История изобразительного искусства

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа учебного предмета ПО.02.УП.02

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства

«Живопись»

2017

«Рассмотрено» Предметной цикловой комиссией НГХУ «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» ____________________________ (дата рассмотрения) «Утверждаю» Директор НГХУ Ж.А. Латенко _____________ (подпись) ______________________________ (дата утверждения)

Разработчик – Малых Елена Игоревна, преподаватель ДХШ при НГХУ

Рецензент – Попова Елена Викторовна, заместитель директора по учебной работе Новоалтайского государственного художественного училища (техникума), преподаватель НГХУ

Рецензент – Ильиных Наталья Александровна, преподаватель ДХШ при НГХУ

Структура программы учебного предмета:

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание тем и разделов

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Перечень средств обучения

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «Основы дизайна», «Пленэр». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства – целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства.

Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его – как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс.

Возраст обучающихся – 11-17 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета «История изобразительного искусства» учебными планами ДХШ при НГХУ составляет 396 часов. Из них:

· самостоятельная работа – 198 часов;

· аудиторные занятия – 198 часов.

Сведения о затратах учебного времени и

Описание материально-технических условий реализации

Учебного предмета

Материально-техническая база ДХШ при НГХУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, своевременно проводятся текущий и капитальный ремонт учебных помещений. В школе имеется выставочный зал, специализированный кабинет для проведения групповых занятий «История изобразительного искусства», оснащенный видеооборудованием (DVD-video рекордер, телевизор, компьютер), учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами). В кабинете подобраны специализированные материалы (атрибуция, иллюстративный материал, наглядные пособия, DVD-видео материалы) по темам учебного предмета. Учащиеся ДХШ при НГХУ имеют возможность пользоваться библиотекой КГБОУ СПО «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)». Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.

Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.

II. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей.

Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:

• Искусство Древнего мира

• Искусство Средних веков

• Искусство Возрождения

• Искусство Западной Европы 17 в.

• Искусство Западной Европы 18 в.

• Искусство Западной Европы 19-20 вв.

• Древнерусское искусство

• Русское искусство 18 в.

• Искусство России 19 в.

• История советского изобразительного искусства

• История изобразительного искусства Алтая

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
История зарубежного изобразительного искусства
2 класс Раздел № 1. Искусство Древнего мира
1. Искусство первобытного общества урок
2. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика   лекция 1,5 1,5
3. Канон в рельефе и живописи урок 1,5 1,5
4. Архитектура урок 1,5 1,5
5. Скульптурный портрет урок 1,5 1,5
6. Амарна урок 1,5 1,5
7. Эгейское искусство урок 1,5 1,5
8. Искусство Древней Греции. Гомеровский период. Архаика   лекция     1,5   1,5
9. Ранняя классика урок 1,5 1,5
10. Высокая классика урок
11. Поздняя классика. Эллинистический период урок 1,5 1,5
12. Искусство Древнего Рима. Римская республика лекция 1,5 1,5
13. Римская империя. Архитектура урок 1,5 1,5
14. Римская империя. Скульптурный портрет урок 1,5 1,5
Раздел № 2. Искусство Средних веков      
15. Искусство Византии урок
16. Дороманское искусство лекция 1,5 1,5
17. Романское искусство урок 1,5 1,5
18. Готическое искусство урок 4,5 4,5
Раздел № 3. Искусство эпохи Возрождения      
19. Итальянское Возрождение. Проторенессанс лекция 1,5 1,5
20. Раннее Возрождение урок
21. Высокое Возрождение урок 4,5 4,5
22. Позднее Возрождение урок 1,5 1,5
23. Северное Возрождение урок
24. Контрольный урок устный опрос 1,5 1,5
3 класс Раздел № 4. Искусство 17 века 19,5 19,5
25. Искусство Италии лекция 1,5 1,5
26. Искусство Фландрии. Общая характеристика лекция 1,5 1,5
27. Творчество Рубенса урок 1,5 1,5
28. Творчество Ван Дейка урок 1,5 1,5
29. Натюрморт. Бытовой жанр урок 1,5 1,5
30. Искусство Голландии. Общая характеристика лекция 1,5 1,5
31. Творчество Хальса урок 1,5 1,5
32. Творчество Рембрандта урок 1,5 1,5
33. Бытовой жанр урок 1,5 1,5
34. Пейзаж урок 1,5 1,5
35. Искусство Испании урок 1,5 1,5
36. Творчество Веласкеса урок 1,5 1,5
37. Искусство Франции урок 1,5 1,5
Раздел № 5. Искусство 18 века
38. Искусство Франции. Архитектура урок 1,5 1,5
39. Скульптура урок 1,5 1,5
40. Живопись рококо урок 1,5 1,5
41. Творчество Шардена урок 1,5 1,5
42. Искусство Италии урок 1,5 1,5
43. Искусство Англии урок 1,5 1,5
Раздел № 6. Искусство 19-20 веков
44. Искусство Англии урок 1,5 1,5
45. Искусство Испании урок 1,5 1,5
46. Искусство Франции рубежа 18–19 вв. Творчество Давида. Творчество Энгра   урок 1,5 1,5
47. Творчество Жерико. Творчество Делакруа урок 1,5 1,5
48. Творчество Домье. Творчество Милле урок 1,5 1,5
49. Творчество Курбе. Творчество Коро урок 1,5 1,5
50. Искусство Франции. Последняя треть 19 в. урок 1,5 1,5
51. Искусство импрессионизма урок
52. Искусство постимпрессионизма урок
53. Направления в искусстве 20 в. лекция
54. Контрольный урок дифференцированный зачет 1,5 1,5
История русского изобразительного искусства 4 класс Раздел № 7. Древнерусское искусство
55. Искусство древних славян лекция 1,5 1,5
56. Искусство Киевской Руси 10-12 вв. урок
57. Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 в.   урок 4,5 4,5
58. Искусство Новгорода и Пскова 11-15 вв. урок
59. Искусство Московского княжества 14-15 вв. урок
60. Искусство Московского княжества 16 в. урок 1,5 1,5
61. Искусство 17 в. урок
62. Контрольный урок письменная работа 1,5 1,5
Раздел № 8. Русское искусство 18 века
63. Архитектура первой пол. 18 в. урок
64. Живопись первой пол. 18 в. урок 1,5 1,5
65. Скульптура первой пол. 18 в. урок 1,5 1,5
66. Архитектура второй пол. 18 в. урок 1,5 1,5
67. Архитектура, ДПИ второй пол.18 в. урок 1,5 1,5
68. Скульптура второй пол. 18 в. урок
69. Живопись второй пол.18 в. урок
Раздел № 9. Русское искусство первой половины 19 века 13,5 13,5
70. Архитектура урок
71. Живопись. Портрет урок 1,5 1,5
72. Живопись. Бытовой жанр урок 1,5 1,5
73. Творчество П.А. Федотова урок 1,5 1,5
74. Творчество К.П. Брюллова. Творчество А.А. Иванова   урок 1,5 1,5
75. Живопись. Пейзаж урок 1,5 1,5
76. Скульптура урок 1,5 1,5
77. Контрольный урок дифференцированный зачет 1,5 1,5
5 класс Раздел № 10. Русское искусство второй половины 19 века
78. Общая характеристика лекция 1,5 1,5
79. Жанровая живопись. Творчество В.Г. Перова урок 1,5 1,5
80. Творчество И.Н. Крамского урок 1,5 1,5
81. Творчество передвижников круглый стол     1,5   1,5
82. Творчество И.Е. Репина урок 1,5 1,5
83. Пейзажная живопись урок 1,5 1,5
84. Творчество И.И. Левитана урок 1,5 1,5
85. Историческая живопись урок 1,5 1,5
86. Творчество В.И. Сурикова урок 1,5 1,5
87. Батальная живопись урок 1,5 1,5
88. Графика урок 1,5 1,5
89. Архитектура. Скульптура урок 1,5 1,5
90. Искусство кон. 19 – нач. 20 вв. урок 1,5 1,5
91. «Мир искусства». «Бубновый валет». «Голубая роза»   лекция 1,5 1,5
92. «Союз русских художников» лекция 1,5 1,5
93. Контрольный урок письменная работа 1,5 1,5
Раздел № 11. История советского изобразительного искусства 19,5 19.5
94. Советское искусство 1917-1921 гг. лекция
95. Советское искусство 1921-1932 гг. урок
96. Советское искусство 1932-1941 гг. урок
97. Советское искусство 1941-1945 гг. урок
98. Советское искусство 1945-1955 гг. урок
99. Советское искусство 1955-1980 гг. урок 4,5 4,5
Раздел № 12. История изобразительного искусства Алтая
100. Изобразительное искусство Алтая. Общая характеристика   лекция 1,5 1,5
101. Творчество Г.И. Гуркина урок 1,5 1,5
102. Творчество А.О. Никулина урок 1,5 1,5
103. Контрольный урок письменная работа 1,5 1,5

Содержание разделов и тем

Наименование раздела, темы   Содержание Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
     
Историязарубежного изобразительного искусства 2 класс Раздел № 1. Искусство Древнего мира
1. Искусство первобытного общества Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Религиозные представления первобытного человека. Основные этапы развития первобытного искусства. Палеолит – появление первых памятников изобразительной деятельности (эпохи Ориньяк, Соллютре, Мадлен). Гравированные рисунки на камне и роге, росписи пещер и круглая пластика. «Палеолитические Венеры». Пещеры Ляско (Франция), Альтамира (Испания) и др. Особенности искусства мезолита. Памятники на скалах в Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе (Кобыстан), в Средней Азии (Фергана). Особенности искусства неолита. Появление керамики. Украшение предметов быта и утвари. Орнамент. Мелкая пластика. Трипольская керамика. Петроглифы. Урал, Сибирь, Крым, Кавказ. Особенности искусства эпохи бронзы. Мегалитические сооружения: менгиры (Франция – Бретань); дольмены (Западная Европа, Северная Африка); кромлехи (Англия – Стоунхендж). Самостоятельная работа:поиск иллюстративного материала.
2. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Мифология Древнего Египта. Связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Географические и хронологические рамки искусства Древнего Египта. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала.         1,5   1,5
3. Канон в рельефе и живописи Особенности египетского канона. Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур (плита Нармера, «зодчий Хесира», «Плакальщицы»; росписи из гробницы Менены в Фивах). Самостоятельная работа:поиск иллюстративного материала. 1,5 1,5
4. Архитектура Сложение заупокойного ритуала, культ фараона и его роль в создании монументального стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле. Обелиск. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала. 1,5 1,5
5. Скульптурный портрет Развитие египетского скульптурного портрета: большой сфинкс, Рахотеп и Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта III, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала.     1,5   1,5
6. Амарна Своеобразие искусства эпохи Эхнатона. Реформа Аменхотепа IV. Разработка новых тем, средств и приемов в изобразительном искусстве. Мастерская Тутмеса. Самостоятельная работа:зарисовка рельефа «Поклонение Атону»     1,5   1,5
7. Эгейское искусство Искусство Эгейского мира – своеобразное связующее звено между искусством Востока и Древней Греции. Периодизация. Районы распространения. Роль Эгейского искусства в формировании искусства Древней Греции. Особенности архитектуры. Дворец в Кноссе. Дворец в Тиринфе. Мегарон. Циклопические крепостные сооружения в Микенах. «Львиные ворота». Различия в критской и микенской архитектурах. Особенности живописи: декоративность, точность рисунка, разнообразие сюжетов. Фрески Кносского дворца: «Собиратель шафрана», «Синие дельфины и цветные рыбы», «Дамы в голубом», фрески с акробатом и быком и др. Фрески Тиринфа: «Выезд охотниц», «Охота на кабана» и др. Сходство и различие в критской и микенской живописи. Декоративно-прикладное искусство, развитие мелкой пластики. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала.     1,5   1,5
8. Искусство Древней Греции. Гомеровский период. Архаика Значение искусства Древней Греции для последующей истории мировой культуры. Этапы развития искусства Древней Греции. Гражданская сущность древнегреческого искусства. Единство духовной и физической красоты человека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманистический характер древнегреческого искусства. Мифология. Гомеровский период. Эпические поэмы Гомера. «Илиада» и «Одиссея». Дипилонские вазы. Виды орнаментов: геометрический, растительный, животный, сюжетный. Значение меандрового орнамента. Терракотовая и бронзовая мелкая пластика культового характера. «Геракл и кентавр», «Конь», «Пахарь». Искусство архаики. Образование рабовладельческих городов-государств. Становление искусства на путь реалистического развития. Преодоление условных форм. Архитектура – ведущий вид искусства. Храм – центр общественной жизни. Сложение системы архитектурных форм – ордера. Типы древнегреческих храмов. «Храм в антах» – древнейший тип каменного архаического храма, связь с эгейским искусством – мегароном (сокровищница в Дельфах). Простиль, амфипростиль. Периптер – классический тип греческого храма (храм Геры в Олимпии, храм Геры в Пестуме, храм Аполлона в Коринфе, храм Геры на острове Самос). Формирование греческой пластики. Курос – образ героя-воина, обнаженная мужская фигура (курос с острова Мелос). Кора – одетая женская фигура. Проблема движения в архаической скульптуре. Условность приемов изображения движения. Связь пластики с архитектурой: фронтоны, метопы. Керамика. Расцвет вазописи. Основные типы сосудов: амфора, кратер, лекиф, килик, гидрия и др. Реалистические искания вазописцев. Переход от ориентализирующего стиля к четкому силуэтному рисунку. Эксекий – мастер чернофигурной вазописи. Краснофигурная вазопись – мастерская Андокила. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала.         1,5     1,5
9. Ранняя классика Переходной характер искусства ранней классики. Архитектура – дальнейшее развитие эстетических решений поздней архаики: храм Афины Афайос на острове Эгине, храм Геры в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Проблема синтеза архитектуры, скульптуры и фресок. Скульптура. Фронтонные группы храма Афины Афайос на острове Эгине. «Дельфийский возничий» – новый эстетический идеал человека. «Посейдон». «Победительница в беге». Нарастание черт реализма. «Мальчик, вынимающий занозу». «Трон Людовизи». Фронтонные группы храма Зевса в Олимпии. Скульптор Мирон из Элевтер. «Дискобол», «Афина и Марсий». Прекрасный гармонично развитый человек – главный предмет искусства греческих скульпторов. Краснофигурная вазопись. Евфроний. «Ваза с ласточкой». Бриг. «Последствия симпосия». Самостоятельная работа:поиск иллюстративного материала.     1,5   1,5
10. Высокая классика. Расцвет всех видов искусства. Ведущая роль Афин. Гуманизм и реализм искусства. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Зодчие Иктин и Калликрат, роль скульптора Фидия в строительстве ансамбля. Художественный принцип планировки Афинского акрополя. Парфенон. Его план, материал, особенности архитектуры. Пропилеи. Храм Ники Бескрылой. Храм Эрехтейон. Синтез архитектуры и скульптуры. Скульптура Парфенона. Фидий. Метопы, фриз Парфенона. «Афина Промахос», «Афина Парфенос». Поликлет из Аргоса. «Дорифор», «Диадумен». Живопись Полигнота. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала.
11. Поздняя классика. Эллинистический период Реалистические искания в скульптуре. Скопас – образы раненых воинов с фронтонов храма Афины в Тегее, «Менада», битва греков с амазонками фриза Галикарнасского мавзолея, «Надгробие юноши из Аттики». Пракситель – «Гермес с Дионисом», «Афродита Книдская», статуя «Аполлона Сауроктона». Леохар – «Аполлон Бельведерский». Лисипп – «Апоксиомен», скульптурные портреты. Возникновение новых государств. Рост реалистических исканий в искусстве. Расширение тематики искусства. Значение культуры эллинизма: влияние на культуру Рима, а затем и всей Европы. Эллинистическая Греция – «Ника Самофракийская», «Венера Мелосская». Александрийская школа – Фаросский маяк в Александрии, статуя Афродиты Киренской, статуя реки Нила, «Старый рыбак», «Мальчик с гусем» (архитектор Боэф Халкедонский). Родосская школа. Ее особенности: стремление к патетике, к внешним эффектам в скульптуре, виртуозность исполнения. Колосс Родосский, Лаокоон, группа «Фарнезский бык». Пергамская школа. Пергамский алтарь. Образы богов и гигантов в рельефах Пергамского алтаря. Тема борьбы и страдания. Статуи галлов. «Умирающий галл». «Камея Гонзага» и другие шедевры. Самостоятельная работа:поиск иллюстративного материала.     1,5   1,5
12. Искусство Древнего Рима. Римская республика Этрусское искусство. Роль Этрусского искусства в формировании искусства Древнего Рима. Районы распространения. Градостроительство. Архитектура этрусского храма: фронтальная композиция, высокий подиум. Атриум. Тумулусы – погребальные курганы. Скульптура. Мастер Вулка: «Аполлон из Вей», «Капитолийская волчица». Искусство Римской республики. Архитектура – ведущий вид искусства. Псевдопериптер. Форумы. Триумфальные арки. Амфитеатры, базилики, термы, инженерные сооружения. Развитие строительной техники. Изобретение бетона. Римские храмы: круглые в плане, храм в Тибуре; псевдопериптеры – храм Фортуны Вирилис в Риме. Большой театр в Помпеях. Скульптура. Ведущий жанр – портрет. Связь портрета с погребальным культом и этрусским погребальным портретом. Бронзовые статуи «Оратор», «Брут». Портреты Цицерона, Помпея. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала.         1,5     1,5
13. Римская империя. Архитектура Поиски новых средств художественной выразительности, обращение к греческой классике как к образцу. Прославление императора как носителя идей величия Римского государства – главная социальная направленность искусства. Архитектура. Императорские форумы, общественные и дворцовые постройки. Римские амфитеатры – Колизей. Триумфальные сооружения – арка Тита. Храм всех богов – Пантеон – новый тип храмовой постройки, образец центрического здания, увенчанного куполом. Термы Каракаллы. Базиликальный храм. Усиление роли интерьера. Центрические культовые постройки. Храмовые мозаики – мозаики Констанцы. Самостоятельная работа: сообщение по теме.     1,5   1,5
14. Римская империя. Скульптурный портрет Дальнейшее развитие римского скульптурного портрета. Развитие монументальной скульптуры: конная статуя Марка Аврелия, рельефы колонны Траяна. Возникновение христианской религии. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала. 1,5 1,5
Раздел № 2. Искусство Средних веков 7,5 7,5
15. Искусство Византии Средневековое искусство – искусство эпохи феодальной формации. Взаимодействие религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения. Периодизация. Эллинистические традиции в искусстве Византии. Архитектура. Типы христианских храмов. Сложение крестово-купольного типа храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Введение естественного цвета в композиционную и идейную структуру декорации византийского храма. Храм св. Софии в Константинополе (конструкция, интерьер). Мозаичные ансамбли Равенны. Эмоциональное воздействие монументального искусства Византии. Иконопись. Канон в византийской живописи. Византийская миниатюра. Прикладное искусство. Ювелирное искусство. Резьба по кости. Орнамент. Роль Византии в сохранении и развитии античных традиций. Самостоятельная работа: сообщение по теме.
16. Дороманское искусство Периодизация. Взаимопроникновение античной и примитивных культур. Мавзолей Теодориха в Равенне. Книжная миниатюра. Искусство Каролингской империи. Самостоятельная работа: сообщение по теме. 1,5 1,5
17. Романское искусство Периодизация. Архитектура – ведущий вид искусства. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, соборов. Конструктивные и образно-художественные особенности романской архитектуры. Нотр Дам ля Грандт в Пуатье, Сент Мадлен в Везле, Сен-Лазар в Отене, соборный комплекс в Пизе. Выразительность скульптуры романских соборов. Книжная миниатюра. Самостоятельная работа: сообщение по теме.         1,5     1,5
18. Готическое искусство. Периодизация. Архитектура. Роль собора в жизни средневекового города. Конструктивные особенности готических соборов. Нотр Дам де Пари, собор в Реймсе, собор в Амьене, собор в Кельне, собор в Шартре. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витраж, музыка, мистерия, декоративно-прикладное искусство). Французская миниатюра. Творчество братьев Лимбург. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Скульптурное убранство соборов в Шартре, Сент-Шапелль в Париже, Амьене, Реймсе, Наумбурга. Самостоятельная работа: презентация по теме.     4,5   4,5
Раздел № 3. Искусство эпохи Возрождения
19. Итальянские Возрождение. Проторенессанс Основные черты эпохи Возрождения. Формирование гуманистического мировоззрения. Периодизация. Ведущее значение Италии в создании новой культуры. Расцвет флорентийской школы в начале 16 в. Реалистическая реформа Джотто и ее распространение в итальянской живописи треченто. Росписи капеллы дель Арена в Падуе. Утверждение реальной ценности человека. Воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объема. Самостоятельная работа:сообщение по теме. 1,5 1,5
20. Раннее Возрождение Характерные черты архитектуры. Новаторство в понимании объема и пространства. Творчество Брунеллески. Основные постройки: купол собора Санта Мария дель Фьора, капелла Пацци, церковь Сан Лоренцо, церковь Сан Спирито. Творчество Альберти. Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета. Новаторская сущность творчества Донателло: «Давид», «Кондотьер Гаттамелата». Брунеллески: рельеф бронзовых дверей флорентийского баптистерия. Верроккьо: «Давид», конный памятник Коллеони в Венеции. Реалистические новаторские искания в живописи. Творчество Мазаччо – овладение средствами линейной и воздушной перспектив. Фрески капеллы Бранкаччи. Пьеро дела Франческа. Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо. Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры» Самостоятельная работа:сообщение по теме.      
21. Высокое Возрождение Гармоничное сочетание научного и художественного подхода к трактовке действительности великих мастеров Возрождения. Творчество Браманте: часовня Темпьетто в Риме, проект собора св. Петра в Риме. Значение творчества Леонардо да Винчи. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обобщенного типа человеческой красоты, синтетического образа природы. «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита». Одухотворенность и высокая земная человечность «мадонн». Философская широта и композиционное решение темы «Тайной вечери». «Портрет Моны Лизы», «Автопортрет». Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Эволюция образа мадонны от «Мадонны Конестабиле» до «Сикстинской мадонны». Монументальные композиции Рафаэля. Росписи Ватиканских станц: «Афинская школа», «Парнас», «Диспута». Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи Высокого Возрождения. Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения. «Пьета», «Давид», «Рабы». Ансамбль капеллы Медичи. Монументальный фресковый цикл – роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микеланджело. Значение творчества Микеланджело. Самостоятельная работа: презентация по теме.       4,5     4,5
22. Позднее Возрождение Экономический и политический кризисы Италии. Утрата Италией ведущей роли в общественном развитии Европы. Постепенный переход от художественных идеалов Высокого Возрождения к Позднему Возрождению. Архитектура. Наличие двух линий художественного развития: утверждение живописных принципов будущей архитектуры барокко и подготовка основ классицизма 18 в. Живопись. Блеск и великолепие патрицианской Венеции: «Брак в Кане Галилейской», «Пир у Симона Фарисея». Творчество Тинторетто – отражение трагических противоречий уходящей эпохи Возрождения и предвосхищение нового стиля 17 в. – барокко. «Чудо святого Марка», «Введение в храм», «Поклонение пастухов», «Тайная вечеря». Значение искусства Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства. Самостоятельная работа: сообщение по теме.       1,5   1,5
23. Северное Возрождение Своеобразие искусства Северного Возрождения и общие черты с искусством Итальянского Возрождения. Нидерланды. Острый интерес к окружающей жизненной среде. Реалистическая реформа Яна ван Эйка. «Гентский алтарь», портрет четы Арнольфини. Роль Питера Брейгеля («Мужицкого») в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа. Иносказательность творчества Брейгеля. Германия. Альбрехт Дюрер – один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Философская глубина творчества. Гравюры: «Рыцарь,

Наши рекомендации