В европейской художественной культуре

Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства. Понятие «романтизм» произошло от эпитета «романтический». До XVIII в. он указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. В конце XVIII в. «романтическое» понимается более широко: не только как занимательное, но и как самобытно народное, фантастичное, духовно возвышенное.

Унаследовавший от эпохи Просвещения многие прогрессивные черты, романтизм вместе с тем связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом. Огромный патриотический подъем, вызванный идеями Просвещения и надвигающейся Французской революцией, сменился полосой реакции. Социальная критика буржуазного мира стала одним из главных элементов романтизма.

Музыкальный романтизм, заявивший о себе в начале XIX в., был явлением исторически новым и вместе с тем обнаруживал глубокие преемственные связи с классикой. Уже многие творения музыкантов второй половины XVIII в., более свободно выражавшие стихию чувств, оказались близки эстетике литературного движения «Бури и натиска». Романтизм в музыке – явление достаточно цельное; на протяжении почти всего XIX в. им оказались охвачены многие европейские страны: Германия и Австрия (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Р. Вагнер, И. Брамс), Франция (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ж. Бизе), Италия (Дж. Россини, Дж. Верди), Польша (Ф. Шопен), Венгрия (Ф. Лист). Под сильным влиянием романтизма развивались и молодая музыкальная культура Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), Норвегии (Э. Григ), Финляндии (Я. Сибелиус), Испании (И. Альбенис, Э. Гранадос).

Важнейшей образной сферой творчества композиторов-романтиков становится лирика, и в частности тема любви. Новыми качествами этой темы явились небывалая экспрессия и тонкая индивидуализация высказывания в передаче психологических оттенков чувства. Характерной сферой художественного творчества становится для романтиков и фантастика. Она выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства художника, а также позволяет столкнуть прекрасное и уродливое, доброе и злое.

Огромное внимание уделяли романтики таким категориям, как народно- и национально-самобытное, характерное. Отсюда – интерес к истории и фольклору. Романтики внесли огромный вклад в познание и художественное возрождение народной поэзии, мифов и легенд далеких эпох, стали создателями сборников народного фольклора (Л. Арним и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» в Германии). Особую роль играет у романтиков культ природы, трактуемый как первозданность, как самое неискаженное воплощение «души мира». Природа для них – это прибежище от бед цивилизации, она и утешает, и исцеляет мятущегося героя. Многим композиторам, как и поэтам, писателям, стала свойственна склонность к характерной портретной зарисовке, нередко пародийной и гротескной, что отвечало их эстетическим устремлениям. Новое значение приобрела для романтиков идея синтеза искусств. В глубоком и органичном слиянии музыки с литературой, театром, живописью для искусства открылись новые возможности. В области инструментальной музыки большую роль приобрел принцип программности, т. е. включения в замысел и процесс восприятия литературных или других ассоциаций, нередко воплощенных в названии (Фантастическая симфония Г. Берлиоза, Фауст - симфония Ф. Листа).

Музыкальный романтизм активно способствовал развитию камерной вокальной и инструментальной музыки, способной более чутко отражать мельчайшие нюансы человеческих чувств. Среди вокальных жанров возрастает роль баллады, монолога, серенады, а также песни, которые во многих случаях объединяются сюжетом в цикл (вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» Р. Шумана). В инструментальной музыке особое внимание композиторы уделяют различной фортепианной миниатюре. Это – ноктюрны, прелюдии, вальсы, мазурки, этюды, интермеццо, экспромты, отдельные пьесы с названиями, также нередко объединяемые в циклы (фортепианные циклы «Годы странствий» Ф. Листа, «Карнавал» Р. Шумана и др.). Новое романтическое толкование получают многие крупные классические жанры: опера, симфония, концерт, соната, насыщаясь яркими контрастами в содержании и приемах развития. Рождаются и новые жанры, например одночастная симфоническая поэма, созданная Ф. Листом.

В стилистике музыкального романтизма большую роль играли поиски новой выразительности, направленные на усиление гармонической и мелодической красочности за счет их сильного усложнения. Такие свойства гармонии наилучшим образом выражали типичные для романтиков состояния «томления» и бесконечно развивающегося чувства. Музыкальный романтизм в огромной степени обогатил и колористические возможности оркестра, подняв драматургию оркестрового развития до высоты, которой музыка предшествующих эпох не знала.

Многие романтические достижения, несмотря на кризисные явления позднего периода, сохранили свою духовную основу и, обогащенные новыми стилистическими чертами, получили развитие в музыке композиторов XX в.

Наши рекомендации