Тема: «Фрески Софии Киевской»

Цель:

1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Задачи:

Образовательная: Познакомиться с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений.

Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.

Развивающая: развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас . Развить навыки анализа музыкального произведения; Развивать исполнительские навыки:, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

Воспитательная: приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

ТИП УРОКА: Урок - экскурсия

ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)

деятельностная («создание образа под музыку»);

здоровьесберегающая (метод пластического движения,

вокальные упражнения, подвижный способ обучения);

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,

магнитофон, бубны, треугольник, два

колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,

рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов

(муляжи).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,

музыкальные файлы. ( В.Г.Кикта концертная симфония

для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,

фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей

Ярослава Мудрого»; «Скоморохи ». Песня «Пришли

скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для

хора и оркестра и русских народных инструментов,

композитор М. Фирсов ).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,

альбомы для рисования, карандаши.

^ ХОД УРОКА

«Есть музыка, которая к нам идет,

и — другая, которая требует,

чтобы мы к ней шли».

венгерский композитор XIX в. Ференц Лист

i.
Орг. момент. (2мин):


Слайд 1 (Звучит песня «Сто церквей»)

Учитель ИЗО:

Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)

Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru


  1. Проверка домашнего задания (3 мин.)


Слайд 2,3

Учитель музыки:

- Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?

( звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)

- К какому жанру музыки относятся эти произведения?

Слайд 4

(Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)

«Есть музыка, которая к нам идет, и — другая, которая требует,

чтобы мы к ней шли».Ференц Лист

Слайд 5

Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.

^ III. Объяснение нового материала (25 мин.)

Учитель ИЗО:

- Внимание на экран.

( Фото города Киева,Украина, Собор Софии Киевской

на фоне колокольного звона)

- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?

(ответы детей: В собор, в храм, в церковь)

- Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения

- Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:

Слайд 6


  • Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки;


  • Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»;


  • Развить навыки анализа музыкального произведения;


  • Выявить общность музыки и изобразительного искусства;


  • Познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения;


  • Расширить представление о различных видах орнамента.


(Видео о соборе Софии Киевской, картинки с фресками.

на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)

^ Слайд 7 (видео)

По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.

^ Учитель ИЗО:

- Обратите внимание, что собор украшен фресками.

- А кто знает, что такое фреска?

Слайд 8

Фре́ска (от итал. affresco — свежий) ,выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

^ Учитель ИЗО:

- О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

- Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru

Слайд 9

-Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?

Ответ детей.

Орнаменты — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

^ Учитель ИЗО:

-А какие виды орнаментов вам уже известны?

Слайд с картинками видов орнаментов.

По своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.


^ Учитель музыки:

Слайд 10

- Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.


^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.

Слайд 11

Примерная информация.

Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru ^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) —композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. — композиторское отделение Московской консерватории. В 1967—1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года — член Союза композиторов СССР, с 1989 г. — член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. — секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. — член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. — председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров — В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".

- Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.

И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.

Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.

Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru

- Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?

- Объясните ход своих мыслей.

^ Один ученик показывает на экране с объяснением(Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).

- Послушайте фреску с которой начинается симфония.


^ Слушание фрагмента


- Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?

- Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»

- С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

- Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? ( гусли)


Слайд 12


Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

Слайд 13

1.
Орнамент 1

2.
Зверь нападает на всадника

3.
Орнамент 2

4.
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5.
Михайловский Придел

6.
Борьба Ряженых

7.
Музыкант

8.
Скоморохи

9.
Орнамент 3

Учитель ИЗО:

- Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

Слайд 14

Учитель музыки:

- Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»


- Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.

- У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.

(раздаточные, тестовые справочные материалы)

МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

^ Учитель ИЗО:

-У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.

-Давайте вспомним, что такое колорит?

Слайд 15

Колорит изображения (отлат.

color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

^ Учитель музыки:

- Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.

Слайд 16

Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.

Двухчастная Форма рондо

А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды

IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).

- Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.

Слайд 17

Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…

^ Правильный вариант ответов

Слайд 18

Мелодия – поступенная Линия – прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло Колорит – мерцающий
Форма – вариация Композиция – расположение частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое Развитие худ. идеи – приближение

- Давайте проанализируем музыку:

Слайд 19


1.
Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?

2.
Что свидетельствует об этом?

3.
Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?

4.
Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.


^ Слова на стенах кабинета:

трепетность,

изящность,

загадочность,

тревожность,

взволнованность,

восторженность,

страсть,

грусть,

смятение,

вдохновение,

меланхолия,

мрачность,

грозность,

праздничность,

радость.


^ Учитель музыки:

- Попробуйте дать название следующей фреске

Слайд 20

звучит фреска «Скоморохи»

- Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?

(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)

- Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?

(«Скоморохи»)


Слайд 20


(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).


Тема: «Фрески Софии Киевской» - student2.ru


- Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

Слайд 21

(Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)

- Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…

^ Слайд 21(гиперссылка видео песни со словами)

- работа с текстом на экране; ( слова песни проговариваются)

- разучивание мелодической линии;

- исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки,рубахи).

- Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.

-Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».

Слайд 22

-Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)

- Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)

^ Учитель ИЗО:

Слайд 23

- Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.

(Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)

^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»

Наши рекомендации