Этап. Подведение итогов урока.

Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом.

Музыка может вызывать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определённые картины. Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

Завершим наш урок мы знакомством с песней «Птица-музыка» Владимира Синенко на слова Михаила Пляцковского.

Обучающимся раздаются тексты песни.

СЛУШАНИЕ: песня «Птица-музыка» муз. В. Синенко, сл. М. Пляцковского

ПЕНИЕ: песня «Птица-музыка» муз. В. Синенко, сл. М. Пляцковского

Молодцы! Сегодня на уроке хорошо работали ____________! (выставление оценок)

Спасибо за урок!

Красота в искусстве и жизни

Урок 27. Что есть красота?

Этап. Подведение итогов урока. - student2.ru

Каждый из вас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, чарующих слух народных напевов, нестареющих мелодий классических сочинений, зажигательных ритмов современной музыки. Почему мы понимаем, что все это красиво? Ответить на этот вопрос и легко и сложно. Можно не задумываясь сказать: «Я вижу, что это красиво», или «Я чувствую, что все это красиво». Но вот что же такое красота, точно не ответит никто. Ведь понимание красоты распространяется и на предметы, явления, и на внешний вид человека, и на его внутреннюю, нравственную сущность. Когда мы говорим «красивый человек», что мы имеем в виду? Правильные черты лица, стройную фигуру? Или его душевную красоту, доброту, благородство? А может быть, и то и другое вместе? Что важнее и в жизни, и в искусстве — форма или содержание?

Этап. Подведение итогов урока. - student2.ru

…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде
Н. Заболоцкий

Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в разных видах искусства. Все жизненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя. Чувства, воплощенные в искусстве, не тождественны жизненным. Они всегда опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений. Художественные эмоции не слепок сиюминутных переживаний, а результат обдумывания, жизненного опыта.

Воспринимая произведение искусства, человек может испытывать восторг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль и др. Но чудо искусства — в катарсисе — в преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека. И страх, и боль, и волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе нечто сверх того, что в них содержится. Психолог Л. Выготский писал: «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью».

Этап. Подведение итогов урока. - student2.ru

• Какие чувства вызывают у вас пейзажи, запечатленные на полотнах художников, в работах фотографов?

• Вспомните музыкальные и литературные сочинения, которые созвучны этим пейзажам.

• Всмотритесь в живописные портреты разных людей. Какое отношение к своим персонажам выразили художники в этих произведениях?

• Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? Разве искусство представляет только красивые образы?

• Как вы объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников»?

• Послушайте несколько музыкальных произведений. Какие чувства вы испытываете под воздействием этой музыки и какие жизненные ассоциации у вас возникают?


Урок 28. Откровенье вечной красоты

Этап. Подведение итогов урока. - student2.ru Этап. Подведение итогов урока. - student2.ru

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо.

В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Через века дошли до нас прекрасные женские образы: Нефертити, жены египетского фараона, и Афродиты, греческой богини любви; исполненное скорби, одухотворенное лицо Богоматери и таинственно улыбающейся Джоконды. Все они разные. Но каждый из них представляет собой образ-символ красоты на все времена.

C XI в. известна молитва «Аве, Мария».
Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего — Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о
нас, грешных, ныне и в час смерти нашей.
Аминь.

«Аве, Мария» (лат. Ave, Maria), «Радуйся, Мария» — католическая молитва к Богородице.

Эту молитву называют также ангельским приветствием или angelico salutatio, так как ее первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, обращенное им к Пресвятой Деве в момент Благовещения.

На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки: Палестрина, И.-С. Баха – Дж. Каччини, Ш. Гуно, А. Дворжак, Дж. Верди. Широко известно произведение «Аве, Мария» Ф. Шуберта на слова В. Скотта.

В православии молитве «Ave, Maria» соответствует Песнь Пресвятой Богородице.

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословенна Ты в женах и
благословен Плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.

Этап. Подведение итогов урока. - student2.ru


• Рассмотрите репродукции, прочитайте молитвы, послушайте и исполните старинные песнопения, романсы, в которых воплощен образ Девы Марии.

• Послушайте и сравните григорианский хорал (молитву) «Ave, Maria» с музыкой разных композиторов. Что их объединяет? Каковы особенности воплощения этой молитвы в музыке каждого из композиторов?

• Послушайте молитву Песнь Пресвятой Богородице. Как она звучит во «Всенощной» П. Чайковского и С. Рахманинова? 1 занятие.

Основополагающий вопрос «Архитектура. Стили архитектуры»

Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует. Это искусственно созданная среда противостоит природе.

Архитектор. Архитектура. Привычные слова. Каждый день мы слышим их, произносим. А где родились они? Откуда пришли к нам? В древнегреческом языке слово «архи» - «старший» и «тект» - «строитель». Из этих слов родилось третье: «архитсктон» - начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор». А здания, возведенные по планам архитектора, стали называть архитектурой, то есть архитектура - это искусство строить, а архитектор - главный строитель. В Древней Руси искусных строителей звали зодчими. В России эти слова появились только при Петре I, меньше чем 300 лет назад. А до этого говорили: «палатных дел мастер», «каменных дел», «плотничных дел».

А теперь послушайте современное определение понятия архитектура.

Архитектура, или зодчество - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.

Архитектура удовлетворяет практическим нуждам человека, она утилитарна и поэтому должна быть, в первую очередь, удобной. Но любое ли здание, отвечающее удобствам, является произведением архитектуры? Ле Корбюзье говорил: «Роль строительства - возводить сооружение, роль архитектуры - вызывать эстетическое волнение...» К таким свойствам архитектуры, как полезность, прочность добавляется гармония, красота. Витрувий - древний теоретик архитектуры - назвал три основных свойства архитектуры: польза, прочность, красота.

Польза – функция

Прочность – конструкция

Красота - форма

Поэтому архитектура (но не строительство) решает проблемы строительства художественно, а не только функционально.

Архитектура стоит особняком от других видов искусства. Она непосредственно участвует в формировании предметной среды. Она сама является частицей действительности. «Архитектура -искусство не изобразительное, а созидательное; оно не изображает предметы, а создает их» (Буров). Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное - цвет, в графике - линия, в скульптуре - объем, то в архитектуре - пространство. Пространство - язык архитектуры.

Архитектура непрерывно связанна с пейзажем. Человек сумел проникнуться духом местности и выразить ее в зодчестве. Тому примером служат Парфенон и Акрополь в сочетании с Пиреем и островами …

Еще одно понятие в архитектуре – стиль. Слова «стиль», «стильный» вызывают ассоциации с понятием мода: молодежный стиль, спортивный, классический …, а еще стиль в музыке …, в литературе … .

Стиль в искусстве - это исторически возникшая художественная категория, характеризующаяся общностью средств и приемов пластической выразительности. Искусство складывается в форму стиля лишь тогда, когда оно не только удовлетворяет повседневные жизненные и эстетические потребности общества, но и обретает внутреннее художественное единство.

В одном и том же стиле все виды и жанры искусства находятся в тесном взаимоотношении.

Стиль каждой эпохи неповторим. Древние говорили: «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». Так же дважды нельзя в различные времена повторить один и тот же стиль.

В архитектуре существуют романский стиль, готика, стиль эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн, конструктивизм и др.

Вопросы для обсуждения на первом занятии:

Как выглядит стильный человека в наше время?

Как выглядел стильный человек 100, 200, 300 и т.д. лет назад?

Какие архитектурные сооружения считаются стильными в наше время?

Каково назначение современных строений?

Как получили свое название стили в архитектуре?

Каково на ваш взгляд назначение отдельных строений в разных стилях архитектуры?

Данная тема будет раскрыта в следующих учебных предметах:

МХК;

История;

Искусство (ИЗО);

Информатика и ИКТ;

В роли консультантов выступят учителя: истории, МХК, информатики, ИЗО, а так же учащиеся старших классов.

2 занятие.

На втором занятии учитель в общих чертах описывает изменение стиля архитектуры со временем, вместе с учащимися определяет основные темы будущих проектов и исследований. Учащиеся делятся на группы, в которых будут работать, устанавливаются сроки выполнения работы, вид окончательного результата работы (макет, презентация, рисунок, реферат и т.д.).

Темы проектов и исследований

Архитектура рыцарских замков.

Романский стиль.

Архитектура Древней Греции.

Готика.

Стиль эпохи Возрождения.

Барокко.

Рококо.

Классицизм.

Ампир.

Модерн.

Конструктивизм.

Современная архитектура.

Лабораторные занятия.

Время работы над проектами и исследованиями – 4 недели, в форме дальтон – урока, один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролировать и координировать работу учащихся, оказать своевременную помощь, в случае необходимости.

Дневник проекта, исследования.

Название проекта, исследования ______________________________________________

Данный проект мне интересен ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В результате хочу получить __________________________________________________

Какими ресурсами располагаю ________________________________________________

______________________________________________________________________________

Проблема: _________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________

Задачи

Задача План Ресурс Сроки выполнения Способ получения
1)        
         
         
2)        
         
         
3)        
         
         

Полученный продукт можно будет использовать ________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка полученного продукта: _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мои обязанности ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Конференция

Оценочный лист продукта

Ф.И. участников проекта _________________________________________

    Жюри Критерии (от 0 до 5 баллов)
  Полученный результат   Оформление Объем работы Творчество Практическая ценность Научность Презентация работы Ответы на вопросы Работа в группе Итог
Самооценка                    
Директор                    
Учитель                    
Учителя – консультанты                    
Учащиеся – старшеклассники                    
Учащиеся – консультанты                    

Максимальное количество баллов = 45 баллов

Презентация продукта

Тема ______________________________

Значимость темы ___________________

Участники презентации _____________

Форма презентации _________________

Результативность ____________

    Жюри Критерии (от 0 до 5 баллов)
  Соответствие возрасту аудитории Соответствие цели проекта Творчество Объем презентации Оформление Ораторское мастерство Ответы на вопросы Итог
Самооценка                
Директор                
Учитель                
Учителя – консультанты                
Учащиеся – старшеклассники                
Учащиеся – консультанты                

Максимальное количество баллов = 35 баллов.

Лист обратной связи с собой.

Результат, который планировали получить Результат, который получили реально
     
Сильные стороны моей работы Слабые стороны моей работы
       
До работы над проектом (исследованием) я не умел делать Во время работы над проектом (исследованием) я научился
   
Чем мой продукт может понравиться экспертам Чем мой продукт может не понравиться экспертам

Наши рекомендации