Система оценки индивидуального развития детей
Оценка результатов освоения программы необходима для:
➢ Выявления начального уровня развития способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
➢ Прослеживания динамики развития;
➢ Проектирования индивидуальной работы;
➢ Оценки эффекта педагогического воздействия
Формы подведения итогов реализации программы
➢ Составление альбома фотографий лучших работ.
➢ Проведение выставок детских творческих работ, конкурсов.
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.
1.6. Способы работы:
1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение
4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5. Наклеивание ниток и ткани, лент на изделие.
6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7. Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
11. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
12. Лепка предметов из теста и их закрашивание.
13. Изучение приемов работы с бумагой.
14. Декупаж
15. Скрапбукинг
16. Квиллинг
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки,
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, анкетирование, родительские встречи,
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в творческих видах деятельности и затрагивает все образовательные направления
➢ Социально-коммуникативное развитие (позитивная социализация детей, приобщение детей к социокультурным нормам, правилам поведения в
социуме;
➢ Познавательное развитие (развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей, накопление знаний, умений и навыков);
➢ Речевое развитие (формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими, навыков изложения своих идей и описания
результатов, на основе овладения языком);
➢ Художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
➢ Физическое развитие (приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация движений и гибкость, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук).
Содержание данной программы направлено на всестороннее развитие через выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся их возрастных особенностей.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Тема | Цель | Материал | Содержание работы, пути достижения | ||
Природные материалы животные | наблюдение за природными явлениями, знакомство с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. | Засушенные листья различных деревьев, готовые шаблоны, клей, лак. | Рассматривание иллюстраций, мультимедиа. Чтение художественной литературы, посвящённой осени. Обсуждение. Дети создают несложную композицию из животного мира, отрабатывают приёмы наклеивания. Выражают самостоятельность в поиске и выборе форм листьев. Предварительно заготавливают природные материалы. | ||
Природные материалы птицы | наблюдение за природными явлениями, знакомство с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде | Засушенные листья различных деревьев, готовые шаблоны, клей, лак. | Рассматривание иллюстраций, мультимедиа. Чтение художественной литературы, посвящённой осени и листопаду. Обсуждение. Дети создают несложную композицию из животного мира, отрабатывают приёмы наклеивания. Выражают самостоятельность в поиске и выборе форм листьев. Предварительно заготавливают природные материалы. | ||
Природные материалы растения | наблюдение за природными явлениями, знакомство с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде | Засушенные листья различных деревьев, готовые шаблоны, клей, лак. | Рассматривание иллюстраций, мультимедиа. Обсуждение. Дети создают несложную композицию из живого мира, отрабатывают приёмы наклеивания. Выражают самостоятельность в поиске и выборе форм листьев. Предварительно заготавливают природные материалы. |
2.1. Комплексно-тематическое планирование
Природные материалы пейзаж | Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. | Засушенные листья различных деревьев, готовые шаблоны, клей, лак. | Рассматривание иллюстраций, мультимедиа. Чтение художественной литературы, посвящённой осени. Обсуждение. Дети создают усложненную композицию из живого мира, отрабатывают приёмы наклеивания. Выражают самостоятельность в поиске и выборе форм листьев. Предварительно заготавливают природные материалы. | ||
Экопластика Ежик | Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина шариком. Использование приема примазывания, вытягивания. | Шишки, семечки, пластилин, стека, цветная бумага, клей. | Рассматривание иллюстраций. Сбор шишек. Обсуждение Дети создают поделку, ежика, соединяя природный материал с пластилином, дополняют . | ||
Экопластика Осенний букет | Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью пластилина. Развивать цветовоспиятие и ловкость кистей. | Шишки, деревянные палочки, пластилин, краски, лак. | Рассматривание иллюстраций осенних цветов, выбор цвета красок. Сбор шишек. Обсуждение. Дети создают букет, соединяя природный материал с помощью пластилина, (стебель+бутон) создавая цветок, раскрашивают в выбранные цвета. Покрывают лаком, с помощью педагога.. | ||
Экопластика Совушки лесные | Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью клея. Продолжать формировать аппликативные умения,воспитывать художественный вкус. | Шишки, вата, фетр, пластилин, клей. | Рассматривание иллюстраций совы, выделение частей тела. Наталкивает вату в шишку, приклеивают, заготовленные глаза и крылья. Обсуждение. Дети создают поделку, совы, соединяя природный материал с рукотворным с помощью клея. | ||
Экопластика Лесной пейзаж | Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. | Шишки, краски, клей, картон, сухие листья, лак. | Рассматривание иллюстраций осеннего леса. Обсуждение Дети создают поделку, наклеивают шишки ,распределяют их по всему листу, раскрашивают гуашью, измельчают сухие лисья притрушивают поверхность бумаги. |
.
Бумагапласти ка «Письмо Деду морозу» | Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами. | Шаблоны деда мороза,тонированная бумага, клей, узорные ножницы и дырокол, вата, блестки, краски. | Рассматривание новогодних иллюстраций. Знакомятся с новой изобразительной техникой бумагопластки. Обучаются безопасной работе с ножницами. Дети создают открытку, выбирают способы ее декорирования. | ||
Бумагапласти ка Гирлянда | Создать новогоднее настроение. Развивать пространственного восприятия, мышления, фантазии, мелкую моторики рук, развивать эстетическое восприятие | Цветная бумага, ножницы, нитки, клей, дырокол, степлер | Рассматривание иллюстраций. Обсуждение: разделение гирлянды на составляющие, последовательности Приклеевание украшения с подвесной частью. Дети распределяют украшения по всей длине гирлянды. Знакомятся с различными способами закрепления украшений, и видами гирлянд. | ||
Бумагапласти ка Снежинки, Подарочные пакеты, коробочки | Создать новогоднее настроение. Показать возможность выражения фантазии. Развивать пространственного восприятие, мелкую моторики рук, развивать эстетическое вкус. | Тонированная бумага, ножницы, клей, веревка. | Рассматривание иллюстраций Обучение безопасной работе с ножницами. Разрезание начерченных линий, склеивание согласно инструктажу. Сделать отверстие с помощь дырокола и продеть ленту. | ||
Бумагапласти ка Украшения на елку | Создать новогоднее настроение. Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. | Тонированная бумага, ножницы, клей, нитки, прищепки, ленты. | Рассматривание иллюстраций Обучение безопасной работе с ножницами. Разрезание начерченных линий, склеивание согласно инструктажу. Сделать отверстие с помощь дырокола и продеть ленту |
Декупаж Подсвечник | Показать возможность создания изделия из бросового материала. Воспитывать стремление к сосданию, праздничного, волшебного настроения. Развивать фантазию. | Декоративная салфетка, губка, клей, кисть, банка. | Рассматривание иллюстраций Знакомство с новой изобразительной техникой «Декупаж». Обучение нанесению клеевого слоя на основу, используя губку примакивающими движениями, равномерному нанесению изображения на всю форму. Покрытие верхнего слоя с помощью кисти. | ||
Работа с нитками Воздушные шары | Показать возможность создания изделия из бросового материала. Воспитывать стремление с созданию, праздничного, волшебного настроения. Развивать фантазию. | Декоративная салфетка, нитки, воздушный шар, клей, бусины, лента. | Рассматривание иллюстраций Нанесению клея на нитку, промакивая ее в емкости с клеем, равномерное распределение нитки по шару. Высушивание. Декорирование бусинами, и лентами. | ||
Витраж 1 часть | Развитие воображения. Учить детей создавать образ из частей. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков) | Пластиковая основа, гуашь, кисти, | Рассматривание иллюстраций витражей. Знакомство с новой изобразительной техникой «Витраж». Рассматривание иллюстраций витражей. Нанесение краски краем кисти. Рисование контура | ||
Витраж 2 часть | Воспитывать интерес к искусству. Обогащать кругозор детей. | Бумага, гуашь, кисти | Рассматривание иллюстраций витражей. Учить умело рисовать кистью, рисовать кончиком кисти. Рисование контура. Нанесение краски краем кисти. | ||
Работа с тестомМорозные узоры | Знакомство с новой техникой рисования по жидкому тесту контрастными цветами. | Жидкое цветное тесто, деревянные шпажки, тарелки одноразовые | Познакомить с приемом «вливания одного цвета в другой», познакомить с новым приемом рисования деревянной шпажкой по жидкому соленому тесту. |
Работа с бумажными трубочкамиЗвезды на папиной открытке. | Знакомство с новой техникой формирования фигур из скрученной бумаги. Развитие мелкой моторики, глазомера. Синхронизировать работу обеих рук | Тонированная бумага, бумажные трубочки, клей, | Рассматривание иллюстраций. Скатывание бумаги в валики. Складывание фигуры «Звезда».Наклеивание на основу.. Моделирование изображения. | ||
Работа с гипсомЗабавные зверушки | Познакомить с изменяющимися свойствами материалов в процессе работы. Распределись время изготовления | Гипс, вода, формочки животных, песок, магнит | Рассматривание иллюстраций Демонстрация создания раствора, распределение по формам, вкладывание магнитного элемента. Высушивание, декорирование. | ||
Работа с гипсом Подарок для мамы | Научить создавать готовое изделие, с предварительной подготовкой. Распределись время изготовления. Побудить желание вызвать положительные эмоции. Синхронизировать работу обеих рук | Заготовка из гипса, полировочный материал, краски, лак. | Обсуждение. Полировка круговыми движениями, заготовки из гипса, выбор красок и декора. Раскрашивание и покрытие лаком, индивидуально с педагогом. | ||
Квиллинг Открытка маме! | Познакомить детей с элементами техники квиллинг Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. | Бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы, зубочистка, фигерные ножницы. | Рассматривание иллюстраций с композициями. Демонстрация создания элементов, способов формирования квиллинга. Расположение на картонной основе и закрепление с помощь клея. |
Квиллинг Весенние цветы | Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. | бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы, зубочистка, | Рассматривание иллюстраций с композициями. Демонстрация создания элементов, способов формирования квиллинга. Расположение на картонной основе и закрепление с помощь клея. | ||
Квиллинг Зверушки на полянке | Учить детей скатывать полоски бумаги. Фантазировать располагая заготовки. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. | бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы, зубочистка, | Рассматривание иллюстраций с композициями. Демонстрация создания элементов, способов формирования квиллинга. Расположение на картонной основе и закрепление с помощь клея. | ||
Техника оригами | Знакомство с техникой оригами. приемами складывания бумаги развитие мелкой маторики рук. Развитие мышления. | Бумага, клей | Внимательное наблюдение и повторение последовательности складывания бумаги. | ||
Попье-маше Планета в руках | Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: наклеивание салфетки на форму, сжимание, формирование целостного образа. Создание фантазийного образа. | Бумажные полотенца, (туалетная бумага), клей ПВА, воздушный шар, гуашь, нитки., проволока. | Наклеивание пропитанной в клее бумажной массы на шарик, высушивание, раскрашивание, формирование солнечной системы с помощью ниток и проволоки. | ||
Рамка для фото | Закрепление навыков работы с гипсом. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами. | Гипс, форма, петля, подножка из деревянной палочки, декор. | Рассматривание. Вычленение составных частей (рама+ подножка, петля). Гипсовая основа выкладывается в форму, прикрепляются все заготовленные части. высушивается и декорируется выбранными украшениями. |
Работа с гофрированной бумагой | Познакомить с хрупкостью материала. Моделирование образа цветка, используя приемы складывания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности. | Гофрированная бумага, нитки, картон, деревянная шпажка, клей. | Рассматривание иллюстраций. Разрезание на составные части. складывание, закрепление. Расправление цветка. | ||
Объемные цветы | Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезывания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. | Шаблоны разных размеров из цветной оф. бумаги, голубая бумага для фона | Рассматривание иллюстраций. Выбор цвета бумаги. Вырезание лепестков, скручивание, приклеивание на основу. | ||
Конструирование Летний домик | Закрепление приемов складывания бумаги по пометкам. Сооружение объемного изделия из листа бумаги. Развитие глазомара. | Картон, деревянные сосочки, клей, | Рассматривание иллюстраций. Вычленение состовляющих (Стены, крыша, окна, дверь) Складывание по намеченным линиям, наклеивание деревянных палочек. | ||
Работа с нетрадиционн ыми материалами | Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, аккуратность. | Изображение на бумаге, клей, крупы, салфетки, вата, цветной песок. | Рассматривание иллюстраций. Знакомство с сыпучими материалами. Нанесение клея на элементы изображения с помощью кисти, выбор цвета и фактуры, последовательное распределение. | ||
Работа с нетрадиционн ыми материалами | Закрепление техники аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитание интереса к живой природе, аккуратности. | Гипсовая основа, деревянная шпажка, яичная скорлупа, гуашь, лак. | Рассматривание иллюстраций. Знакомство с техникой состаривания. Нанесение клея на элементы изображения с помощью кисти, последовательное распределение скорлупы, покрытие гуашью. |
Содержание программы. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными
(материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, усложнять ил облегчать в зависимости от возрастной группы и добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.