Цели занятий по предмету «Основы сценического движения
- повысить пластичность обучающихся;
- развить их навыки и умения путём тренировки специальных двигательных упражнений;
- сформировать у обучащихся необходимые знания в области объективных законов сценического движения и умения их использовать.
Задачи предмета «Основы сценического движения»:
Образовательные:
- научить детей и подростков владеть своим телом;
- использовать свое тело, как одно из основных средств выразительности актера;
- выработать у обучающихся общие двигательные навыки: конкретность и точность движения,
- выработать правильное распределение мышечных усилий,
Развивающие:
- развить осознанное управление движениями тела, принимающими участие в выполнении того или иного физического действия;
- развитьумение логически мыслить;
- развить ритмичность и музыкальность;
Воспитательные:
- воспитать художественный вкус;
- ознакомить с исторической стилистикой движения.
В музыкально-драматическом театре проводятся сводные репетиции, на которых происходит процесс соединения разных видов деятельности, которыми обучающиеся занимаются на занятиях по вокалу, актёрскому мастерству, хореографии, сценической речи и сценического движения. В связи с художественным замыслом спектакля во время сводных репетиций часто происходит соединение обучающихся различных уровней обучения в одну постановочную работу. Сводные репетиции проходят в следующем режиме:
- общекультурный уровень (базовый) (подготовительная группа) - один час в неделю;
- углубленный уровень ( младшая группа) – два часа в неделю;
- профессионально-ориентированный уровень (средняя и старшая группа) по два часа в неделю.
На сводных репетициях осуществляется основная постановочная работа по музыкально-сценическому воплощению пьесы. Кроме того подготовка к совместному выступлению имеет воспитательное и общеобразовательное значение. Обучающиеся, сплочённые в единый дружный коллектив, обогащают свои знания и умения в области музыкального, театрального и хореографического искусств. Сводные репетиции и выступления сближают обучающихся разных уровней обучения, между членами коллектива устанавливаются дружеские, товарищеские отношения, каждый обучающийся несёт ответственность за другого члена коллектива и за определённый участок постановочной работы (декорации, реквизит, костюмы, грим, художественное оформление, микрофоны).
Во время сводной репетиции все руководители коллектива (режиссёр, вокалист, хореограф) совместно осуществляют постановочно – репетиционную работу. После сводной репетиции подводятся итоги и ставятся задачи для дальнейшей работы руководителей всех предметов по вокалу, актёрскому мастерству и хореографии.
Отличительной особенностью данной программы является понимание того, что музыкально-драматический театр – это искусство, требующее огромной подготовки и работы всех участников по разным видам сценического искусства (театр, музыка, танец). Создание программы было обусловлено отсутствием министерских типовых программ по направлению «Музыкально-драматический театр». И потому данная образовательная программа является модифицированной и составлена на основе следующих типовых программ: Программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств «Танец» (М., 1987), Программа для хореографических отделений детских школ искусств «Музыкальная грамота и слушание музыки» (М., 1988), Программа для театральных отделений школ искусств «Сценическая речь» и «Сценическое движение» (М., 1987), Программа для театральных отделений школ искусств «Грим» (М., 1988), Программа для театральных отделений школ искусств «Сценическое мастерство» (М., 2005), Программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств «Ритмика и танец» (М., 2006), Программы факультативных курсов и курсов по выбору для специализированных общеобразовательных школ музыкального профиля «Хореография». «Ритмика». «Театр» (Харьков, 2009), Программы по профильным предметам для специализированных общеобразовательных школ музыкального профиля «Сольное пение» (Харьков, 2009)
Особенности возрастной группы обучающихся.
Обучение в музыкально-драматическом театре «Буратино» возможно с 5 до 17 лет, когда ребёнок не только познаёт окружающую среду, но и начинает проявлять индивидуальные качества личности. Обучение дошкольников в учреждении дополнительного образования оправдано, поскольку нервная система, органы чувств, пластичны и достигли достаточного уровня развития.
На занятиях дети разделяются согласно возрасту и мастерству по группам и по уровням:
- общекультурный уровень – подготовительная группа ( 5-7 лет);
- углубленный уровень – младшая (7-10 лет);
- профессионально-ориентированный уровень – средняя группы (10-13 лет) и старшая группы (12-17 лет).
Причем, в этих группах одновременно занимаются дети первого и второго года обучения. Это обусловлено общим возрастным физическим и психическим развитием ребенка. За счет того, что дети уже занимавшиеся в кружке приобрели определенные навыки, они помогают своим сверстникам быстрее адаптироваться и освоить новые для них требования и, тем самым, быстрее подойти к поставленным перед ними задачам. Между детьми развивается чувство взаимопомощи, доброжелательности, понимания того, что нужно научиться преодолевать трудности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. По 1 году обучения на общекультурном ( базовом) и углубленном уровнях, и 2 года обучения на профессионально-ориентированном уровне.
Норма учебной нагрузки и режим занятий определяется с учётом возраста, индивидуального психофизического развития детей.
Общекультурный уровень (базовый) (подготовительная группа) учебные занятия целесообразно проводить:
- актёрское мастерство (групповые занятия) – 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
- хореография -(групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
- пение (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель - 72 часа;
- сводная репетиция (групповое занятие) – 1 час х 36 недель = 72 часа.
Всего: 7 часов х 36 недель = 252 часов.
Углубленный уровень ( младшая группа)
- актёрское мастерство (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
- хореография (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
- сольное пение (индивидуальное занятие) - 1 час в неделю х 36 недель = 36 часов;
- сценическая речь (индивидуальное занятие) - 1 час в неделю х 36 недель = 36 часов;
- основы сценического движения (групповые занятия) - 1 час в неделю х 36 недель = 36 часов;
- сводные репетиции (групповые занятия) – 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа.
Всего: 9 часов х 36 недель = 324 часа.
Профессионально-ориентированный уровень (средняя и старшая группа)
- актёрское мастерство (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
- хореография (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа; - - сольное пение (индивидуальное занятие) - 1 час в неделю х 36 недель = 36 часов;
- сценическая речь (индивидуальное занятие) - 1 час в неделю х 36 недель = 36 часов;
- основы сценического движения (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
- сводные репетиции (групповые занятия) - 2 часа в неделю х 36 недель = 72 часа;
Всего: 10 часов х 36 недель = 360 часов.
Условия приёма. Прием в коллектив и распределение по группам осуществляется по возрастному психофизическому развитию и творческим способностям, а значит, ребенок может обучаться в группах различных уровней. Программа каждого следующего уровня наряду с новыми темами, включает повторения и закрепления разделов и тем предыдущих уровней.
Принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: общекультурный уровнь обучения - 15 человек; углубленный уровнь обучения — 12 человек; профессионально-ориентированный уровень - 8 — 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Методы реализации программы:
При реализации программы «Музыкально-драматический театр» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог, объясняя материал, опирается на ранее полученные знания);
- объяснительно-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
- проблемно - поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
Так же используются методы воспитания: убеждения, личный пример, поощрение.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
интеллектуальными - логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
эмоциональными - переживание, представление, интерес.
Формы организации занятий:
- групповая (пение, актёрское мастерство, хореография, сценическое движение, сводные репетиции);
- индивидуальная ( сольное пение, сценическая речь).
Рациональное применение вышеперечисленных форм и методов обучения обеспечивает эффективность реализации программы.
Формы и способы контроля достижений обучающихся.
Внутренним результатом деятельности обучающихся станет развитие
устойчивых личностных качеств детей. Это:
- навыки сотрудничества;
- навыки самопрезентации;
- творческая активность;
- стремление к самореализации;
- эмоциональная гибкость;
- трудолюбие;
- толерантность;
- способность к адекватной самооценке;
-формирование совокупности следующих компетентностей учащихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, рефлексивной, деловой, креативной, эмоциональной.
Это проверяется следующими способами контроля: наблюдение, педагогический опрос, коллективный анализ работ, беседа.
Внешним результатом деятельности будут следующие формы работы
- итоговый контроль (итоговое занятие) в конце учебного года;
- показ спектаклей, художественных номеров;
- участие в районных, городских, республиканских концертах;
- участие в районных, городских, республиканских и международных конкурсах и фестивалях детского творчества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Общекультурный ( базовый ) уровень.Обучающиеся, освоившие программы курсов по актёрскому мастерству, вокалу, хореографии, должны иметь следующие навыки:
- уместно выполнять простые физические действия;
- переключаться з одного ритма на другой;
- давать словесное описание внешнего портрета человека и его черт характера;
-уметь концентрировать внимание;
- уметь работать над ролью;
-находить элементы характера, поведения персонажа;
- выдерживать правильную певчую установку;
- уметь распределять дыхание при исполнении произведений разного характера;
- пользоваться мягкой атакой, как постоянным приёмом звукообразования;
- формировать гласные звуки однообразно, округлённо, сберегая при этом правильную форму каждой гласной на всём протяжении звучания;
- знать слоговые определения - «та», «ти-ти» по четвертным и восьмым длительностям;
- знать индивидуальные особенности своего тела;
- уметь выполнять упражнения на внимание и координацию;
- уметь маршировать в ритме музыки;
- уметь выполнять музыкально пространственные упражнения;
- знать позиции ног;
- знать позиции рук;
- уметь составлять сюжетные истории;
- знать строение дыхательного аппарата;
- уметь выполнять артикуляционную гимнастику;
- уметь делать простейшую дыхательную гимнастику;
- знать 5 скороговорок и правильно их говорить;
- знать 2 поэтических произведения;
- знать 5 детских вокальных произведений;
- уметь выполнять упражнения на координацию движений с речью и пением.
Углубленный уровень.Обучающиеся, освоившие программы курсов по актёрскому мастерству, сценическому движению, вокалу, хореографии, должны иметь следующие навыки:
- уметь выявлять внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию образа;
- переключаться з одного ритма на другой;
- уместно исполнять простые физические действия;
- давать словесное описание внешнего портрета человека и его черт характера;
- уметь концентрировать внимание;
- находить элементы характера, поведения персонажа;
- выдерживать правильную певчую установку;
- уметь распределять дыхание при исполнении произведений разного характера;
- пользоваться мягкой атакой, как постоянным приёмом звукообразования, твёрдою атакой, как одним из способов выразительности;
- научиться петь: легато, нон легато, стаккато;
- формировать гласные звуки однообразно, округлённо, сберегая при этом правильную форму каждой гласной на всём протяжении звучания;
- знать длительности четвертные, восьмые , шестнадцатые по слоговым определениям - «та», «ти-ти», « тики-таки»;
- уметь составлять ритмический рисунок;
- знать индивидуальные особенности своего тела;
- уметь выполнять упражнения на внимание и координацию;
- уметь маршировать в ритме музыки;
- уметь выполнять музыкально пространственные упражнения;
- знать позиции ног;
- знать позиции рук;
- уметь составлять сюжетные истории;
- знать строение дыхательного аппарата;
- уметь выполнять артикуляционную гимнастику;
- знать типы дыхания;
- уметь делать дыхательную гимнастику;
- знать 10 скороговорок и правильно их говорить;
- знать 2 поэтических произведения;
- знать 1 басню
- знать 5 детских вокальных произведений;
- уметь выполнять упражнения на координацию движений с речью и пением.
Профессионально-ориентированный уровень.Обучающиеся, освоившие программы курсов по актёрскому мастерству, сценическому движению, вокалу, хореографии, должны иметь следующие навыки:
- передавать пластическую форму живой природы через пластику своего тела;
- распределяться на площадке, не перекрывая один одного;
- выполнять 2-3 простейших физических действия на выбор учеников по памяти;
- выполнять с закрытыми глазами самые простые задания по предмету;
- действовать в темпе, заданном педагогом в ограждении из 5-7 предметов, не задевая их;
- описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения и уметь дать разъяснения этим эмоциям;
- уметь выполнять этюды, строить этюды в паре с любым партнером, выбранным педагогом;
- удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18);
- выполнять упражнения актёрского тренинга в присутствии постороннего человека;
- показать индивидуальный этюд из опорных слов, коллективный этюд с 1-3 партнёрами;
- найти оправдание любой свободной позе;
- показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
- построить пластическую, статическую композицию с участием 3-7 человек;
- пояснить условия задания 2-3 ученикам и организовать его выполнени этой группой;
- знать о развитии театрального искусства по эпохам;
- знать основы театральной системы К.С. Станиславского;
- уметь создавать грим - молодого лица, старого лица, сказочный;
- уметь определять сверхзадачу персонажа;
- уметь определять зерно образа, внешнюю и внутреннюю характерность;
- уметь описывать свои эмоции, испытываемые при столкновении с произведениями искусства, явлениями природы;
- отмечать пульс и ритм разными простыми физическими действиями;
- правильно формировать гласные и согласные звуки;
- исполнять выразительно и эмоционально песни разного характера и содержания лёгким, звонким, певучим звуком;
- научиться петь легато, нон легато, стаккатто;
- смягчать звук в нижнем регистре;
- уметь самостоятельно определять наиболее значительные по смыслу слова;
- уметь пользоваться мягкой атакой, как основным путём звукообразования, твёрдой атакой, как одним из средств выразительности;
- уметь петь маршевые песни, сохраняя напевность, при чётком исполнении пунктирного ритма;
- уметь формировать гласные звуки однообразно, округлённо, сберегая при этом правильную форму;
- уметь чисто интонировать хроматизмы в песнях и упражнениях;
- петь мелодии без поддержки инструмента;
- уметь правильно петь переходные звуки;
- уметь изменять характер звучания соответственно исполнительским задачам;
- изменять силу звука;
- петь с закрытым ртом;
- петь эмоционально и выразительно, передавая в исполнении настроение песни;
- уметь проводить артикуляционную гимнастику;
- уметь определять продолжительности: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые со слоговыми названиями в ритмических играх;
- уметь определять чередование сильной и слабой частицы такта;
- уметь исполнять музыкально-пространственные упражнения;
- знать не менее 8 детских народных и современных песен с игровыми элементами;
- знать построение речевого аппарата;
- уметь исполнять тренинг речевого аппарата;
- уметь определять сверхзадачу произведения;
- уметь расставлять паузы, логические ударения;
- знать не менее 5 стихотворений детских поэтов;
- уметь рассказывать сказку;
- уметь подбирать жесты в работе над литературным произведением;
- уметь проводить идейно-тематический анализ;
- уметь выстраивать киноленту видения;
- уметь определять сверхзадачу литературного произведения;
- определять сквозную идею литературного произведения;
- знать вокальные номера репертуарных спектаклей;
- уметь чисто интонировать хроматизмы в песнях и упражнениях;
- уметь правильно петь переходные (межрегистровые) звуки;
- исполнять крещендо, диминуендо;
- уметь определять подтекст;
- уметь составлять литературную композицию;
- знать 20 российских и зарубежних поэтов, 5 стихотворений на память
- овладеть навыками общения со зрительской аудиторией (ведение концертных программ);
- уметь работать над рассказом;
- знать и исполнять элементы классического танца:
Demi plie – по 1,2,5 позиций.
Grand plie по 1,2,5 позиций.
Battement tendu – с 1 та 5 позиций.
Battement jete – с 1 та 5 позиций.
Releve на полупальцах с 1,2,5 позиций.
Releve lend на 900 - в сторону, вперёд, назад;
- уметь исполнять танцевальные этюды на предложенную музыку;
- уметь исполнять упражнения на внимание и координацию;
- уметь исполнять общеразвивающие упражнения на стуле, перед стулом, за стулом;
- уметь исполнять ритмические упражнения;
- выполнять упражнения с речью и движением, с речью и пением;
- уметь исполнять колесо, шпагат;
- уметь исполнять парные трюки;-уметь составлять пластический этюд;
- уметь выполнять экзерсис у станка;
- уметь выполнять экзерсис на средине;
- уметь выполнять партерные упражнения;
- овладеть основами народного танца;
- уметь выполнять танцевальные упражнения в центре зала и по диагонали;
- уметь выполнять этюды, экспромты, танцевальные миниатюры;
- уметь выполнять упражнения на координацию;
- уметь выполнять вокально-двигательные упражнения;
- уметь выполнять основные стойки, перекаты и перевороты;
- овладеть приёмами сценической борьбы без оружия;
- овладеть приёмами фехтования;
- уметь придумать и разыграть сценический бой без оружия;
- уметь выполнять сценические падения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО КУРСУ «ПЕНИЕ»
(общекультурный ( базовый) уровень, 1 год обучения – 72 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Организационное занятие | - | ||
2. | Работа над развитием вокальных способностей и формированием сценической культуры | |||
3. | Музыкальная грамота | |||
4. | Слушание музыки | - | ||
5. | Мероприятия воспитательного и познавательного характера | - | ||
6. | Работа над спектаклем и вокальными миниатюрами | |||
7. | Итоговое занятие | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ