В мире художественного слова е.и. носова
Ситуация, в которую попадает персонаж рассказа, необычная, почти фантастическая. Обречённый на то, чтобы попасть в суп, петух спасён. Что способствовало этому? Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случай — голос патефонного петуха.
Писатель с самого начала рисует петуха так, что у него появляются, помимо Витьки и бабушки, другие сочувствующие - читатели. Петух изображён сочно, яркими красками. Зримо представляешь его красоту, отвагу, гордую осанку.
1. Прочитайте отрывок от слов: «На шее - огромное ожерелье...» до слов: «...как истинный гвардеец». С помощью каких изобразительных средств создаётся образ петуха?
Вы когда-нибудь слышали, как на утренней зорьке, ра-но-рано где-то невдалеке раздаётся петушиный голос? Писатель об этом скажет очень коротко и очень точно. Петух кукарекал зарю. Носов пользуется неожиданными эпитетами, метафорами, сравнениями и при создании образа природы. Они не просто расцвечивают картину, но будят у читателя фантазию, побуждают точней и ярче представить себе ситуацию, эпизод. Вот как создаётся ощущение лютого мороза - виновника беды: мороз не сдавался, трещал в старых брёвнах дома, проступал колючей солью на оконныхруч-ках и шляпках дверных гвоздей. И когда бы мы ни читали рассказ, нам вдруг станет зябко, холодно.
2. Определите изобразительные средства для характеристики зимней дороги, солнца, петуха: замаслилась дорога; лохматая изморозь; солнце в зловещем ореоле; длинный хвост волочился по земле, как плащ.
Не чуждается Носов и просторечных слов, но употребляет их крайне редко, осторожно. Только тогда, когда они' необходимы. Вот эпизод: Витька сочувствует петуху, переживает за него. Как с понимающим другом мальчик разговаривает с обречённым, пытаясь убедить его потерпеть. И как бы неожиданно в речь мальчишки вплетается резкое, но точное слово. Какое?
- Больно, а?Я тоже раз нос поморозил. И ничего. Поболело немножко, а потом зажило. Ты терпи, не поддавайся. А то башку отрубят.
3. Теперь попытайтесь сделать вывод: какими художественными средствами пользуется писатель в рассказе?
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
Виктор Фёдорович Боковродился в 1914 году в семье крестьянина. Вырос в Подмосковье. Стихи начал писать рано. Его талант высоко оценил М.М. Пришвин. В. Боков всю свою жизнь увлекался собиранием фольклора, что отразилось в его поэзии: в ней присутствуют юмор и напевность, свойственные произведениям устного народного творчества.
На стихи В. Бокова созданы многие известные песни: «На побывку едет...», «Я назову тебя зоренька...», «В чистом иоле ясный месяц...» и ряд других.
Прочитав стихотворение, ответьте на вопрос: на что обращает наше внимание поэт в природе любимого края?
ПОКЛОН
Стороне моей лесной
Шлю поклон я поясной,
Сосенкам, берёзкам,
Всем лесным дорожкам.
Ручейкам, озеркам,
Всем непойманным зверькам:
Белкам и куницам,
Зайцам и лисицам.
Низко кланяюсь траве,
Тёмной ночи и заре,
Омутам и мельницам,
Песенницам-девицам.
Два поклона соловью,
Как коллеге своему.
Говорят, у соловья
Народились сыновья.
Как ему живётся?
Как ему поётся?
С этой жизнью я знаком,
День начался — нужен корм!
В чаще иволга поёт.
Не меня ли узнаёт?
Солнце тонет в небе,
Полдень полон неги.
Сел на камень отдохнуть,
Расстегнул пиджачок.
Не успел чихнуть:
— Будь здоров, землячок! —
Вся родная сторона
Говорит эти слова.
В.Ф. Боков Н.М.Рубцов Р.Г Гамзатов
Николай Михайлович Рубцов(1936—1971) родился в посёлке Елец Архангельской области. Написал множество стихотворений о своей малой родине, русской природе и истории. Человек и природа в его поэзии связаны неразрывно, составляют единое целое. В своём творчестве Н. Рубцов продолжает и развивает традиции лирики С. Есенина.
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы... Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной...
Я так люблю осенний лес,
Над ним — сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: — Я был в лесу листом! —
Сказать: — Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою...
Расул Гамзатович Гамзатов(1923—2003) родился в селе Цада Хунзахского района Дагестана. Народный поэт Дагестана, лауреат Ленинской и Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт XX века» и многих других правительственных наград и литературных премий.
Его стихи и проза о родном крае, его природе, истории широко известны не только в России. Они переведены на десятки языков народов мира.
Многие стихи Р. Гамзатова стали песнями.
ПЕСНЯ СОЛОВЬЯ
Слышишь песнь соловья?
В ней звучит торжество.
Но о чём он поёт?
Неизвестно, увы, никому.
Я уверен:
О родине песня его.
Ведь другая давно б надоела ему!
Вопросы и задания
1. Какой заголовок дали бы вы разделу, в который включены стихотворения В. Бокова, Н. Рубцова и Р. Гамзатова? Какие ещё произведения включили бы вы в этот раздел?
2. Выучите наизусть одно из стихотворений, посвящённых родной природе, и прочитайте его в классе.
Василий Иванович Беловродился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области. Начинал как поэт, но настоящее признание получила его проза для детей и взрослых. Наряду с рассказами, повестями, романами пишет небольшую лирическую прозу — яркую, одушевлённую. В ней он выступает и как поэт, и как прозаик.
ВЕСЕННЯЯ НОЧЬ
Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье. Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала.
Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься дерева. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами тёмные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Будто раскалилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает.
Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки; они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. На берёзах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются, делают свой уток и основу. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие, в детский ноготок, листочки. Солнце выходит очень быстро. Яростно-новое, с неопределёнными очертаниями, оно греет ещё бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. Птицы поют взахлёб, земля продолжает сопеть и попискивать, всё поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!
Да не будет конца. Но там, за чередою весенних дней, земля уж обрастает жирной травой. Зелень полян незаметно теряет свою первозданную свежесть, и жёсткими бородавками покрывается когда-то нежный берёзовый лист. Ленивеют и толстеют в небе опаловые облака, идущие все в одну сторону, надменно, самодовольно начинают рычать огрубевшие громы. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса, ползут и ползут по веткам бородатые мхи. В земле, меж миллионов корней, враждующих и борющихся за её кровь, цепко ветвятся, проползают грибницы. И никому не известно, что творится в тёмном земном нутре, только поверх тут и там поднимаются красные шапки мухоморов. В такую пору в лесу впервые ощущается запах гнили. Ещё не стихло зелёное, разнузданное пиршество лета, а нити грибных дождей уже напрасно сшивают самобраную июльскую скатерть: в сентябре одно за другим всё умирает, засыпает будто в похмельном сне.
Зачем же, ради чего была тогда и весна? Если в декабре снова всё в мире оцепенело, если опять всё сковано ледяными цепями, белою снежною шубой?
Но снова ждёшь почему-то такой же весенней ночи. Ждёшь, хотя знаешь, что с нею придёт то же самое и что всё будет точь-в-точь как и раньше.