Современное медиаискусство – это поиск новой художественности или отражение деградации общества?

План проведения дебатов:

1. За неделю до даты проведения данного занятия педагог разбивает группу на четыре сообщества для совместной работы над презентациями.

2. В ходе занятия студенты последовательно представляют свой материал по презентациям.

3. Студенты представляют презентации о ведущих жанрах нового медиаискусства.

4. Просмотр и обсуждение произведений медиаискусства в жанрах видеоарта, медиаинсталяциих и др. (по выбору студентов).

5. Дебаты на тему: «Современное медиаискусство – это поиск новых художе- ственных форм или отражение деградации общества?»

Презентация № 1 Истоки медиаискусства

Гносеологические: философия постмодерна, деконструктивизм.

Эстетические и художественные: узкоформатное и короткометражное экспе- риментальное кино, концептуальное искусство, гиперреализм.

Презентация № 2 Классификация медиаискусства

Качества медиаискусства: перформативность, инсталляции, интерактивность, мультимедийность, цифровой формат.

Основные жанры медиаискусства: видеоарт (виджеинг), саунд-арт, медиаинсталляция, медиаскульптура, медиаперформанс, медиаландшафт, сете- вое искусство (интернет-арт или нет-арт, веб-арт), телекоммуникационное искусство, искусство новых медиа, цифровая фотография и др.

Презентация № 3

Видеоарт (виджеинг), саунд-арт, медиаинсталляция, медиаскульптура,

Медиаперформанс, медиаланшафт как жанры медиаискусства

В презентации должна содержаться общая характеристика представленных выше жанров и конкретные примеры произведений, выполненных в форме этих жанров.

Презентация № 4

Сетевое искусство (интернет-арт или нет-арт, веб-арт), телекоммуника- ционное искусство, искусство новых медиа как жанры медиаискусства

В презентации должна содержаться общая характеристика представленных выше жанров и конкретные примеры произведений, выполненных в форме этих жанров.

Литература Основная:

1. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

2. Черных А.И. Власть демократии – власть медиа?: М.: ГУ ВШЭ, 2007. [Электронный документ]: https://www.hse.ru/data/2010/05/07/1217274077/ WP14_2007_04.pdf (дата обращения: 12.08.2017).

Дополнительная:

3. Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерно- сти, особенности влияния на аудиторию. М., , 2004.

4. Антология российского видеоарта. Москва, 2002.

5. Информационная база по медиа-искусству (имена, места, организации, фестивали, медиатека) на английском языке / Monoskop [Электронный документ]: https://monoskop.org/Monoskop (дата обращения: 12.08.2017).

6. Медиаискусство /Живой журнал. [Электронный документ]: http://io- om.livejournal.com/1915.html (дата обращения: 12.08.2017).

7. Что такое медиаискусство? / Interview Россия. [Электронный документ]: http://www.interviewrussia.ru/art/chto-takoe-mediaiskusstvo дата обращения: 12.08.2017).

8. Кузнецова А. Медиаинсталляция: Структура познания / Vimeo. [Элек- тронный документ]: https://vimeo.com/54638982 (дата обращения: 12.08.2017).

9. Music of the Spheres / Vimeo [Электронный документ]: https://vimeo.com/180306696 (дата обращения: 12.08.2017).

Теоретический коллоквиум

Артефакт медийный

Безопасность медийная Видео-арт

Видеоарт (виджеинг) Видеотекст Видеоэкология Восприятие медийное Дезинформация медийная Жанр медийный Искусства медийные Искусство новых медиа, Медиаграмотность Медиаинсталляция Медиакультура Медиаландшафт Медиалогия Медиаперформанс Медиаскульптура

Саунд-арт

Сетевое искусство (интернет-арт или нет-арт, веб-арт) Телекоммуникационное искусство

Цифровая фотография

Вопросы зачетного собеседования

1. Медиакультура как предмет изучения.

2. Медиакультура как знаковая система.

3. Социальные функции медиакультуры.

4. Техническая революция эпохи модерна. Медиаинновации.

5. Электронная культура. Триумф кинематографа. Возможности телеви- дения.

6. Трансформация медиасреды в эпоху глобализации. Вызовы глобализа- ции.

7. Метаморфозы экранной культуры. Интернет и «волна» цифровой рево- люции.

8. Миф как коммуникативная система. Миф как инструмент власти.

9. Медиакультура и мифотворчество. Виртуальные мифы и реальность новой России.

10.Методологические аспекты социально-культурной модернизации. 11.Особенности российской модернизации. Модели развития массмедиа

как социального института.

12 .Медиакультура как катализатор диалога власти и общества.

13 .Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: история вербально-изобразительных средств коммуникации.

14 .Этапы становления медиакультуры как знаковой системы: от аудио- культуры к мультимедиа.

15 .Изменение роли коммуникации в культуре информационном обществе. 16.«Реальность» и «знание» в современной медиакультуре».

17.Истоки медиаискусства. 18.Классификация медиаискусства.

19 .Видеоарт, саунд-арт, медиаинсталляция, медиаскульптура, ме- диаперформанс, медиаланшафт как жанры медиаискусства.

20 .Сетевое искусство, телекоммуникационное искусство, искусство новых медиа как жанры медиаискусства.

Практические задания на зачетном собеседовании

1. Охарактеризуйте видеоарт как жанр медиаискуссва. Приведите пример и проанализируйте его.

2. Охарактеризуйте саунд-арт как жанр медиаискуссва. Приведите при- мер и проанализируйте его.

3. Охарактеризуйте медиаинсталляцию как жанр медиаискуссва. Приве- дите пример и проанализируйте его.

4. Охарактеризуйте медиаскульптуру как жанр медиаискуссва. Приведите пример и проанализируйте его.

5. Охарактеризуйте медиаперформанс как жанр медиаискуссва. Приведи- те пример и проанализируйте его.

6. Охарактеризуйте медиаланшафт как жанр медиаискуссва. Приведите пример и проанализируйте его.

1. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «Мы уже не способ- ны верить, но верим в того, кто верит. Мы уже не способны любить и любим лишь того, кто любит. Мы не знаем, чего хотим, и хотим лишь того, чего хочет кто-то».

2. Прокомментируйте слова Д. Рашкофф: «Творящаяся сейчас неразбери- ха, когда невозможно с уверенностью отличить таблоидные телешоу от постановочных телефильмов, показывает, насколько зыбкой стала гра- ница между реальностью и вымыслом в современных медиа и как их смешение сплошь и рядом сводит на нет усилия пиарщиков».

3. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «Происходит нечто вроде всеобщего уклонения, в процессе которого желания, способно- сти, знания оказываются не то чтобы заброшенными, но отставленны- ми для второй инстанции».

4. Прокомментируйте высказывание Ж. Лиотара: « Известно, что в по- следние десятилетия знание стало главной производительной силой, что ощутимо изменило состав активного населения в наиболее разви- тых странах и составило основное затруднение для развивающихся стран».

Наши рекомендации