Глава 5. Организация содержания предмета «Художественный труд»
37. Объем учебной нагрузки по предмету составляет:
1) в 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа в учебном году;
2) во 2 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
3) в 3 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
4) в 4 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
38. При выполнении различных видов работ соблюдаются правила гигиены труда и техники безопасности.
39. Содержание учебного предмета включает 3 раздела:
1) «Исследование и развитие творческих идей»: развитие исследовательских навыков и творческого воображения через исследование окружающего мира, различных материалов; изучение культуры и традиций казахского народа и других народов; разработка собственных творческих идей;
2) «Создание и изготовление творческих работ»: развитие практических навыков изображения окружающей действительности; экспериментирование с различными материалами; освоение разных техник работы; планирование своей деятельности;
3) «Презентация, анализ и оценивание»: развитие коммуникативных и речевых навыков через презентацию, комментирование, оценивание своей работы и работ других обучающихся.
40. Базовое содержание учебного предмета в 1 классе:
1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Визуальные характеристики природного мира (цвет, форма, размер, фактура). Визуальные характеристики созданного мира (цвет, форма, размер, фактура). Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Основные виды и жанры изобразительного искусства. Прикладное искусство казахского народа. Орнаменты. Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства.
2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад) различными художественными материалами. Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками ( монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.
3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческих работ. Обсуждение и оценка творческих работ.
41. Базовое содержание учебного предмета во 2 классе:
1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Визуальные характеристики природного мира (цвет, форма, размер, фактура). Визуальные характеристики созданного мира (цвет, форма, размер, фактура). Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Виды и жанры изобразительного искусства. Прикладное искусство народов Казахстана (орнаменты, изделия, национальные костюмы). Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства. Работа с источниками информации. Планирование процесса работы.
2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад). Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками (монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.
3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческой работы. Анализ подходов в искусстве. Анализ различных произведений искусства, оценочные суждения. Обсуждение и оценка творческих работ.
42. Базовое содержание учебного предмета в 3 классе:
1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой. Интерпретация природных форм. Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Различные произведения искусства отечественной и мировой культуры. Прикладное искусство казахского народа и народов мира (орнаменты, изделия, национальные костюмы). Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства. Работа с различными источниками информации. Планирование процесса работы. Организация рабочего места.
2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад). Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками (монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.
3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческой работы. Анализ подходов в искусстве. Анализ различных произведений искусства, оценочные суждения. Обсуждение и оценка творческих работ.
43. Базовое содержание учебного предмета в 4 классе:
1) Исследование и развитие творческих идей: Знание и понимание окружающего мира. Декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой. Интерпретация природных форм. Знание и понимание искусства, культуры и традиций. Различные произведения искусства отечественной и мировой культуры. Прикладное искусство казахского народа и народов мира (орнаменты, изделия, национальные костюмы). Развитие творческих идей. Разработка творческих идей. Реализация творческих идей. Передача художественного образа и чувств (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства. Работа с различными источниками информации. Планирование процесса работы. Организация рабочего места.
2) Создание и изготовление творческих работ: Изображение окружающего мира. Создание выразительных образов природы (снег, листопад). Изображение представителей флоры и фауны. Материалы и техники выполнения творческих работ. Художественные материалы и инструменты. Природные и искусственные материалы для творческих работ. Нетрадиционные материалы для творческих работ. Эксперименты с различными материалами (художественные, природные и искусственные) и техниками (монотипия, кляксография, печать). Технология изготовления. Работа с измерительными инструментами. Соединение материалов и компонентов простыми способами. Создание объемных форм. Техники лепки. Бумагопластика. Творческие работы с элементами казахской национальной культуры. Соблюдение техники безопасности. Правила техники безопасности.
3) Презентация, анализ и оценивание: Презентация. Презентация творческой работы. Анализ подходов в искусстве. Анализ различных произведений искусства, оценочные суждения. Обсуждение и оценка творческих работ.
44. Порядок изучения подразделов, целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти определяется самостоятельно учителем.
45. Содержание программы предусматривает разные виды художественно-творческой деятельности. Виды художественной деятельности, реализуемые на уроках, определяются учителем художественного труда. При этом в обязательном порядке реализуются основные три вида художественной деятельности: конструктивный, изобразительный, декоративный.
46. В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4 «1» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «1» – нумерация учебной цели.
47. Система целей обучения:
1) раздел 1 «Исследование и развитие творческих идей»:
Обучащиеся должны: | ||||
Подразделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.1 Знание и понимание окружающего мира | 1.1.1.1 - определять визуальные характеристики (цвет, форма, размер, фактура) объектов и явлений при изучении окружающего мира | 2.1.1.1 - описывать и объяснять визуальные характеристики (цвет, форма, размер, фактура) объектов и явлений при изучении окружающего мира | 3.1.1.1 - определять и распознавать декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой, и интерпретировать их в собственных работах | 4.1.1.1 - определять и распознавать декоративные узоры (орнаменты) и формы, созданные природой, и интерпретиро-вать их в собственных работах |
1.2 Знание и понимание искусства, культуры и традиций | 1.1.2.1 - определять основные виды и жанры изобразительного искусства | 2.1.2.1 - определять основные виды и жанры изобразительного искусства и описывать их отличительные особенности (характеристики) | 3.1.2.1- знать различные произведения искусства отечественной и мировой культуры и объяснять их особенности (жанр, техника исполнения, настроение) | 4.1.2.1- знать различные произведения искусства отечественной и мировой культуры и объяснять их особенности (жанр, техника исполнения, настроение) |
1.1.2.2 - определять основные элементы (орнаменты, цвет, материалы) прикладного искусства казахского народа | 2.1.2.2 - определять основные элементы (орнаменты, цвет, материалы) прикладного искусства народов Казахстана | 3.1.2.2 - определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира | 4.1.2.2 - определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира | |
1.3 Развитие творческих идей | 1.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства | 2.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер) выразительными средствами искусства | 3.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер), обоснованно выбирая техники работы | 4.1.3.1 - передавать творческие идеи и чувства (эмоциональное состояние, характер), комбинируя разные техники работы |
2.1.3.2 - собирать информацию из определенных источников для развития творческих идей | 3.1.3.2 - собирать информацию из разных источников для развития творческих идей | 4.1.3.2 - отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая информацион-но-коммуникаци-онные технологии) | ||
1.4 Планирова-ние | 2.1.4.1 - определять последовательность выполнения творческой работы | 3.1.4.1 - планировать процесс работы и правильно организовывать рабочее место | 4.1.4.1 - планировать процесс работы и правильно организовывать рабочее место |
3) раздел 2 «Создание и изготовление творческих работ»:
Обучащиеся должны: | ||||
Подразделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2.1 Изображение окружа-ющего мира | 1.2.1.1 - изображать определенные визуальные элементы окружающего мира простыми способами | 2.2.1.1 - изображать определенные визуальные элементы окружающего мира различными способами и средствами | 3.2.1.1 - изображать визуальные элементы окружающего мира. комбинируя различные техники и средства | 4.2.1.1 - изображать визуальные элементы окружающего мира, комбинируя различные техники и средства |
2.2 Материалы и техники выполнения творческих работ | 1.2.2.1 - использовать и эксперименти-ровать с инструментами и материалами (художествен-ные, природные и искусственные), применяя простые приемы и техники | 2.2.2.1 - использовать и экспериментировать с инструментами и материалами (художественные, природные и искусственные), применяя различные приемы и техники | 3.2.2.1 - использовать и экспериментиро-вать с инструментами и материалами (художественные, природные и искусственные), применяя более сложные приемы и техники; 3.2.2.2 - предлагать альтернативные материалы и способы выполнения работы | 4.2.2.1 - использовать и экспериментиро-вать с самостоятельно выбранными инструментами и материалами (художественные, природные и искусственные), уверенно применяя более сложные приемы и техники; 4.2.2.2 - предлагать оптимальное решение в применении материалов и выполнении работ |
2.3 Технология изготовления | 1.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять материалы и компоненты простыми способами | 2.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять материалы и компоненты различными способами | 3.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять различные материалы и компоненты, добиваясь точности | 4.2.3.1 - измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять определенный ряд материалов и компонентов, соблюдая точность |
1.2.3.2 - создавать простые объемные формы определенными материалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы) | 2.2.3.2 - создавать простые объемные формы определенными способами и материалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы) | 3.2.3.2 - создавать объемные формы разными способами и материалами (пластилин, бросовые, бумажные материалы) | 4.2.3.2 - создавать объемные формы разными способами, комбинируя различные материалы (пластилин, бросовые, бумажные материалы) и техники | |
4.2.3.3 - самостоятельно выбирать методы и способы выполнения художественной работы | ||||
1.2.3.3 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ | 2.2.3.3 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ | 3.2.3.3 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ | 4.2.3.4 - использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ | |
2.4 Соблюдение техники безопасности | 1.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности | 2.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности | 3.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности | 4.2.4.1 - использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности |
4) раздел 3 «Презентация, анализ и оценивание»:
Обучащиеся должны: | ||||
Подразделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
3.1. Презентация | 1.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие) простыми способами | 2.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие), объясняя основную идею и процесс | 3.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие), объясняя основную идею и процесс, используя специальную терминологию | 4.3.1.1 - презентовать свою работу (эскиз, изделие) творческими способами, объясняя основную идею и процесс, используя специальную терминологию |
3.2 Анализ подходов в искусстве | 2.3.2.1 - определять основные выразительные средства и материалы исполнения различных произведений искусства | 3.3.2.1 - определять и сравнивать выразительные средства и материалы исполнения различных произведений искусства, используя специальную терминологию | 4.3.2.1 - сравнивать и сопоставлять выразительные средства и материалы исполнения различных произведений искусства, используя специальную терминологию | |
3.3 Обсуждение и оценка творческих работ | 1.3.3.1 - комментировать творческую работу | 2.3.3.1 - комментировать творческую работу и вносить предложения по ее улучшению | 3.3.3.1 - оценивать творческую работу и предлагать идеи для улучшения творческой работы | 4.3.3.1 - оценивать творческую работу в соответствии с критериями, вносить предложения об улучшении творческой работы |
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Художественный
труд» для 1-4 классов уровня
начального образования
Долгосрочный план