Карлос Кастанеда. Безмолвное знание
Брошюра Карлоса Кастанеды, распространявшаяся на семинаре, который проводилиКарлос Кастанеда, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр и Кэрол Тиггс 20-25 июля 1996 года в Университете Лос-Анджелеса, Калифорния (UCLA). Впервые полностью излагаются практическая система и упражнения школы дона Хуана Матуса.
ВВЕДЕНИЕ
Безмолвное знание являлось составной частью жизни и деятельности магов, или шаманов, в древней Мексике. Согласно дону Хуану Матусу, магу-учителю, познакомившему меня с миром, познаваемым магами, безмолвное знание было тем заветным конечным результатом, на достижение которого они направляли все свои действия и мысли.
Дон Хуан определял безмолвное знание как такое состояние человеческого сознания, при котором всё, присущее человеку, внезапно открывается, но не уму или интеллекту, а всему его существу. Он объяснял, что во Вселенной существует такая полоса энергии, которую маги называют человеческой полосой, и эта полоса представлена в человеке. Дон Хуан говорил, что маги-видящие, которые непосредственно видят энергию так, как она течёт во Вселенной, так же видят. что человек - это конгломерат энергетических полей в виде светящейся сферы. При этом человеческая полоса проходит сквозь светящуюся сферу слева направо под некоторым углом, образуя на ней полосу плотной светимости. Границы светящейся сферы находятся на расстоянии вытянутой руки. Ширина человеческой полосы равна приблизительно одному футу (35-40 см.).
Безмолвное знание дон Хуан объяснял как взаимодействие энергии внутри этой полосы, взаимодействие, которое мгновенно открывается тому магу, который достиг внутренней тишины. Дон Хуан говорил, что обычный человек имеет намёки о таком взаимодействии энергий. Человек интуитивно догадывается об этом и пытается делать выводы о том, как это происходит и что из этого выйдет. Маг же получает всю полноту этого взаимодействия внезапно и подобно взрыву всегда, когда это потребуется.
Дон Хуан уверял меня, что прелюдией к безмолвному знанию является такое состояние восприятия человека, которое маги назвали внутренней тишиной - состояние, свободное от внутреннего диалога и даже от мыслей. Однако, как дон Хуан ни старался мне втолковать, что такое безмолвное знание, сколь ни были просты и доходчивы его определения, они оставались для меня туманными, таинственными и малопонятными. Видя это, дон Хуан в дальнейшем постарался говорить со мной еще более простым языком и даже привел несколько примеров безмолвного знания. Один из них, который сам дон Хуан называл читателями бесконечности, мне наиболее запомнился.
Термин читатели бесконечности может показаться метафорой, на самом же деле это, скорее, феноменологическое описание магического условия восприятия, сделанное доном Хуаном. Он говорил мне, что это магическое условие согласовывается с целями и ожиданиями современного человека; человек двадцатого века имеет особую склонность к чтению. Текстом может быть что угодно - книга, компьютерная распечатка, письмо, учебник, инструкция по пользованию и т. д.
В своих беспрерывных попытках, направленных на поиск решений и ответов, маги древней Мексики обнаружили, что при условии внутренней тишины, сознание человека может легко перейти к прямому восприятию энергии на заднем плане чего-нибудь или на горизонте. В качестве горизонта маги использовали небо, горы и даже стены своих жилищ. Они были способны видеть энергию, отражённую от этого горизонта, так же отчетливо, как мы видим фильм на экране. Они описывали этот феномен как зрительное проявление энергии в виде оттенка, точнее, пятна красноты на горизонте гранатового цвета. Маги называли это гранатовым пятном.
Эти маги утверждали, что гранатовое пятно превращается в образы, которые они видели так же, как кинофильм. Людей, достигших такого восприятия, называли наблюдателями бесконечности.
Дон Хуан считал, что поскольку я люблю читать так же сильно, как древние маги любили смотреть, а может быть и сильнее, то мне больше подходит не наблюдение бесконечности, а чтение её. С помощью дона Хуана мне стало очень ясно, что быть читателем бесконечности не означает читать энергию так, как читают газету; это происходит так - слова становятся ясно сформулированными, одно переходит в другое, образуя целые понятия, которые появляются и затем исчезают. Искусство мага состоит в том, чтобы иметь доблесть собрать и сохранить слова, до того, как они канут в забвение, заменяясь новыми словами и понятиями никогда не кончающегося потока сознания.
Также дон Хуан объяснял, что древние мексиканские маги, основоположники той магической линии, представителем которой был он сам, могли достигать безмолвного знания после того, как входили в его матрицу, внутреннюю тишину. Мой учитель говорил, что для магов внутренняя тишина была вершиной, имеющей столь большое значение, что они считали необходимость достижения её главным условием магии.
Дон Хуан так горячо и убедительно говорил о безмолвном знании, что заразил меня желанием достичь его. Я буквально жаждал войти в состояние безмолвного знания и был готов приступить к экспериментам немедленно. Мне казалось, что я не имею права терять ни секунды. Я попросил дон Хуана в двух словах рассказать мне о необходимых процедурах, но он только рассмеялся.
- Отважиться войти в мир магов - совсем не то, что сесть за руль автомобиля. Для того, чтобы водить машину, тебе необходимо всего лишь прочитать инструкции и правила, но чтобы войти во внутреннюю тишину, ты должен намереваться делать это.
- Но как же я должен намереваться сделать это? - настаивал я.
- Как намереваться? Только намереваясь. Человеку наших дней невероятно трудно представить себе, что можно добиться чего-то без каких-либо процедур. Современный человек находится в плену учебников, практических указаний и пошаговых инструкций. Он постоянно делает какие-то записи, составляет графики, ищет тайные ноу-хау. Но, говорил дон Хуан, в мире магов процедуры и ритуалы являются только средством для привлечения и фокусировки внимания. Они созданы для усиления фокусирования интересов и решительности. Дон Хуан считал, что современный человек зачарован словом, он, кажется, наслаждается речью так, будто говорит в первый раз. Кажется, этим объясняется такое значение слова. Произнесение заклинаний, похоже, относится к времени влюблённости в слово. Маги считают, что в длинных рядах произносившихся слов содержалась гипнотическая сила.
Маги, благодаря силе своих практик и своим целям, опровергают силу слова. Они сами называют себя навигаторами в море неизвестного. Для них навигация вполне реальное действие, означающее переход из одного мира в другой, во время которого не теряются ни трезвость, ни силы. Для того, чтобы совершить такой трюк навигации, не нужны никакие процедуры, упражнения и последовательные шаги. Одно только абстрактное действие определяет всё: акт усиления нашей связи с силой, пронизывающей всю Вселенную, которую маги называют намерением (intent). Поскольку мы живы и наше сознание работает, мы уже прочно связаны с намерением. Единственное, что, по словам магов, нам необходимо - это сделать связь с намерением вершиной наших сознательных действий, а акт осознавания связи с намерением является ещё одним определением безмолвного знания.
Что касается методов и упражнений, то в процессе общения с доном Хуаном Матусом я обнаружил следующее. Для того, чтобы достичь безмолвного знания, человек должен стать здоровее, чище и целеустремленней. А для того, чтобы намереваться, человек должен быть в отличной физической форме, иметь прекрасный ум и обладать ясным духом.
Как говорил дон Хуан, маги древней Мексики уделяли огромное внимание физическому и умственному состоянию. Современный маг также должен обладать этими, самыми основными качествами. Я неоднократно мог оценить справедливость этих требований, наблюдая за доном Хуаном и его пятнадцатью друзьями-магами и восхищаясь их великолепным состоянием физического и умственного равновесия.
Однажды я спросил дона Хуана, почему маги обращают так много внимания на физическое состояние человека. Тот долго удивлялся моему вопросу. Сказать по правде, в те годы я больше верил в духовную сторону человека. Возможно, я не слишком верил в то, что она вообще есть, а скорее был склонен подозревать, что таковая существует. По моему убеждению, дон Хуан являл из себя типичный пример духовного существа.
- Маги вовсе не духовны, - отвечал мне дон Хуан, - они очень практичные существа. Разумеется, известно, что маги или шаманы, зови их как хочешь, обычно выглядят эксцентричными или даже безумными. Наверное, именно это заставляет тебя думать, что они духовны. На самом деле, маги только кажутся безумными, поскольку стараются объяснить необъяснимые вещи. Слушающие магов полагают, что те непоследовательны и несут чушь. Но с точки зрения мага, это совсем не чушь, а просто тщетные попытки дать чему-то полное объяснение, тогда как оно ни при каких обстоятельствах не будет полным.
Дон Хуан говорил мне, что маги в древней Мексике открыли и разработали целую серию упражнений, которые они назвали магическими пассами для достижения наилучшего физического и умственного состояния. Мой учитель говорил, что эффект магических пассов был столь ошеломляющим, что с течением времени они стали важной составной частью жизни магов. Дон Хуан рассказывал мне, что древние маги вводили некоторые пассы в свои ритуальные действия, но тщательно скрывали и камуфлировали их, поскольку считали и обучение им, и их использование таинством. Дон Хуан неоднократно говорил, что все ритуалы являлись бессмысленном набором действий, однако, чем глупее они были, тем искуснее маги вплетали и прятали в них то, что имело величайшую ценность.
Во время моего общения с миром дона Хуана, обучение магическим пассам и их использование было такой же тайной за семью печатями, как и в глубокой древности. Правда, это уже не сопровождались ритуальными действиями. Дон Хуан говорил, что ритуалы уже не пользуются успехом, ввиду своей ненужности, а современные маги больше интересуются конечным результатом и действенностью. Однако, он запретил мне говорить о магических пассах с кем-либо из его учеников, да и вообще с кем-либо из непосвящённых. Своё требование он объяснял тем, что заниматься ими нужно крайне осторожно, иначе они могут оказать нежелательный эффект. Изучать и пользоваться ими может лишь тот, кто серьёзно вступил на путь воина.
Вместе со мной дон Хуан обучил большому числу магических пассов и трёх других своих учеников - Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау и Кэрол Тиггс. Но, кроме обилия знаний, дон Хуан оставил нам уверенность в том, что мы - последние в его магической линии. Это породило задачу найти новые пути для распространения знаний, накопленных в его линии.
Я должен прояснить очень важную вещь: дон Хуан Матус никогда не был заинтересован в широком обучении своим знаниям. Он был заинтересован в продолжении своей магической линии. Мы, четверо его учеников, были своего рода средством продолжения. Сам дух, говорил дон Хуан, выбрал нас и привел к нему, сделав таким образом, продолжателями его линии. Поэтому он взял на себя титанический труд - передать нам всё, что он знал о магии и о развитии своей линии.
Обучая меня, он нашёл, что моя энергетическая конфигурация кардинально отличается от его собственной, что могло означать только одно - конец его линии. Я часто говорил дону Хуану, что каковы бы ни были невидимые различия между нами, сама эта идея мне ненавистна. Его аргументов я не понимал, но твердо знал одно - у меня нет никакого желания нести на себе груз ответственности последнего представителя магической линии дона Хуана.
- Хотя и кажется, что маги ничего не делают, кроме как принимают решения, на самом деле они не решают, - объяснил дон Хуан. - Они только видят результаты. Я ничего не делал для того, чтобы выбрать тебя, и не старался, чтобы ты стал таким, каков ты есть. Стало быть, поскольку я не выбирал того, кому передам свои знания, я просто принял человека, посланного мне духом. Этим человеком оказался ты, но энергетически ты способен только к окончанию линии, ты не можешь её продолжить.
Он говорил, что окончание его линии не имеет ничего общего ни с ним, ни с его усилиями, ни с провалом или успехом его как мага, ищущего полной свободы. Он понимал, что окончание его линии является выбором за пределами человеческого уровня, сделанным не какими-то существами, а безличными силами Вселенной.
Все мы, четверо его учеников, я и три женщины, приняли то, что дон Хуан называл нашей судьбой. Но, приняв её, мы лицом к лицу столкнулись с тем, что он называл закрытием за собой двери. Иными словами, мы взвалили на себя ответственность распорядиться полученными от дона Хуана знаниями по своему усмотрению, и каковым бы ни было наше решение, неукоснительно выполнить его.
Прежде всего, мы задали себе решающий вопрос: что делать с магическими пассами, составной частью знаний дона Хуана, пропитанной прагматизмом и имеющей строго прикладное применение? Мы приняли единогласное решение - учить им всех и каждого, кто только хочет. Желание снять с магических пассов ореол тайны, рассекретить то, что тысячелетиями оставалось недосягаемым, диктовалось прежде всего нашей абсолютной убеждённостью в том, что мы являемся последними представителями линии дона Хуана. Для нас стало невероятным унести с собой секреты, которые нам не принадлежат. Скрывать магические пассы в тайне не было нашим решением. Нашим решением было покончить с этим.
Более того, мы попытались создать своего рода сплав из четырех видов упражнений, поскольку обучались мы отдельно друг от друга. Наше обучение строилось, исходя из физического и умственного состояния каждого из нас, так что мы имели несколько видов упражнений. Мы стремились создать такие упражнения, которые подходили бы всем.
Наша работа увенчалась успехом: слегка изменив исходные упражнения, нам удалось создать целый комплекс. Мы назвали его тенсегрити. Это архитектурный термин, обозначающий "такое свойство каркасных структур, содержащих элементы, постоянно или эпизодически находящиеся под напряжением, при котором все они (элементы) работают с максимальной эффективностью и экономией".
Необходимо объяснить, что, собственно, представляют из себя магические пассы, открытые, как говорил дон Хуан, магами древних времён. Мне хотелось бы уточнить: термин древние времена для дона Хуана означал 7000 - 10000 лет назад, то есть, с точки зрения современного научного подхода к развитию человечества, цифры, можно сказать, несуразные. Я спорил с доном Хуаном, доказывая ему, что между его точкой зрения и взглядами ученых есть расхождения и просил назвать его более реалистическую цифру. Он утверждал, что это факт: 7000 - 10000 лет назад жители Нового Света касались таких глубин Вселенной и восприятия, в которые современный человек вникать ещё не начал.
Несмотря на различие в наших мнениях, тайна, которая окружала магические пассы в течении веков, и тот эффект, который они произвели, глубоко изменили моё отношение к ним. В этой работе я представляю личное отражение этого влияния. Я чувствую себя обязанным начать разъяснение данного предмета в том же порядке, в каком это делали мне, а для этого мне придется вернуться к началу ученичества у дона Хуана.
Начал он с рассказов о великолепном физическом состоянии древних магов. Дон Хуан бесконечно говорил о необходимости тренировок, уверяя, что маг должен иметь гибкое, подвижное и сильное тело. Только с таким телом, настаивал он, можно достичь вершины, к которой стремится всякий маг - безмолвного знания.
- Хладнокровие и прекрасная физическая форма, вот что было самым важным для тех мужчин и женщин, - как-то однажды поведал мне дон Хуан. - Трезвость и прагматизм это главные и необходимые качества для достижения безмолвного знания - для входа в другие области восприятия. Строго говоря, для навигации в неизвестном нужна отвага и смелость, но не безрассудство и беспечность. Для того, чтобы уравновесить отвагу и безрассудство, маг обязан быть крайне трезвым, осторожным, искусным и находиться в великолепной физической форме.
Дон Хуан говорил, что в жизни магов есть пять вещей, которые служат для достижения безмолвного знания.
Этими вещами являются:
1) магические пассы;
2) энергетический центр тела человека, называемый центром принятия решений;
3) перепросмотр, который является средством для увеличения сферы осознавания;
4) сновидение: настоящее искусство, разрушающее рамки обычного восприятия;
5) внутренняя тишина: исходное состояние восприятия, от которого отталкиваются маги, чтобы воспринимать то, что им необходимо.
МАГИЧЕСКИЕ ПАССЫ
Впервые дон Хуан начал разговор со мной о магических пассах с нескольких презрительных замечаний относительно моего веса.
- Ты обрюзг, тело у тебя слишком рыхлое, - произнес он, оглядывая меня с головы до ног. - Ещё немного, и ты начнёшь жиреть. Я вижу на твоем теле следы усталости и разложения. У тебя, как и у многих представителей твоей расы, на загривке складки как у быка. Пора тебе серьезно заняться магическими пассами. Они - самое главное открытие древних магов.
О магических пассах дон Хуан говорил и раньше, правда, только вскользь. Тогда, в тот позорный момент, я даже не мог припомнить, слышал ли я от него что-нибудь о пассах.
- О каких магических пассах ты говоришь, дон Хуан? - удивленно спросил я его. - Как я могу относиться серьезно к тому, чего не знаю?
- Не делай из меня дурака, - произнес дон Хуан и на лице его появилась неприятная улыбка. - Я не только неоднократно говорил тебе о них, но многие из них ты уже знаешь. Всё это время я постоянно учил тебя магическим пассам.
Он был, конечно, прав. В ту минуту я вёл себя отвратительно, но меня можно простить, я не ожидал такого открытого разговора и был ошеломлен им. Сообщение дона Хуана о том, что он давно учит меня пассам сбило меня с толку. Я начал протестовать, заявлял, что ничего о них знаю, горячился так, словно в тот момент на карту была поставлена моя жизнь.
- Не кипятись, а то загоришься, - пошутил дон Хуан. - Как ты здорово умеешь защищаться. Я не хотел обидеть тебя, - он мимикой показал, что просит извинения. Это было так комично, что я засмеялся.
- Я с некоторого времени заметил, что ты повторяешь за мной мои движения, - пояснил дон Хуан, - и начал показывать тебе магические пассы, надеясь на твою память. Сколько раз ты спрашивал меня, зачем это я трещу суставами? Мне понравилась твоя фраза, давай их так и назовем. Впредь так и говори: потрещать суставами. - сказал он.
- Я показал тебе десять различных способов потрещать суставами. Каждый из них является магическим пассом и служит для совершенствования моего тела и твоего.
Магические пассы, о которых говорил дон Хуан, для меня были всего лишь трещанием суставами. Он иногда как-то странно двигал руками, ногами и телом. Я думал, что он таким образом потягивается, расправляет кости и связки. Результатом его телодвижений был треск и хруст. Честно говоря, мне казалось, что дон Хуан таким образом просто развлекается сам и веселит меня.
В своей обычной вызывающей манере он как бы провоцировал меня повторять эти упражнения и даже иногда просил сделать это. Я повторял, но добиться того, чтобы суставы у меня тоже потрескивали, мне никогда не удавалось. Однако я запомнил все те упражнения, которые он показывал мне.
- Но почему их называют магическими пассами? - допытывался я.
- Они не просто называются магическими, - отвечал дон Хуан, - они в самом деле магические! Я не могу тебе объяснить словами, почему это происходит, но это так. Эти упражнения не просто зарядка или способ укрепления тела, они помогают достичь оптимального состояния. Они пронизаны намерением тысяч магов. Даже если ты непроизвольно выполняешь их, это помогает останавливать работу ума.
- Что ты хочешь сказать? - я с сомнением посмотрел на него. - Как они могут остановить работу ума?
- Всё, что мы делаем в этом мире, - пояснил он, - мы узнаём и идентифицируем, преобразуя в линии подобия.
Дон Хуан силился найти соответствующие выражения, чтобы ответить мне. Он помолчал, словно подыскивая нужные формулировки. Я тихо сидел. Я очень мало знал о предмете, о котором мне даже страшно было подумать. Тогда меня раздирало простое любопытство, я хотел узнать, что же представляют из себя эти таинственные магические пассы.
Дон Хуан поднялся. Мне показалось, что ему надоело объяснять мне элементарные, по его мнению, вещи. Мы сидели в доме и пили чай из пахучих листьев, сорванных с одного из кустов, которые во множестве росли около нашего дома. Дон Хуан извинился, сказав, что хочет вздремнуть. В течении суток, днем и ночью, дон Хуан ненадолго ложился и спал. Чаще всего это продолжалось не больше двух часов. Когда он сильно уставал, он спал шесть часов, но опять же не подряд, а три раза по два часа с небольшими перерывами между ними.
После этого случая мы долго больше не возвращались к разговорам о магических пассах. Как-то раз, по прошествии некоторого времени, дон Хуан внезапно продолжил объяснение, причем сделал это так, словно после первого разговора на эту тему прошла максимум одна минута. Я чуть не остолбенел от неожиданности, мне потребовалось некоторое время, чтобы ухватить нить полузабытого разговора.
- Что касается людей, то для них существуют линии подобия, - сказал он, - это линии некоторых вещей, либо похожих друг на друга, либо связанных между собой предназначением, некой определенной целью. Например, если я произнесу слово "вилка", ты сразу вспомнишь и другие предметы, связанные с ней - ложку, нож, скатерть, салфетку, тарелку, чашку, блюдце, бокал вина, суп с клецками, банкет, вечеринку, праздник. Можно до бесконечности перечислять вещи, так связанные между собой. Практически все, что мы делаем, имеет подобную связь. Маги же видят довольно странную вещь: все эти линии родства, все эти линии вещей, так связанных между собой целью или предназначением, ассоциируются с человеческой идеей о том, что все предметы вечны и неизменны, как слово Божье.
- Почему в твоем объяснении присутствует слово Божье, дон Хуан? Что общего оно имеет с тем, о чём ты мне рассказываешь? - поинтересовался я.
- Всё общее! Мне кажется, что в наших умах вся Вселенная похожа на слово Божие: она абсолютна и неизменна. Так и мы ведём себя; в глубинах нашего ума есть ограничитель, он не разрешает нам остановиться и убедиться в том, что это самое слово Божие, в том виде, в каком мы его принимаем и понимаем, принадлежит мёртвому миру. С другой стороны, живой мир находится в постоянном течении, потоке. Он движется; он изменяется; он меняет направление движения.
- Магические пассы называются магическими потому, что выполняя их, тело понимает - всё вокруг нас, вместо того, чтобы быть закреплённым в неизменных линиях подобия, движется и течёт. А если всё во Вселенной является течением, потоком, то его можно остановить. Можно построить дамбу, которая остановит или изменит этот поток.
Слова дона Хуана вызвали во мне странную реакцию. Мне показалось, что я чувствую угрозу, но не себе лично, а тому, к чему я был предназначен. Впервые я явственно ощутил, что дон Хуан намеренно пытается разозлить какую-то мою часть, которая совсем не является мной.
Запутавшись в противоречиях, я молчал и вдруг услышал свой собственный голос. Я говорил, хотя, могу поклясться, не собирался этого делать. Все происходило помимо моей воли.
- Но, дон Хуан, уж не хочешь ли ты сказать, что каждый раз, когда ты потрескиваешь суставами, или я повторяю за тобой твои движения, во мне происходят какие-то изменения?
- Я вижу, что часть тебя, которая не является тобой, разозлилась, - воскликнул дон Хуан и рассмеялся. Меня снова сдавили внутренние противоречия. Что-то во мне злилось, но это что-то не было мной. Дон Хуан взял меня за плечо и сильно потряс. Я ясно ощущал, как голова у меня болтается на ставшей мягкой шее. Однако действие дон Хуана возымело мгновенный эффект, я сразу успокоился. Он усадил меня на остатки кирпичной стены. Там было полно муравьев и я никогда сам не садился туда, потому что муравьи тут же заползали мне под одежду. Однако, сейчас они вели себя очень странно. Они хаотично бегали вокруг меня, казались возбужденными и сбитыми с толку. Мне стало любопытно, я с интересом наблюдал за ними, ожидая, когда они начнут заползать на мое тело, на грудь и горло. Слова дона Хуана отвлекли меня и я забыл о муравьях.
- Не беспокойся, муравьи не полезут на твое тело, - произнес он, угадывая мои мысли. - Сейчас ты заряжен необычной энергией, продуктом твоих внутренних противоречий. Муравьи считают, что ты непроницаем и опасен. Они будут бегать вокруг, не причиняя тебе никакого вреда, пока ты или не встанешь, чтобы уйти, или пока твоя энергия не придёт в норму. А теперь я отвечу на вопрос, который задал твой ум, намереваясь задеть меня. Так вот, я могу сказать тебе, что всякий раз, когда мы выполняем магические пассы, мы изменяем основную структуру самих себя. Мы перекрываем дамбой тот самый поток, который, как нас учили, является неизменным набором вещей.
Каким-то странным изменившимся голосом, совсем непохожим на мой собственный, я попросил дона Хуана привести мне пример строительства дамбы на потоке, о котором он говорит. Я пояснил, что хочу представить его в своём уме.
- В своем уме? Ты бы лучше постарался запомнить правильные названия вещей. То, что ты именуешь своим умом, вовсе не твой ум. Маги убеждены, что наш ум - это инородный объект, который одевается на каждого из нас. Прими это как должное и не требуй от меня дополнительных объяснений. Не спрашивай, кто его одел на нас и как.
После этих слов я опять почувствовал угрозу, причем теперь это ощущение было значительно явственнее. Меня захлестнула волна безотчетного страха. Но её источником был не я. Однако она, казалось, была привязана ко мне. Дон Хуан что-то делал и его действия казались мне магически положительными, но и невероятно отрицательными одновременно. Я видел в них попытку разрезать тоненькую плёнку, которая была приклеена ко мне. Не мигая, он посмотрел мне прямо в глаза, затем отвел взгляд и произнес:
- Хорошо, я приведу тебе пример, о котором ты просишь. Посмотри на меня. В моём возрасте у меня должно быть высокое кровяное давление. Если бы я пошел к врачу, он принял бы меня за старого индейца, питающегося плохой пищей, заражённого неуверенностью и расстройствами. Исходя из всего этого, да еще учитывая, сколько мне лет, доктор предположил бы, что у меня гипертония, вполне закономерный результат.
-И в то же время, - продолжал дон Хуан, - давление у меня в совершенном порядке, но не потому что я физически сильнее среднего мужчины или благодаря моим генетическим данным. Магические пассы заставили мое тело разрушить линию поведения, которая ведет к гипертонии. Говорю тебе совершенно честно, что каждый раз, когда я пощёлкиваю суставами, выполняя магические пассы, я блокирую поток ожиданий и поведения, который обычно ведёт к гипертонии.
- Могу ещё один пример привести. Ты знаешь, как подвижны у меня колени. Ты вообще заметил, что я значительно более подвижен, чем ты? Я могу сгибать ноги так же легко, как это делает ребенок. Магическими пассами я построил дамбу и перекрыл поток, который делает мои ноги, как у большинства людей, неповоротливыми.
Больше всего меня удручало то поразительное обстоятельство, что дон Хуан, который по возрасту годился мне в дедушки, на самом деле выглядел значительно моложе меня. По сравнению с ним я казался упрямым, суетливым, почти окостеневшим стариком. Дон Хуан был бодр, подвижен. Казалось, что он никогда не устаёт. То есть, он обладал качеством, которым по идее, должен был обладать я - юностью. Дон Хуан неустанно повторял мне, что юность никак не связана с возрастом и при этом очень радовался.
После обидных слов дона Хуана во мне произошёл взрыв энергии.
- Но как ты всего этого добился? - огорченно спросил я его.
- Я победил свой ум, - спокойно ответил он и широко раскрыл глаза, изображая мое изумление. - У меня нет ума, мне ничто не говорит о том, что я должен стареть. Я не выполняю договорённости, которых не заключал. Запомни: маги никогда не выполняют обязательств, которых никогда не брали на себя. И старость - одно из таких обязательств.
Некоторое время мы молча сидели. Я размышлял, гадая, какой эффект во мне могут вызвать его слова. Моё, как я его называл, внутреннее психологическое единство снова разрывалось. Два ответа слышались во мне. С одной стороны, я совершенно не принимал ту, казалось, чепуху, которую мне проповедовал дон Хуан. С другой стороны, я не мог не признать, что все его замечания абсолютно справедливы и точны. Дон Хуан был стар и в то же время стариком не был. Более того, по сравнению со мной он казался юношей. Он не зависел ни от затрудняющих жизнь мыслей и привычек, ни от образцов поведения. Он был свободен, в то время как я находился в плену мелочных, пустопорожних рассуждений о себе, которые, как меня вдруг осенило, вообще не являлись моими. Эта мысль пришла ко мне впервые и поразила меня.
Кое-как обретя некое подобия контроля над своими взаимоисключающими рассуждениями, я спросил дона Хуана: - А кто и как изобрёл эти магические пассы? - Никто их не изобретал, - резко ответил дон Хуан. - Если считать, что они были кем-то придуманы, придётся признать, что это - работа ума, а это не соответствует истине. Древние маги во время практики сновидения обнаружили, что, двигаясь определённым образом, можно прервать поток мыслей и действий.
- Следовательно, магические пассы являются продуктом состояния не-ума, или, точнее, такого состояния, в котором ум отключён. Для того, чтобы сновидеть, практикующие должны полностью контролировать себя и результатом в этом случае будет полет ума.
- Что имеешь в виду под фразой "полет ума", дон Хуан?
- Основной способностью древних магов было умение владеть своим умом. Они обнаружили, что если озадачить, обуздать ум вниманием, особенно тем, которое они называли вниманием сновидения, то ум улетает, и тогда практикующему становится абсолютно ясным постороннее происхождение ума.
Я был ошеломлен услышанным и почувствовал в себе желание узнать больше, но некое странное чувство останавливало меня. Мне виделись страшные результаты моего любопытства. Я явственно почувствовал что-то вроде гнева Господня, он спустился на меня и я догадался, что затронута тема, скрытая от нас самим Богом. Сделав над собой усилие, я преодолел страх. - Что ты хочешь сказать? - я снова услышал свой голос как бы со стороны. - Что-что-что ты имеешь в виду под фразой "обуздать ум вниманием”?
- Дисциплина обуздывает ум, - ответил дон Хуан, - но под дисциплиной я не имею в виду грубое следование заведённому порядку. Маги понимают дисциплину как способность безмятежно встречать странности, выходящие за рамки наших ожиданий. Для них дисциплина - это волевой акт, который дает им способность принимать без сожалений и ожиданий всё, с чем бы они неожиданно не столкнулись. Для мага дисциплина - это целое искусство - искусство встретиться лицом к лицу с бесконечностью и не дрогнуть при этом, но не потому, что маг чёрств, а потому что он преисполнен благоговения. То есть, говоря проще, я бы назвал дисциплину искусством испытывать благоговение. Итак, благодаря дисциплине, маги побеждали свой ум, вещь инородную.
Дон Хуан сказал мне, что в сновидениях маги древней Мексики открыли движения, способствующие усилению тишины и создающие особое ощущение полноты и благополучия. Оно им понравилось настолько, что маги пытались ввести себя в это состояние даже в период бодрствования. Вначале, как говорил мне дон Хуан, маги считали, что это сновидение создает настроение благополучия, но попытки вызвать это настроение оказались бесполезными. Потом маги заметили, что когда в процессе сновидения их охватывало чувство благополучия, они непроизвольно делали некоторые движения. Запоминая их по крупицам, маги затем создали комплекс движений, который, как они предполагали, являются автоматической реакцией тела во время сновидения. Вот так и появились магические пассы.
Успех вдохновил древних магов и они начали систематизировать движения, делать из них целые системы. Идея была проста - в сновидении тело человека спонтанно двигается под действием некоей силы, которая знает результат и ведёт человека к нему. Маги считали эту силу своего рода клеем, который связывает наши энергетические поля, тем самым делая нас единым целым.
Среди множества других вещей магические пассы стали для древних магов базой для навигации в неизвестном. Маги разработали основные критерии выполнения пассов, которые сейчас, если иметь в виду тенсегрити, стали одним критерием. Называется он насыщение, потому что маги буквально бомбардировали своё тело множеством различных пассов, понимая, что только так связывающие нас силы дадут максимально возможный эффект.
ЦЕНТР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
По значимости вторым вопросом, глубоко интересовавшим магов древней Мексики, был центр принятия решений. Благодаря практическим результатам своих стараний, маги нашли, что на теле человека есть место, которое отвечает за принятие решений. Это оказалась v-образная ямка (ярёмная впадина), расположенная у основания шеи, на самом верху грудной клетки. Маги считали это место в высшей степени тонким и чувствительным, так как в нём накапливается особый вид энергии, дать определение которой маги не могли, поскольку, не исключено, она сама являлась этим определением. Тем не менее маги были абсолютно убеждены в том, что чувствуют присутствие и результат воздействия этой энергии. Они утверждали, что она выталкивается из центра очень скоро после рождения и никогда не возвращается в него, лишая человека самого главного, того, что не могут дать ему энергии всех остальных центров, вместе взятые.
В течении многих веков маги указывали на неспособность человеческих существ к принятию решений. Маги говорили, что человеческие существа создали мощные общественные институты, которые брали на себя ответственность за принятие решений. Поэтому человеческие существа сами по себе ничего решать не могут, за них решает общественный порядок, они же просто выполняют решения, принятые от их лица.
V-образная ямка, находящаяся у основания шеи, считалась магами местом столь невероятной важности, что они даже редко касались её, а если и касались, то только с ритуальной целью и не рукой, а каким-нибудь предметом. Дон Хуан Матус говорил мне, что для этого использовались отшлифованные до зеркального блеска палочки, сделанные из твёрдого дерева, кости животных или даже человека. Поверхность, касающаяся v-образной ямки, должна была быть совершенно круглой, как у головки кости и совпадать по размеру с углублением на шее. Маги плотно прижимали палочку или кость, надавливая на края ямки. Эти же предметы, говорил дон Хуан использовались, правда очень редко, и в качестве массажёров, а также для того, что сегодня мы называем акупунктурой.
- Как им удалось обнаружить, что именно эта точка и является центром принятия решений? - спросил я дона Хуана.
- В каждом из энергетических центров тела, - ответил он, - имеется концентрация энергии; вихрь энергии, как воронка, вращающаяся против часовой стрелки. Относительно того, кто смотрит на неё, конечно. Мощность определённого центра связана с силой вращения. Если вращение слабое, значит центр истощён, энергии в нём почти нет. Дон Хуан объяснил мне, что в теле человека существуют шесть мощных вихрей энергии, которые доступны для умелого обращения с ними. Первый находится в области пе<