Глава 2 первичная энергия, жизнь

1.1. Божественная субстанция

2.2. Женское начало

3.3. Природа определяемая

Числовое обозначение: 2

Астрологическое соответствие: Луна

Предвечная Материя, прежде чем она уявляется из некогда непроявленного плана и пробуждается к трепету действия под импульсом Фохата, есть лишь «холодное сияние, бесцветное, не имеющее ни формы, ни вкуса и лишенное всякого качества и аспекта». Аспектами Предвечной Материи являются:

- Матерь Милосердия и Знания;

- «Матерь, Жена и Дочь» Логоса;

- Отец, Сын и Святой Дух (относится к женскому началу) – Шакти или Энергия-Естество этой Троицы. Е. П. Блаватская пишет: «В Трансгималайских Учениях… - это есть «Матерь» или абстрактная, идеальная Материя, Мулапракрити, Корень Природы; с метафизической точки зрения коррелят Ади-Буддхи, проявленный в Логосе – Авалокитешвара; и с чисто оккультной и космической точки – Фохат, «Сын Сынов», двуначальная энергия, исходящая от этого «Света Логоса», проявляющаяся на плане объективной Вселенной как скрытое, так и проявленное Электричество, которое есть Жизнь».

Материя, Мулапракрити, Корень Всего – неразрушима и вечна.

Если к Духу относится каждое проявление сознания, рефлективное или непосредственное, или бессознательная преднамеренность, то Материя должна рассматриваться как объективность в ее чистейшей абстракции, как самосущая основа, семеричные манвантарические дифференциации которой составляют объективную реальность, стоящую за проявлениями всех фаз сознательного существования. В период Пралайи Космическая Мыслеоснова как бы не существует.

При Манвантаре Дух двоится и рождается Природа, второй Аркан, объективация, содержащая в себе основы всех форм, жизнеполнота, жизнь, дающая и утверждающая:

- Высший Субъект, Я, Дух, Принцип Любви;

- Высший Объект, Ты, Материя, Принцип Мудрости.

Субъект есть центр, проявляющийся в охватываемой им периферии. Между этим центром и периферией отношения выражаются во взаимном притяжении: Субъект притягивается к Объекту жаждой проявления, Объект притягивается к Субъекту жаждой объединения с ним. Любовь вечно самоизлучается, и сотворенная этим излучением Жизнь вечно стремится выявить скрытую в себе сущность – Любовь. На этом основаны все формы космического притяжения, начиная от духовного притяжения Богом и кончая земным тяготением. Второй Принцип или Аркан есть идея поляризации космической среды. Раз в Космосе проявлен принцип взаимного тяготения, то этот Принцип может быть основан лишь на начале поляризации, то есть на взаимоотношениях двух однородных по существу начал; а раз есть поляризация, значит есть центр и периферия.

Принцип Жизни выявляет центробежную направленность (то есть исходит из центра), а сущность Принципа Любви – всегда и всюду стремясь к Единству – утверждает все более полные синтезы и является выявлением центростремительной силы. Принцип Жизни дифференцирует Божественные возможности, Принцип Любви направляет их обратно в Божественную сущность. И подобно этой коренной силовой поляризации поляризуются все явления жизни, как следствие основной двойственности.

Проявленный мир основан на Принципе двойственности. Единства в нем нет, но оно стоит за кадром проявления.

Философский Принцип первого Аркана есть Принцип единого статичного пространства, второй Принцип – есть Принцип вечного беспредельного движения, то есть времени. В проявленном мире каждое явление надо рассматривать как содержащее в себе два полюса. Один, положительный полюс, будет моментом центростремительной направленности явления, а другой, отрицательный полюс, будет моментом центробежного стремления, а так как центростремительное направление зависит от напряженности и самоизлучения внутреннего субъективного ядра, то этот полюс называется активным. Объективный же полюс, то есть центробежная направленность, зависит от качества среды воздействия субъекта и является по отношению к последнему пассивным полюсом.

Цель человеческой жизни – освобождение от двойственности через ее познание.

Во втором Аркане заложен как единый, так и множественный принцип самосознания, а стремление его (самосознания) к истине есть воля подняться из дифференцированной формы к духовному единству, то есть к утверждению истинной Любви. Но в своем искании на пути освобождения от дифференцированных форм человек должен соединить полюса своей духовной установки во время путешествия по проявленному миру. Только решением проблемы интеграции двойки в объединяющее эту двойку общее начало может быть найден правильный путь от формы к Духу. Иначе какая-нибудь из форм, контрполюс, которой не найдется, может быть принята за единое непостижимое Божественное Начало, и этим будет закрыта единственная возможность достижения истины. При этом надо помнить, что последняя двойственность не может быть синтезирована ничем, что носит имя, форму и название.

Проблемы человеческого Духа и его искания сводятся к правильной установке полюсов. Правильные по отношению друг к другу полюса называются бинерами. Примеры правильных бинеров следующие:

непроявленное – проявленное;

бесконечное – конечное;

эволюция – инволюция;

безличное – личное;

центробежное – центростремительное;

Дух – форма и т.д.

Неправильные бинеры ведут к философской путанице и формируют фантастическое мировоззрение, не соответствующее космической реальности и поэтому остающееся пустой абстракцией.

Таковы теории, построенные философически на неправильном противоположении «дух – материя», ибо реально материи не существует, материальные же формы суть одна из статичных форм вообще. Нельзя также противопоставлять «абсолютное добро» и «абсолютное зло», ибо и то и другое относительны и меняются смотря по уровню сознания и стадии проявления Жизни. Нельзя противопоставлять «принцип Жизни» и «принцип Смерти», ибо смерть не есть принцип, а лишь переход из одной стадии жизни в другую, противоположение которому будет рождение. Правильный бинер – «рождение – смерть».

Жизнь на всех основных четырех плоскостях своего проявления всегда двойственна по своей направленности. На всех плоскостях ее проявления проходят два ее течения: первый – от центра к периферии и второй – от периферии к центру. В духовной жизни человека эти две направленности отражаются: первая – эзотерически – мудростью, вторая – экзотерически – Богопочитанием. В основе каждой религии лежит центростремительная сила – основа искания истины свободного и стоящего на собственных ногах Духа, но выявляется каждая религия культовым Богопочитанием, материализующим духовные достижения физическим символом.

Интеллектуальная жизнь человека также двойственна. Человеческий разум, с одной стороны, стремится к распознаванию и анализу объективного мира, создавая таким образом науку; с другой стороны, жаждет познать свою синтетическую формулу, и, синтезируя по этой устремленности добытое познание, перекраивает его в самосознание, то есть в философию.

Двойственность психической жизни человека выявляется в самоутверждении, с одной стороны, и самоотрицании – с другой. Первое основано на искании истины, второе – на служении Всеобщему Благу.

Среда же относится к коренному этическому бинеру.

И наконец, великая двойственность воплощенной жизни есть разделение на два пола. Есть бинер «мужчина – женщина», который в окончательной форме заключает в себе, символизирует собой и воплощает в себе всю двойственность проявления мира.

Бинер «мужчина – женщина» отражает на нашей планете всю творческую организацию Космоса как результат взаимодействия полярности на разных плоскостях проявления Жизни. Во многих оккультных теориях и книгах мужское начало ошибочно принимают за абсолютно активное, инициативно излучающее, а женское начало, ошибочно же, рисуется по отношению к мужскому как пассивное, воспринимающее и вынашивающее. На самом деле оба Начала на разных плоскостях проявления бывают и активными и пассивными, сохраняя по отношению друг к другу правильную поляризацию.

Женское начало в мире духовном активно, инициативно и излучающе, а мужское начало в мире духовном, по отношению к женскому, пассивно, воспринимающе и вынашивающе. Именно поэтому на интеллектуальной плоскости сознания мужское начало активно, творчески формулирует полученный от женского Начала духовный материал. Женское же начало, интеллектуально распознающее, отличает истинное от ложного, существенное от несущественного в ментальных образованиях.

В мире психическом оба Начала и пассивны, и активны, но направленность их деятельности взаимно противоположна. Мужское начало облекает идейные формулировки в образы и представления, и энергетическим потоком стремится реализовать их на плоскости физической, где оно является началом творящим. Женское начало является великим алхимиком Вселенной, сублимируя, одухотворяя и преображая внутренней красотой и гармонией формы Мира. Оно является началом, растворяющим грубые формы в тонких проявлениях и тонкие проявления в сиянии Духа.

В физическом мире мужское начало активно и является его хозяином, женское начало пассивно, и пассивность его выражается в искусстве приспособления.

Из такой поляризации вытекает Вселенское Сотрудничество обоих начал. Вдумчивый ум всегда может вывести следствия из обозначенных противоположностей мужского и женского и поймет, что ни одно явление мира не может быть сотворено однобоко, одним из начал. Тайна устойчивости форм и соответствия их Космической реальности заключается в гармоническом сотрудничестве двух основных начал.

Книга Природы, которую Женщина второго Аркана держит на коленях, раскрыта перед взором каждого, кто видит тайну взаимных поляризаций. Вся Природа есть результат гармоничного творчества и взаимного самотворчества великих начал и повествует о цветовой гамме их выявления.

На нашей Земле мыслетворчество, принадлежащее мужчине, делает его хозяином материальной жизни и представителем Космического Разума на Земле. Непосредственно воспринимающее сердце женщины раскрывается для чувствознания духовных возможностей, стремящихся реализоваться на нашей Земле, отдает в ее руки духовное руководство, делает ее представительницей духотворчества, носительницей Сердца.

Мы видим из сопоставления разных плоскостей поляризацию женского Начала, двойственность его природы, тогда как мужчина придерживается всегда одной и той же направленности. Эта же двойственность отражается и в двух аспектах женщины на Земле: женщина – жена и женщина – мать, причем оба этих аспекта надо понимать не в зоологическом, а в духовно-психическом смысле. Как жена, женщина приспособляется к мужчине, являясь его помощником и во всем внешнем подчиняясь ему. Ведь мужское начало определяет порядок явлений в среде, оно является субъектом внешних проявлений, накладывая на среду свой отпечаток. С другой стороны, женское начало как духовный руководитель является матерью мужчины и даже собственного мужа. Ведь среда воздействия так же Божественна, как и субъект самосознания, проявляющийся в ней; окончив свое проявление, он растворяется в этой среде, и великие волны Жизни погружают его вновь в единство Любви.

Как духовная мать, женщина является воспитателем и великим алхимиком, преображая мужское сознание, а этим и все его творчество. Внутреннее субъективное господство женского Начала над мужским обеспечивает последнему правильную направленность и возможность возврата в лоно духовного мира. Поэтому женская любовь больше всего отражается в сущности самого принципа Любви, который есть утверждение единства Духа. Духовно активное женское начало и есть носитель чистого принципа Любви, Единой Божественной Силы Вселенной. Поэтому и понятие Бога в образе Матери Мира является наивысшим понятием человека о Боге. Ведь именно Мать Мира, Дух Святой, и преображает все формы мира и весь его в целом, «спасает» его, то есть приводит в первоначальное духовное состояние. Мать Мира любовно носит в Себе все его формы и образы, сотворенные выявлением возможностей Отца – самосознания.

Накопленная Любовью Великая Единая Жизнь, нераздельно слитый с Любовью поток проявления Жизни по спиралям Космоса, переносит эту Любовь от великого к малому, от малого вновь к великому, объединяя существа Вселенной в одно Божественное Братство.

Завет Матери Мира есть самоотрешенность и вверх и вниз, то есть полное неотождествление с каким-либо проявлением. Самоотрешенность вниз есть готовность непредвзятого, непосредственно духовного восприятия. И эта же самоотрешенность по отношению к проявлениям дает возможность сознательно воспринять Великую Песнь Жизни и отождествиться с ее потоком в целом. Так, отрешаясь от части, мы получаем целое, отрешаясь от глотка, получаем полную чашу Жизни. И это слияние с потоком Жизни открывает возможность субъективного самоутверждения сознания на любой стадии его проявления, как носителя и выразителя Великой Любви.

Отождествленность сознания со всем потоком Жизни есть Космическое Сознание, чувствующее и переживающее все объекты мира и весь объект проявленности как самое себя великим и никогда не устающим Сочувствием.

Беспредельна и бесконечна Жизнь, ибо она проявляет беспредельность и бесконечность возможностей, заключенных в невыразимом Абсолюте. Растворяя одни возможности самосознания, она вызывает в нем жажду новых накоплений, заставляет его черпать все новые и новые потенциалы из Океана Непроявленного и вновь реализует их, унося по беспредельности пространств и времен, и вновь синтезирует их в сияниях Духа, постоянно проявляясь по отношению к алефу (первому Принципу), как покорная жена и как опекающая его мать. Итак, в корне проявленной космической Природы лежит принцип двойственности, а это означает, что для своего проявления единство потенциальной возможности должно всегда поляризоваться, раскалываться на плюс (+) и минус (-), или на Субъект и Объект проявления. Эта поляризация проходит через все миры, и по мере удаления от центра к периферии, то есть от духовной плоскости проявления к физической, все более дифференцируется. Великие духовные синтезы, Принципы проявленного мира, дифференцируются каждый на целые системы идей; каждая идея поляризуется многократно в образы и представления, энергетические свои проявления на психической плоскости. И, наконец, целый дождь форм, фактов и явлений излучается этими объединяющими их психическими образованиями. Схематически это можно представить так:

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Эти дифференцирующиеся поляризации образуют целую сеть проявлений мира; нити мира переплетаются, и найти в этой сети поляризации соответствующий полюс и есть именно то, что называется Мудростью; реализовать правильные противоположения в своей деятельности и жизни называется искусством жить. Из утверждений не соответствующих друг другу полюсов вытекают все неправильные и беспочвенные мировоззрения, а из применения таковых в жизни может выйти лишь неправильная кармическая путаница, отягощающая индивидуальные пути эволюции людей. Поэтому содержанием второго Аркана является Мудрость, так же как содержанием первого Аркана является Любовь.

Мудрость в корне своем заключается в правильном восприятии космических соответствий, в распознавании истинного и ложного, в чувствовании всенаполняющего Вселенную принципа Любви. Поэтому Мудрость есть проявление Сердца, проявление Женского Начала.

В центрофугальном потоке проявлений от излучений центра к поглощающей периферии совершается дифференциация первичного излучения Любви на все более частичные и многообразные уплотненные формы проявления.

В обратном направлении, от периферии к центру, в потоке интеграции (то есть соединения основных составных частей в одно целое) разрозненных форм в объединяющий их поток Духа, в алхимической работе преображения материала, руководящую роль играет начало женское. Оно возвращает все сотворенное к первоначальному Единству, пробуждая его в сознании каждого явления и утверждая его взаимной связью всего проявленного, его самой сокровенной сущности. И это сознание связи со всем существующим и есть та форма сознания, которая называется Космическим Сознанием. Поэтому Вивекананда говорит: «Чтобы познать Бога, мы все должны стать женщинами».

В каждой форме, в каждом явлении скрещиваются два потока дифференциации и интеграции. Там, где преобладает центрофугальное направление, формы находятся в состоянии инволюции, то есть в состоянии изживания своего творческого потенциала. Там, где преобладает центрофугальное направление, формы находятся в состоянии эволюции, то есть в состоянии раскрывания своей Духовной Сущности.

Этот закон ярко проявляется на Земле и в жизни народов. Народы инволюционирующие, то есть стареющие, изживающие свои творческие возможности и оскудевающие духом, живут под знаком подавления женского Начала. У таких народов женщина играет второстепенную роль и порабощается постепенно грубеющим мужским началом. У народов эволюционирующих, идущих по пути одухотворения своих проявлений, то есть по пути культурного строительства, женщина начинает играть все большую и большую роль. Поэтому культурный уровень народа, то есть уровень его одухотворенности, можно оценивать по его отношению к женщине и той степени уважения, которая проявляется им к женскому духотворчеству. По этому признаку можно узнать, какие народы находятся на нисходящей линии снижения и сужения сознания, а какие – на восходящей линии повышения и расширения сознания в своем культурном развитии.

Гармоничное сотрудничество обоих полов предохраняет народ от одичания, так как женское начало всегда будет проводить в его психику новые духовные возможности и давать материал мужскому реализационному творчеству. Такие народы были бы предохранены от духовного оскудения, а следовательно, и от смерти. Гармоничное сотрудничество двух начал обеспечило бы народам бессмертие, то есть возможность беспредельного культурного развития.

Космическое сознание, то есть чувствознание или непосредственное восприятие глубокой связи между всеми формами периферии и их центром, лучше всего выражается формулой: «не «Я», но «Ты», ибо всякое «Ты» воспринимается как «Я» и во всяком «Ты» чувствуется «Я» без различия плоскостей, на которых это «Ты» проявлено. Эта формула является мантрамом второго Аркана.

Нити Матери Мира протянулись сверху донизу, от центра ко всякой точке периферии и в этом центре утверждено их единство, обуславливающее связь между ними. Поэтому нельзя любить ближнего, не любя Бога. Возможно ли утверждать связь между формами периферии и не установить Принцип Общего Блага, отвергая в то же время их глубинное Единство – Бога? Только ища Истину, стремясь к центру, то есть любя Бога, мы можем живо и непосредственно ощутить связь с ближним и работать на Общее Благо.

Второй Аркан есть Принцип, раскрывающий нам тайну притяжения периферии к центру, устанавливаемому началом Сердца, началом женским. Мудрость заключается в ясном распознавании между Духом и его проявлением, между вечным Субъектом и беспредельной объективностью его самораскрытия. Мудрость устанавливает правильное взаимоотношение между этими основными полярностями, отражающимися во всем многообразии космических взаимополяризаций.

ГЛАВА 3 МИРОВОЙ РАЗУМ

1.1. Божественная природа

2.2. Принцип Рождения

3.3. Отделение частности

Числовое обозначение: 3

Астрологическое соответствие: Венера

Изображение третьего Аркана: на кубическом камне, стоящем на отрезке шарообразной плоскости, земной поверхности, сидит женщина, собирающаяся произвести на свет. Ноги ее опираются на серп Луны, готовой принять ее дитя. За спиной женщины большие крылья. На ней – длинное одеяние, подпоясанное золотым поясом, на голове – золотой обруч. Вокруг головы сияют венцом двенадцать звезд. Вся фигура находится на фоне восходящего Солнца и облечена в его лучи. Это и есть жена, облеченная в Солнце Апокалипсиса (Апок., XII, 1-2).

Вселенная – это результат взаимодействия двух полюсов, проявленных на всех плоскостях. Само существование полюсов утверждает бытие того существа, того Общего, из которого они истекли, ибо оба полюса выражают это единство двух различных аспектов и двух различных направлений динамического проявления.

Эти два полюса притягиваются друг к другу: но самим своим притяжением они ищут ту единую точку, из которой истекли. Этот их исток по отношению к полюсам своего проявления нейтрален или андрогинен. Между полюсами течет постоянный силовой поток излучения Субъекта и притяжения Объекта. И там, где эти две силы уравновешиваются, вспыхивает искра осознания своего существа. А раз такое осознание вспыхивает, то оно и находится над обоими полюсами, и принцип, объединяющий их, найден. С другой стороны, те же самые поляризации во взаимном искании своего единства связаны общим творческим стремлением, в результате чего и образуется тот единый исток, составляющий их сущность на более плотной плоскости их проявления. Таким образом, два полюса творят «вверх» (находят свой синтез) или «вниз» (когда производят синтетический, но уплотненный и оформленный отпечаток своего объединения).

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Взаимопритяжение между полюсами, достигая в гармоничном сотрудничестве сознательности, то есть утверждения общего истока, порождает вверх образ этого Единства – Любовь, и отражает это Единство в среде взаимного проявления порождением вниз, то есть творчеством. Причем женское начало инициативно в искании истока, мужское же начало инициативно в творческом отображении истока в материале среды проявления обоих.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Наиболее общей является следующая формула.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Самосознание выражает собой Субъект, принцип Жизни – Объект его проявления. Взаимоотношение между Субъектом и Объектом порождает сознание. Первоначальный импульс к проявлению погруженного в самого себя не может обладать сознательностью, ибо сознание не есть самосознание и предполагает всегда наличие двух: Субъекта – погруженного в свое Единство, всеобъемлющего, всеприсущего, всеблаженного, всесвободного, но несознательного импульса Любви, и Объекта – потока проявления Жизни, который сам по себе, без присутствия наполняющей его сущность Любви, лишен сознания, и выражается в механическом принципе движения.

Сознание вспыхивает от взаимного проникновения двух принципов, и степень его зависит от степени проявления Субъекта и от степени поглощения его Объектом. Чем более поглощен Субъект Объектом, тем менее сознательна форма его проявления, тем менее одухотворена она; чем более освобожден Субъект от Объекта, тем шире сознание формы его проявления и тем она одухотвореннее. Но слишком большое приближение к поглощению Субъектом Объекта вызывает нежелание проявления, то есть творчества, и выводит из проявленного мира. Равновесие между Субъектом и Объектом на линии сознательности порождает особый вид сознания, лучше всего приспособленный для творческого проявления, то есть для отпечатывания первоначального единства Духа и его возможностей в форме. Такая форма сознания, в которой Субъект и Объект уравновешенны, а следовательно происходит вспышка ощущения их взаимного потока, называется Разумом, отражающим в себе этот единственный поток и воплощающим его духовный потенциал в мире проявленном. В космическом масштабе такая форма сознания называется Мировым Разумом, Творцом всего Сущего, Великим Архитектором Вселенной, ибо она суммирует и синтезирует все творческие проявления, становясь творческим проявлением первичного бинера Любви и Жизни.

Разум, дитя Любви и Жизни, не может быть сухим и бессердечным, ибо производит формы, сотворяя все их импульсом Любви Вселенской. Разум не может быть статичным и закоснелым, так как в динамике творческих форм проводит принцип вечного движения Единой Жизни.

Истинный Разум – это единственно живое, полное Любви творческое начало мира. И только его земное вырождение – мелководный рассудок людей, благодаря срыву человеческого сознания и отрыву его от Космического Принципа, нередко становится безжизненным, безлюбовным, засушивающим, мертвящим началом.

Только при наличии равновесия между Субъектом и Объектом, то есть при условии правильного сотрудничества двух основных начал, возможно правильное распознавание и истинная оценка явлений. Только при условии нахождения этой точки равновесия, сливающей и отражающей в себе Субъект и Объект в их полном проявлении; то есть при наличии Разума, возможно истинное творчество – запечатлевание дальше в формах и явлениях мира истока Любви и Жизни.

Мировой Разум отражает в себе, объединяя породившие его полюса, Единство Духа. Точно так же и в человеческом познании инициатива должна пройти сквозь призму Разума, чтобы приобрести истинно творческую силу, но именно Разума, отражающего в себе ядро Духа, Любовь и пластичность преображения.

На великом принципе Любви, проявляющемся в вечно бегущем потоке Жизни и гармонично оформляющемся Мировым Разумом, построен весь Космос в его целости, в каждой отдельной его части. Поэтому в Космосе ничто не творится, но все рождается из бесконечного числа отражений в призме Творческого Разума взаимно поляризующихся начал Любви и Жизни. А так как Разум есть самая совершенная форма и из него вытекают все производимые в Космосе явления, то все в мире сознательно. Нет бессознательных явлений, нет форм, лишенных сознания; весь план Космического строительства сознателен и разумен, и случайности в нем исключены.

Искание истока синтезирования полярностей в находящемся на более высокой плоскости сознания Единстве есть рождение вверх. В приложении к человеку это есть процесс познания, причем находимые синтетические формы суть опять-таки сознательные, разумные явления, одаренные подвижностью Жизни и самопроявлением Любви. Эти искания Единства в мышлении и чувстве есть само по себе проявление Любви и ее истока на интеллектуальной и психической основе.

Творческая жажда полюсов – проявление их стремления друг к другу, и если их объединение отпечатывается на среде проявления, то это есть порождение вниз. Земное человечество является на нашей планете представителем Мирового Разума, проводником в специфические формы Земли творческих импульсов Космоса. Оно должно было бы преобразить земной интеллектуальный, психический и физический материал, заложенный в его Разум и Духотворчество. Такой процесс и есть истинное Культурное Строительство. Но вместо применения к земному материалу Космического Духотворчества, разум человечества поработился этому материалу, потерял связь с Космическим Разумом и задачу свою выполнил лишь частично.

Порождение синтезов, рождение вверх, часто называется на оккультном языке «нейтрализацией бинеров вверх».

Порождение полярностями в формы своего проявления (а не в мир более тонкий) называется на оккультном языке «нейтрализацией бинеров вниз».

Схематически оба процесса выражаются треугольниками – отсюда символическое значение этой геометрической фигуры. Треугольник, направленный вершиной вверх, называется эволюционным тернером, или треугольником эволюции. Треугольник, направленный вершиной вниз, называется инволюционным тернером, или треугольником инволюции.

В Космическом Строительстве, где срыва сознания, как в человеческом строительстве, быть не может, оба процесса совершаются одновременно. Космическое начало на каждой ступени своего проявления, порождая вверх свой синтез, запечатлевает его в форме, служащей вехой для идущих за ним сознаний.

Раз все творчество вытекает из бесконечного ряда поляризаций, раз оно все сознательно и в нем нет места случайности, то оно закономерно, и Субъектом этой закономерности является сам Мировой Разум, отражающий в себе все субъективное абсолютное Единство.

Эта закономерность является внутренней природой Разума и методом его проявления. Следовательно, закономерность – есть закон, Закон тернера, причем тернер двойственного порождения: вверх – абстрактен по отношению к поляризации синтеза, а вниз – конкретен по отношению к форме проявления.

Общая формула Творческого Мирового Разума отражается и в разуме человеческом непреложным законом логики.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Это есть заключение, на котором строится мировоззрение. Этот закон логики, испокон веков известный человечеству, есть внутренний закон интеллекта в искании своего истока и в творческой жажде запечатлевания в формах.

Еще раз важно подчеркнуть умение правильно распределять полюса, ибо на правильной поляризации зиждется как распознавательный, так и творческий процесс Разума, предохраняющий от самоискажения, не способного отразить истину мира и творчески запечатлеть ее в форме. К тезе надо всегда правильно найти антитезу и напряжением субъективного преображения сознания найти синтетический их исток. Такой процесс называется «синтетическим мышлением».

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Жизнь в своих преображениях поляризуется на смерть старых форм и рождение из них новых. Эти два момента постоянно скрещиваются в каждом живом существе, которое одновременно принадлежит потоку постоянного умирания и потоку постоянного рождения: именно поэтому оно живо, то есть, вечно меняясь в своих проявлениях, отражает вечно подвижный принцип Жизни.

Течение жизненного процесса строится между полюсом смерти и рождения. Точка равновесия обоих процессов – необходимое условие появления живой формы.

В синтезе сознания живого человечества можно привести следующие тернеры Творческого Разума.

1.1. Духовная плоскость сознания имеет три принципа:

а) принцип творящий;

б) принцип растворяющий;

в) принцип сохраняющий.

Это дает знаменитый треугольник Вед, Тримурти, выражающий принцип трехликости Божества и порождающий четвертый принцип – Индру (личный Бог, Божественная форма) (рис. 7).

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

На этом же принципе основан знаменитый треугольник Ведантизма, порождающий четвертый принцип – Вселенная Космоса.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

А также и треугольник в христианской концепции: Отец, Сын и Дух Святой.

В православии этот треугольник повернут вершиной вверх.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

А в католицизме – вершиной вниз.

Этими треугольниками характеризуется направление обеих церквей, принципы их разделения и внутреннего антагонизма.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

2.2. Ментальная плоскость.

Каждое явление принадлежит одновременно дифференцирующему закону причинности и интегрирующему закону целесообразности. Каждое явление в Космосе можно рассматривать как результат дифференцирующего проявления или интегрирующего стремления к первоистоку. Только при участии обоих направленностей обнаруживается истинная закономерность явления, раскрывается его значение и внутренний смысл.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

На причинности основано Знание, на целесообразности основана Вера, в синтезе они дают истинную Религию, раскрывают смысл Жизни Вселенной и порождают вниз форму проявления этой религии – культ.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Причинность отражается в наших Обязанностях, целесообразность дает нам Права. Вверх они синтезируются в принцип Долга, основанный на обоих полярностях, вниз они порождают Свод законов, регулирующих их взаимоотношения.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

3.3. Психическая плоскость.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

4.4. Физическая плоскость.

Любовь между мужчиной и женщиной, их влечение друг к другу есть искание Божественного начала в человеке другой поляризации. Брак есть их объединение, это не пустая абстракция, а живое рождение вверх синтеза человека. Поэтому во всех религиях брак есть таинство, ибо рождение в Тонком мире полного человека есть величайшее желание, доступное земному человечеству.

Физический ребенок, результат их единения, запечатлевает на себе свойства отца и матери, и является, пока он ребенок, отражением световой синтетической сущности, объединяющей родителей.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

На этой же плоскости приведем пример экономический.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Такие треугольники необходимо составлять относительно всех жизненных проявлений (то есть тезе найти антитезу), а, найдя их, синтезировать, ибо они отпечатывают правильное взаимоотношение факторов и ведут к истинному познанию великих и малых мировых явлений.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Выявление треугольника синтетического мышления во много раз ускоряет и облегчает работу нашего интеллекта и предохраняет его от ненужных исканий, блужданий и от создания ложных мыслеобразов.

глава 2 первичная энергия, жизнь - student2.ru

Приведем еще один знаменитый исторический пример тернера Кармы.

Провидение есть общий план космической эволюции, отражающий в себе инициативу Божественного Творчества. Рок есть накопленный результат прошлых реализаций, определяющих последствия и покорных закону причинности. Воля есть целесообразная устремленность к будущим достижениям, к реализации идеалов.

Этот треугольник составлен Фабром д’ Оливье в начале XIX столетия. Знаменитый французский оккультист и историк объясняет различные периоды творческого развития человечества взаимоотношениями между вершинами треугольника.

Если все три вершины треугольника действуют в человеческом сознании равновесно, то есть во всем прошлом сознается реализация Божественного Предначертания, то наступает мудрый период светлого культурного строительства народа, без потрясений, войн и революций, с правильным иерархическим распределением сотрудников строительства и с озарением всего строительства соответствующей космическим реальностям идеологией.

Если человеческая Воля в союзе с Провидением, но игнорируя прошлые накопления, то есть Рок, стремится строить будущее, то в народе возникают сильные личности, вожди, заставляющие народное сознание перешагнуть через несколько ступеней эволюции. Такая комбинация необходима, если накопления Рока отрицательны. Союз Воли с Провидением всегда победоносен над Роком.

Иногда Провидение соединяется с Роком против искаженной волевой инициативы. Это совершается в периоды, когда присутствие волевых личностей искажено неправильными концепциями, ложными представлениями, незаконными мотивами действий. В таком случае народная масса, изживающая накопление причинностей, в закономерности Рока и своей психике видит отражение Божественного начертания, призванного корректировать ошибки вождей. Масса становится выше передовых волевых личностей и в союзе с Провидением побеждает их. Наступает период психологического детерминизма и общественного коллективизма.

Рок может соединиться с Волей и в союзе с ней бороться с Провидением. Народы, на основании традиций прошлого, решают через своих инициати

Наши рекомендации