Глава 5. Организация содержания предмета «Художественный труд»

37. Объем учебной нагрузки по предмету составляет:

1) в 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа в учебном году;

2) во 2 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

3) в 3 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

4) в 4 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

38. При выполнении различных видов работ соблюдаются правила гигиены труда и техники безопасности.

39. Содержание учебного предмета включает 3 раздела:

1) «Исследование и развитие творческих идей»: развитие исследовательских навыков и творческого воображения через исследование окружающего мира, различных материалов; изучение культуры и традиций казахского народа и других народов; разработка собственных творческих идей;

2) «Создание и изготовление творческих работ»: развитие практических навыков изображения окружающей действительности; экспериментирование с различными материалами; освоение разных техник работы; планирование своей деятельности;

3) «Презентация, анализ и оценивание»: развитие коммуникативных и речевых навыков через презентацию, комментирование, оценивание своей работы и работ других обучающихся.

40. Базовое содержание учебного предмета в 1 классе:

1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Визуальные характеристики природного мира (цвет, форма, размер, фактура). Визуальные характеристики созданного мира (цвет, форма, размер, фактура). Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Основные виды и жанры изобразительного искусства. Прикладное искусство казахского народа. Орнаменты. Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства.

2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад) различными художественными материалами. Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками ( монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.

3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческих работ. Обсуждение и оценка творческих работ.

41. Базовое содержание учебного предмета во 2 классе:

1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Визуальные характеристики природного мира (цвет, форма, размер, фактура). Визуальные характеристики созданного мира (цвет, форма, размер, фактура). Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Виды и жанры изобразительного искусства. Прикладное искусство народов Казахстана (орнаменты, изделия, национальные костюмы). Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства. Работа с источниками информации. Планирование процесса работы.

2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад). Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками (монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.

3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческой работы. Анализ подходов в искусстве. Анализ различных произведений искусства, оценочные суждения. Обсуждение и оценка творческих работ.

42. Базовое содержание учебного предмета в 3 классе:

1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой. Интерпретация природных форм. Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Различные произведения искусства отечественной и мировой культуры. Прикладное искусство казахского народа и народов мира (орнаменты, изделия, национальные костюмы). Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства. Работа с различными источниками информации. Планирование процесса работы. Организация рабочего места.

2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад). Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками (монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.

3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческой работы. Анализ подходов в искусстве. Анализ различных произведений искусства, оценочные суждения. Обсуждение и оценка творческих работ.

43. Базовое содержание учебного предмета в 4 классе:

1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой. Интерпретация природных форм. Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Различные произведения искусства отечественной и мировой культуры. Прикладное искусство казахского народа и народов мира (орнаменты, изделия, национальные костюмы). Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства. Работа с различными источниками информации. Планирование процесса работы. Организация рабочего места.

2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад). Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками (монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.

3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческой работы. Анализ подходов в искусстве. Анализ различных произведений искусства, оценочные суждения. Обсуждение и оценка творческих работ.

44. Порядок изучения подразделов, целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти определяется самостоятельно учителем.

45. Содержание программы предусматривает разные виды художественно-творческой деятельности. Виды художественной деятельности, реализуемые на уроках, определяются учителем художественного труда. При этом в обязательном порядке реализуются основные три вида художественной деятельности: конструктивный, изобразительный, декоративный.

46. В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4 «1» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «1» – нумерация учебной цели.

47. Система целей обучения:

1) раздел 1 «Исследование и развитие творческих идей»:

Обучащиеся должны:
Подразделы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1.1 Знание и понимание окружающего мира 1.1.1.1 - определять визуальные характеристики (цвет, форма, размер, фактура) объектов и явлений при изучении окружающего мира 2.1.1.1 - описывать и объяснять визуальные характеристики (цвет, форма, размер, фактура) объектов и явлений при изучении окружающего мира 3.1.1.1 - определять и распознавать декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой, и интерпретировать их в собственных работах 4.1.1.1 - определять и распознавать декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой, и интерпретиро-вать их в собственных работах
1.2 Знание и понимание искусства, культуры и традиций 1.1.2.1 - определять основные виды и жанры изобразительного искусства 2.1.2.1 - определять основные виды и жанры изобразительного искусства и описывать их отличительные особенности (характеристики) 3.1.2.1- знать различные произведения искусства отечественной и мировой культуры и объяснять их особенности (жанр, техника исполнения, настроение) 4.1.2.1- знать различные произведения искусства отечественной и мировой культуры и объяснять их особенности (жанр, техника исполнения, настроение)
1.1.2.2 - определять основные элементы (орнаменты, цвет, материалы) прикладного искусства казахского народа 2.1.2.2 - определять основные элементы (орнаменты, цвет, материалы) прикладного искусства народов Казахстана 3.1.2.2 - определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира 4.1.2.2 - определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира
1.3 Развитие творческих идей 1.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства 2.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства 3.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер), обоснованно выбирая техники работы 4.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер), комбинируя разные техники работы
  2.1.3.2 - собирать информацию из определенных источников для развития творческих идей 3.1.3.2 - собирать информацию из разных источников для развития творческих идей 4.1.3.2 - отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая информацион-но-коммуникаци-онные технологии)
1.4 Планирова-ние   2.1.4.1 - определять последовательность выполнения творческой работы 3.1.4.1 - планировать процесс работы и правильно организовывать рабочее место 4.1.4.1 - планировать процесс работы и правильно организовывать рабочее место

3) раздел 2 «Создание и изготовление творческих работ»:

Обучащиеся должны:
Подразделы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
2.1 Изображение окружа-ющего мира 1.2.1.1 - изображать определенные визуальные элементы окружающего мира простыми способами 2.2.1.1 - изображать определенные визуальные элементы окружающего мира различными способами и средствами 3.2.1.1 - изображать визуальные элементы окружающего мира. комбинируя различные техники и средства 4.2.1.1 - изображать визуальные элементы окружающего мира, комбинируя различные техники и средства
2.2 Материалы и техники выполнения творческих работ 1.2.2.1 - использовать и эксперименти-ровать с инструментами и материалами (художествен-ные, природные и искусственные), применяя простые приемы и техники 2.2.2.1 - использовать и экспериментировать с инструментами и материалами (художественные, природные и искусственные), применяя различные приемы и техники 3.2.2.1 - использовать и экспериментиро-вать с инструментами и материалами (художественные, природные и искусственные), применяя более сложные приемы и техники; 3.2.2.2 - предлагать альтернативные материалы и способы выполнения работы 4.2.2.1 - использовать и экспериментиро-вать с самостоятельно выбранными инструментами и материалами (художественные, природные и искусственные), уверенно применяя более сложные приемы и техники; 4.2.2.2 - предлагать оптимальное решение в применении материалов и выполнении работ
2.3 Технология изготовления 1.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять материалы и компоненты простыми способами 2.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять материалы и компоненты различными способами 3.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять различные материалы и компоненты, добиваясь точности 4.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять определенный ряд материалов и компонентов, соблюдая точность
1.2.3.2 - создавать простые объемные формы определенными материалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы) 2.2.3.2 - создавать простые объемные формы определенными способами и материалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы) 3.2.3.2 - создавать объемные формы разными способами и материалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы) 4.2.3.2 - создавать объемные формы разными способами, комбинируя различные материалы (пластилин, бросовые, бумажные материалы) и техники
      4.2.3.3 - самостоятельно выбирать методы и способы выполнения художественной работы
1.2.3.3 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ 2.2.3.3 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ 3.2.3.3 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ 4.2.3.4 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ
2.4 Соблюдение техники безопасности 1.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности 2.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности 3.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности 4.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности

4) раздел 3 «Презентация, анализ и оценивание»:

Обучащиеся должны:
Подразделы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
3.1. Презентация 1.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие) простыми способами 2.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие), объясняя основную идею и процесс 3.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие), объясняя основную идею и процесс, используя специальную терминологию 4.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие) творческими способами, объясняя основную идею и процесс, используя специальную терминологию
3.2 Анализ подходов в искусстве   2.3.2.1 - определять основные выразительные средства и материалы исполнения различных произведений искусства 3.3.2.1 - определять и сравнивать выразительные средства и материалы исполнения различных произведений искусства, используя специальную терминологию 4.3.2.1 - сравнивать и сопоставлять выразительные средства и материалы исполнения различных произведений искусства, используя специальную терминологию
3.3 Обсуждение и оценка творческих работ 1.3.3.1 - комментировать творческую работу 2.3.3.1 - комментировать творческую работу и вносить предложения по ее улучшению 3.3.3.1 - оценивать творческую работу и предлагать идеи для улучшения творческой работы 4.3.3.1 - оценивать творческую работу в соответствии с критериями, вносить предложения об улучшении творческой работы

Приложение

к Типовой учебной программе

по учебному предмету «Художественный

труд» для 1-4 классов уровня

начального образования

Долгосрочный план

Наши рекомендации