?

Откройте учебник на с. 46, прочитайте текст. Очень интересно наблюдать за памятниками архитектуры, построенными в разноевремя и разными мастерами, находить в них различия и особен­ности построения каждого здания.

— Назовите профессии людей, которые оставили нам в на­следство памятники архитектуры. (Архитекторы, строи­тели.)

Профессия «архитектор» имеет еще другое название — «зод­чий», в старину это слово даже было более популярным. В пе­реводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. — автор проекта, по которому проводится строи­тельство. От этого слова произошло другое — «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.

Запишите в тетрадях эти два новых определения:

Зодчий — автор проекта, по которому ведется строительство.

Зодчество - наука и искусство создавать здания.

Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, ко­торые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий». Повторите его все вместе и запомните.

К памятникам архитектуры надо относиться бережно, это здания, которые имеют историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его облику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие ма­териалы для этого использовались.

В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архи­тектуры и современной.

(Педагог проводит демонстрацию фотографий старинного и современного зданий.)

Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады. Запишите в тетради определение.

Фасад — это передняя часть здания.

У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нем говорится о разных профессиях, в том числе — и архитек­тора, зодчего. Вот как поэт описывает начало работы зодчего.

...Я бы строить дом пошел,

Пусть меня научат!

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Это будет перед,

Называется фасад.

Это — каждый разберет:

Это — ванна, это — сад.

— Как называется передняя часть здания? (Фасад.) Рассмотрим фасады зданий, построенных в разные эпохи.

(Демонстрация зданий старинной постройки.)

Это старинный жилой дом. Вы видите, что он невысок, сделан из камня, имеет большое число украшений по фасаду. Дом оформлен декоративными деталями — вьюшками, изображениями животных. Они называются словом «лепнина». Раньше их делали из глины. Окна небольшие, оформленные резными деревянными наличниками. По внешнему виду здания ясно, что это дом зажи­точного человека.

(Демонстрация современной постройки.)

А вот фасад современного жилого дома. Он сделан из современных материалов, скорее всего, из железобетонных плит. Железобетон — строительный материал, который был придуман в ХХв.

- Расскажите о фасаде современного дома. (Дом имеет боль­шое число этажей, преобладают прямые линии, нет украше­ний, много стеклянных окон.)

Наши рекомендации