Символизм: эстетика и поэтика, излюбленные темы и образы, понимание символа.
Во Франции: 1. связь с богатейшим наследием национального искусства. Культ Гюго. 2. Социально-политический опыт: революции => Коммуна 1871 г.=> активизированы и демократизированы все классы.
Историзм и полит.зрелость- приметы французской литературы XIX века. Предощущение исторических переломов + отход от традиции, потребность в обновлении, "новой поэтике", соответствующей переломам.
"Умерли все боги" => призыв "открыть самих себя". Открытие себя в мире, из которого ушли боги, осуществлялось лирически, в поэзии романтической.
1-й манифест С.опубликован в 1886, написал Жан Мореас, описал признаки С.: Главная задача воспроизведение "изначальных Идей". Все "природное" -"видимость", не имеющ.самостоятельного худ.значения. Все поэтич.ср-ва нацелены на передачу "изначальной" сущности с помощью намека. Эта поэтика противопост. С. как идеалистическое течение господствовавшему натурализму, позитивизму, рационализму (прозе). 1874г.-1я выставка художников-импрессионистов. Импрессионизм стал фактом истории французского искусства.
Верлен, Рембо, Малларме - представители 3 осн.этапов становления С.
1 этап истор.сдвига - развитие французского романтизма к символизму.
Символизм- последняя стадия трансформации романтизма в пределах XIX в., классический вариант искусства переходной эпохи. Вызревал в творчестве поэтов, не связанных основополагающими документами и установками. Непоследовательность (возвращение к традиционным темам - любовь, Бог; традиц.поэтике). Связь с романтизмом (Гюго).
Верлен (главное-музыкальность)
- меланхолия и тоска (циклы "Меланхолия", "Печальные пейзажи"Верлена). Теряющий веру поэт доверяет только своему ощущению.
- искренность,достигнутая буквальными впечатл.от данного момента
- => отказ от историч.и героич.сюжетов,эпич.,дидактич. тона Гюго. Субъективн.воспр.реальности. От "эпического" к личному. Подробности бытия поэтизир. (сборники "Галантные празднества" 1869 и "Добрая песня" 1870).
- пейзажная лирика, пространство и время одномерно - "данный момент";поэт и природа слились в одном образе, метафора - двуединство внешнего и внутреннего при преобладании внутр.впечатления.
- "естественность" стиха (формы миниатюрн.,песенные, написаны как бы шепотом, в один миг) ("Романсы без слов").
- фразы краткие; фраза утрачивает самостоятельную активность, отказ от действия вместе со сказуемым-глаголом.
- возможность "неправильностей" в рифме и размере стиха, нюансировке; непарные стихи. Освобождение стиха. Повторения, внутренняя рифмовка, система созвучных гласных, аллитерации => благозвучие (т.е.внушать,настраивать, а не сообщать,описывать). ("Поэтическое искусство"Верлен).
2. Рембо (гл. - суггестивность,т.е. намек)
- саркастически-гротескная интонация, в одном образе соединяются разнородные, контрастные явления, возвышенное и низменное, абстрактное и конкретное, поэтическое и прозаическое.
- лексическое богатство; парадоксальные контрастн.сочетания идеи и формы (александрийский стих сонетов+ рассказ об "искательницах вшей". Изобр.Венеру отвратительной в сонете "Венера Анадоимена") => отказ от романтич.идеалов красоты. => нигилизм, ничего святого (отказ от добродетели, т.к. "всеобщ.идиотизм" превратил ее в "цветок зла").
- Программа "ясновидения"(тотального освобождения): "достижение неизвестного расстройством всех чувств". Отчасти романтическая: ставка на поэзию на "я" поэта. Но романтики считали необходимым придание индивидуальному "универсального смысла". Это чуждо Р., он одержим "поиском самого себя", снятием, с "я" всего социально-характерного во имя неповторимо-индивидуального. Освобожд.от морали, авторитетов, бога,природы. Единств.ценность - "я".
- Символы Рембо:
симв. "пьяного корабля" (заблудившийся "корабль-человек"). Сливаются внешнее и внутреннее, возникает некая 3я сила. "Тайна", техника намека, "суггестивности". В этом главное отличие "ясновидения" от импрессионизма Верлена, а в этом отличии заключена суть символизма.
Гласный звук = цвет (пренебрежение словом как смысловой единицей). Изолированный от смыслового контекста звук, будучи уподоблен цвету, становится носителем функции "внушения", с помощью которой обнаруживается "неизвестное". (сонет "Гласные").
- Цикл "Озарения": образ сильной личности, обуреваемой страстями, создавшей целый мир своей необузданной фантазией. Привлекательность мук, бездны. Своя Вселенная, мера вещей,собирает весь человеческий опыт в момент его интенсивного переживания данной личностью.
- стих в прозе (осв.от рифмы, ритма и др.норм) "Морской пейзаж" и "Движение" из ц. "Озарения"
3. Малларме (закрепил и обобщ.опыт В.и Р.)
- искал "особенный способ запечатлевать мимолетные впечатления, рисовать не вещь, но эффект. Отношения "вещи" и "эффекта" настолько искажены, что поэт усомнился в собственной реальности.
- закреплял практику поэтов своего времени. Усложняются субъективные аналогии, вытесняющие прозрачные аллегории. аббревиатуры, эллипсы, инверсии, изъятие глаголов => впечатление тайны. Творческая работа-тоже тайна (каждому слову отдаются часы поисков).
- пропуски, "пустоты" имели такое же значение, как и слова, которые в свою очередь "звучали" по-разному в зависимости от различия шрифта и расположения на странице: поэму следует не только слышать, но и видеть, постигая тайны графического совершенства ( поэма "Удача никогда не упразднит случая",1897).
- С.склад. как искусство элитарное.
3. Декаданс: можно ли очертить границы этого явления, выявить общие принципы, темы, идеи и формы?
Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма в творчестве т. н. "проклятых поэтов" (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к ним О. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д'Аннунцио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 начала 20 вв., как О. Уайльд в Великобритании, М. Метерлинк в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке в Австрии, М. Пруст во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).
Декаданс (декадентство, от позднелат. decadentia упадок), кризисные явления в западноевропейской к-ре рубежа 19 и 20 веков, отмеченные настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм. Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов. Свобода творчества во всех проявлениях. Эстетизация индивидуализма. Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве.
Декаданс - как особенное качество общества и культуры "эпохи Ницше". Трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением. Д. - некая исходная мировоззренческая установка, влекущая распад цельности (одновременное формирование крайностей в виде натурализма и в виде символизма).
Натурализм. Натуралистическая одномерность преодолевалась идеей прозрения иных, кроме видимого, миров, первоосновы бытия, его духовной субстанции. "Натурализация" реализма во второй половине XIX в. знаменовала процесс "гибели целостного человеческого образа" (Н. Бердяев). Писатель начинающегося XX "высший смысл" усматривал в "беспредельной свободе" "всевозможных экспериментов", "авторской субъективности". Ницше объявил о смерти Бога как о состоявшемся факте,становилась нестабильность, хаотичность мира, деградация. =>:
- буржуазный герой - деградация "из просветительского в предпринимательский" тип героя.
- изобр.сверхчеловека (первый начал Ницше - Заратустра. После - Уайльд - Саломея, Дориан, Генри; Уэллс - Чел.-невидимка).
- появилась сатира, которая увековечила появление нового героя "антигероя", "лавочника" беспринципного политикана, беспардонного дельца (Франс, Шоу, Г. Манн и многие другие).
- художники противопоставили себя и "ярмарке на площади", и всему сущему, заполняя пустоту мира, из которого ушли боги, собою, своим искусством как новым божеством. С конца века литературный процесс становится альтернативным: абсолютному натуралистическому детерминизму, превратившему личность в придаток среды, противостоит абсолютная свобода восставшего против рационализма духа.
Символизм сращивался с импрессионизмом. Какой бы абстрактной ни была символическая Идея, суггестивность недостижима вне чувственной формы, вне тех непосредственных впечатлений, которые имел в виду импрессионизм.
Импрессионизм приземлял символистскую идею, переводил ее на язык природы, т.е.на язык Д. практики. Из импрессионистического принципа "все во впечатлении" исходят герои романа Уайльда "Портрет Дориана Грея" (1891). Они вовсе и не художники, но они на развалинах мира старого творят новый по законам красоты, той самой новой красоты, которая выше морали, превыше всего им соответственно "все дозволено". "Цветы Зла" созрели, а ради свежего, оригинального впечатления эстеты Уайльда готовы на все, даже на убийство.
Крайностями декадентского нигилизма определялась логика развития консервативного крыла литературы а потому такая литература устойчиво развивалась в стране классического декаданса, во Франции, создавая картину парадоксального соединения резких контрастов. Пафосом этого крыла было сохранение "корней", национального генофонда (Баррес), ставка на традиционные нравственные ценности, поддержанные авторитетом религии, в культуре на достижения "латинского гения" ("романская школа" Морраса), на "здоровые", доромантические традиции, на классицизм, средневековье и античность.
Значительным явлением западной культуры начала XX в. стали позднесимволистские писатели Поль Клодель (1868-1955) и Поль Валери (1871-1945). Англо-американский вариант такого принципиального интеллектуализма Т.С. Элиот.
По сути своей декадентское искусство романтическое, оно происходит из того противопоставления Идеала и Действительности, которое уже в недрах романтизма рождало идеал "чистого искусства". Точнее искусство "неоромантическое", поскольку в новых условиях "двоемирие" видоизменяется: "этот" мир утрачивает свою действительность, ирреализуется субъективным о нем представлением, а "тот" мир теряет идеальность, мечта поглощает реальность, мечту же поглощает бездна пессимизма и нигилизма.