Урок 6. Литературные страницы

Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XX в.

Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н. Рыленков


Урок 6. Литературные страницы - student2.ru


Неведомому другу

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!
М. Пришвин


Урок 6. Литературные страницы - student2.ru

• Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

• Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?
Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания
>Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений.

>Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Искусство открывает новые грани мира

Урок 5. Искусство рассказывает о красоте Земли

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Урок 6. Литературные страницы - student2.ru

Пейзаж (франц. paysage — вид, изоб- ражение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению при- роды. В европейском искусстве в ка- честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Урок 6. Литературные страницы - student2.ru


Урок 6. Литературные страницы - student2.ru

• Рассмотрите репродукции пейзажей на этом развороте учебника. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими?

Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы.

• Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

• Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.

• Подберите музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в вашем воображении?


План-конспект урока по искусству

8 класс

Тема № 7: Пейзаж – поэтичная и зримая живопись. Зримая музыка.

Цели:

1. Дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка).

2. Формирование умений и навыков в анализе художественных произведений.

3. Развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки.

4. Воспитание интереса к видам искусства.


Тип урока: урок - усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Зрительный ряд: Слайды для урока.

Используемый цифровой ресурс http://fcior.edu.ru/card/12451/obrazy-prirody-v-muzyke-p-i-chaykovskogo-s-v-rahmaninova-i-zhivopisi-i-i-levitana-a-k-savrasova.html

Базовый учебник: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Искусство, 8-9 кл., М: Просвещение, 2009.


Ход урока.

1. Огр.момент.

2. Постановка целей урока.


Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

3. Формирование новых знаний.


Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.(слады №2 -3).

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето». Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся). С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т.д.). Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?


А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века.(слайд № 4 ):появление направления «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,

в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?


Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.


Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальный фрагмент о лете, скажите в чем суть жанра пейзажа?( ответы уч-ся)

Практическая работа: изобразите свой пейзаж (можно основе услышанного и увиденного)

Презентация № 2- песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота» со слайдами (для настроя на практическую работу)

Итог урока: в русских пейзажах-настроениях —стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Рефлексия:-что нового узнали на уроке?

- закончите фразу : «Русский родимый пейзаж составляет …:

- колорит красок

- мимолетное впечатление от реально-существующего мира

- лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.

Урок 8: «Зримая музыка».

Цель урока:научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Задачи урока.

Дидактические (образовательные):

- формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений изобразительного искусства;

побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;

развивать наглядно-образное мышление;

развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

Воспитательные:

воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;

воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование урока:

репродукции картин: А.Васнецов «Богатыри», М.Врубель «Лебедь», И.Левитан «Вечерний звон»;

интерактивная доска,

таблица «Говорим о музыке», тексты песен, тексты стихов: К.Бальмонта, Ф.Тютчева,

- Е.Поплянова «Начинается урок» (ноты);

- Г.Струве «Музыка» (ноты);

- фрагменты из музыкальных произведений: Римского-Корсаков «Три чуда»,

А.Бородин «Богатырская симфония», Русская народная песня «Вечерний звон» (аудиозапись);

- С.Прокофьев Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (аудиозапись);

Трубачёв «Журавли» (ноты);

Видеоматериал.

Ход урока.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А так же способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Г.Гессе.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие: песня Е.Попляновой «Начинается урок».

Наши рекомендации