Храмовый комплекс в Карнаке (16-15 вв. до н.э.)

Большой храм Амона-Ра (16в. до н.э., архит. Инени)

Декоративное убранство храма, выдержанное в строго лаконичном стиле, формируется средствами декоративного рельефа пилонов и колонн, монументальной скульптуры (сфинксов, изображений фараона). Фасад, обращенный к Нилу, имел вид пилона, оформленного декоративным рельефом. Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. Затем вдоль одной оси развиваются пространства колонного зала и прямоугольного двора, разделенные пилоном меньшего размера также оформленным рельефом. Между колонн портиков, окружающих двор были расположены колоссальные статуи Тутмоса I. Монументальная скульптура (аллея сфинксов) формирует торжественный подход к фасаду здания со стороны Нила.

Храм богини Мут (16-15 вв. до н.э., архит. Аменхотеп)

Идея храмовой дороги торжественных процессий воплощена средствами архитектуры, декоративного рельефа и монументальной скульптуры: центральная колоннада зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона, и сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

(16 в. до н.э., архит. Сенмут)

Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал.

Скульптура. В святилище было свыше двухсот статуй. Статуи Хатшепсут, стоявшие в разных местах храма, изображали царицу то фараоном, то богом Осирисом, то сфинксом. Суживающееся книзу лицо, очень широко расставленные миндалевидные глаза с крутыми дугами бровей, нос с горбинкой, маленький рот и круглый подбородок — все это неизменно воспроизводится на каждой статуе. Разные по назначению статуи отличаются друг от друга.

Монументальная скульптура, предназначенная для внешнего оформления здания (колоссы, стоявшие перед колоннадами, сфинксы), отличалась обобщенностью образа и выявлением наиболее характерных черт внешности Хатшепсут, была рассчитана на восприятие с большого расстояния.

Пять статуй из главной молельни храма, имевшие культовый характер, должны были, согласно египетским верованиям, возможно ближе воспроизводить конкретный образ фараона, поэтому их выполнение было поручено лучшим мастерам. Центральная статуя жрицы была сделана из близкого к мрамору известняка, а лица и руки четырех остальных окрашены в розовый цвет и покрыты лаком. Статуям присуща мягкость трактовки, тонкость воссоздания индивидуального образа царицы. Скульптурные портреты знати выполнялись с повторением черт правящего фараона.

Интерьеры. Богатству оформления храма соответствовала внутренняя отделка - с золотыми и серебряными плитами полов; инкрустированной бронзой дверей и т. д.

Новое царство (поздний период)

Для фиванского искусства начала 19 династии характерно стремление вернуться к традициям искусства Фив доамарнского периода. Отличительной чертой храмовой архитектуры было стремление к грандиозным масштабам, большей пышности и блеску, что влекло за собой нередко перегруженность фасадов и интерьеров архитектурными элементами.

Круглая скульптура играет по-прежнему важную роль в формировании образа храма - перед пилонами и колоннами и между колоннами ставились колоссальные статуи, изображающие царей. Скульптурные изображения царей помещались также в интерьерах храмов и гробниц.

В росписях и рельефах гробниц времени 19 династии при тенденции к возвращению доамарнской традиции, отмечается большая живость и реализм образов и манеры изображения (изображение теней, естественного цвета кожи и т. д.)

Поминальный храм Рамсеса II

("Рамессеум", ок. 1294 - 1213 до н.э., архит. Пенра)

В первом дворе храма стояла колоссальная статуя царя - монолитная скульптура, весившая 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту. Построив этот двор и входной пилон, Рамсес II значительно расширил храм Амона, возведенный при Аменхотепе III. Теперь его длина составляла 254 м.

Первоначально второй двор был украшен северной и южной колоннадами, а также портиками с осирическими столбами вдоль восточной и западной сторон. Ныне стоят только остатки осирических столбов с северной стороны. Трем проходам гипостиля соответствуют три пандуса (видны два). Центральный пандус фланкирован сидящими статуями Рамсеса II. От правой сохранилась лишь голова, от левой - торс и ноги.

Интерьеры. Возрастает роль колонн в оформлении интерьеров. Средние, более высокие проходы гипостилей оформлялись колоннами в виде раскрытых цветов папируса, для боковых проходов сохранились колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили изображали нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Общая символика храма - дом бога солнца, рождающегося из цветка лотоса. Над дверью пилона изображается крылатый солнечный диск.

«Стремление придать зданию возможно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вывала увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн»[5].

Наши рекомендации